ПЛАТОН

ПЛАТОН (428/427 до н.э. – 348/347 до н.э.)

Великий афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии – первого высшего учебного заведения в западном мире.

 

Платон считается одним из самых важных и наиболее влиятельных людей в истории человечества, а также ключевой фигурой не только античной, но и вообще всей западной философии в целом.

 

Платон был новатором письменного диалога и  диалектических форм в философии. Его самым известным вкладом служит теория идей, познаваемых умозрением, в которой Платон представляет решение проблемы универсалий, известное как платонизм.

 

Обычно считается, что наиболее решающее философское влияние на него оказали, наряду с Сократом, досократики ПифагорГераклит и Парменид, — хотя до наших дней сохранилось мало работ его предшественников, и многое из того, что мы знаем об этих фигурах сегодня, получено от самого Платона. В отличие от работ почти всех его современников, все работы Платона, как полагают, сохранились нетронутыми более 2400 лет. Хотя их популярность колеблется, произведения Платона постоянно читаются и изучаются.

 

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение: род его отца  восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики  Кодру, а предком матери был афинский реформатор Солон. Первым учителем Платона был Кратил. Около 408-го года до н. э.  Платон познакомился с «мудрейшим из эллинов» Сократом. Он стал одним из его учеников философии; до этого он изучал стихотворчество. Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. Во время суда над Сократом, Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежный залог. После приговора Платон заболел и не присутствовал при последней беседе в темнице.

 

Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать… посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошёл на вершину зримого».

 

Глубокий интерес к учению Платона присущ духовно — академической философии. В. Н. Карпов, профессор философии Петербургской духовной академии был ценителем философии Платона, изучал его взгляды, переводил труды, издал шесть томов «Сочинений Платона». В книге «Введение в философию» изложил собственное видение «философского синтетизма», основанное на идеях Платона.

Философии Платона придерживались преподаватели философии в университетах. Профессор Московского университета П. Г. Редкин опубликовал исследование платоновских идей «Из лекций по истории философии нрава в связи с историей философии вообще», состоящее из семи томов.

Много книг и статей, посвященных Платону, появляется во второй половине XIX века, делаются попытки вписать греческого философа в христианскую философскую традицию. Одним из наиболее ярких русских платоников был П. Д. Юркевич. 12 января 1866 года на торжественном собрании Московского университета он произнёс речь «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта», в которой предпринял попытку синтезировать учения Платона и Канта. Почти в каждом своем сочинении Юркевич пытался показать «характеристическую черту Платона» в развитии собственного мышления.

Выделяют и другие исследовательские работы, посвященные изучению и осмыслению платоновской философии:

  • «Источники о софистах. Платон как исторический свидетель», «Платонизм как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии» А. Н. Гилярова.
  • «Метод и направление философии Платона» А. А. Козлова.
  • «Жизненная драма Платона» В. С. Соловьёва.

В. С. Соловьёв был переводчиком произведений Платонова. Ученый не смог завершить работы. При этом идеи Платона выполняли его функции, которые несли конструкцию всей философии. Идеями Платона были идеи добра и блага, творческим, божественным началом, которое как солнце освещает светом жизни и мир. Для В. С. Соловьёва был характерен акцент на языческом осмыслении платоновского миросозерцания, для В. В. Зеньковского утверждение о слишком большой философичности Платона для христианства.

Платон поистине центральная фигура европейской науки. Бездонная глубина его произведений не теряет актуальности и в наши дни.