САЛАХ АД-ДДИН (САЛАДИН)

САЛАХ АД-ДДИН (САЛАДИН) (1137 – 1193)

Мусульманский полководец и лидер XII века, основатель династии Айюбидов, которая правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен как Саладин, хотя это не имя, а почётное прозвище. Собственное же имя этого человека Юсуф ибн Айюб.

 

Будущий освободитель Иерусалима от крестоносцев родился в 1137 году в семье курдского эмира Айюба, детство провëл в древнем Баальбеке, а юность в Дамаске, который он в последствии сделает своей столицей.


Звезда Саладина начала восходить во время его походов с дядей Шакрухом на Египет, где он проявил себя как талантливый военачальник и организатор, а после смерти дяди Салах Ад-Дин стал визирем Египта.

Арабский мир был тогда разделëн, крестоносцы Иерусалимского королевства совершали набеги на караваны и города мусульман, и Саладин, человек очень верующий и набожный, поставил перед собой цель изгнать неверных из Палестины.

Для начала, после смерти султана Нур-ад-Дина, он стал полновластным хозяином Сирии и Египта, подчинив себе непокорных эмиров, а затем занялся крестоносцами, благо поводов для войны они давали немало, как тот же французский рыцарь Рене-де-Шатийон, которого позже Саладин казнил лично.

В 1183 году Салах Ад-Дину удалось полностью разгромить войско крестоносцев, попавших в ловушку в жаркой пустыне. После битвы султан без помех занял Иерусалим, отпустив за выкуп большинство его жителей.

Султан вообще славился своим гуманизмом, благородством и высокими нравственными идеалами. Он не пил вино, не копил богатств, раздаривая его своим эмирам, богословам и войску, а к пленным относился с уважением.

100 лет до него крестоносцы устроили кровавую баню в Иерусалиме, вырезав почти всех, европейцы вообще отличались жестокостью, как тот же Ричард Львиное Сердце, обезглавивший 2700 пленников после взятия Акры.

Саладин по свидетельству современников подобным не занимался, и после взятия Иерусалима казней не устраивал, разрешив жить в городе и евреям, и христианам. Хотя тут возможна некоторая идеализация образа этого военачальника, о чём мы скажем ниже.

В ответ на взятие Иерусалима начался 3-й крестовый поход, главной нитью которого стало противостояние Ричарда и Саладина, двух ярких представителей своей эпохи, продуктов цивилизации Запада и Востока.

Если Саладин был истинным восточным правителем, мудрым и справедливым, то Ричард олицетворял собой буйное рыцарство Средневековой Европы с его неугомонностью, бесстрашием, жаждой власти и жестокостью.

Саладин и Ричард не встречались лично, но вели постоянную переписку, преподносили друг другу дары, строили планы мира в Палестине и очень уважали друг друга, видя в сопернике достойного противника.

Великолепный тактик, Ричард выиграл почти все сражения у Саладина, бросаясь самый первый в гущу битвы и вызывая ужас у сарацин. Но абсолютно некомпетентный стратег и дипломат, Ричард проиграл всю войну, заключив вынужденный мир с Саладином и вернувшись в Европу.

Саладин же умер через год после отъезда Ричарда в Дамаске, в окружении друзей и родных, навсегда оставшись в сердцах мусульман защитником веры и героем, объединившим арабский мир в борьбе с Западом. Но при этом необходимо отметить, что и в европейской истории, фольклоре и литературе Саладину всегда отдавалась дань уважения, что мы можем видеть в многочисленных фильмах о событиях той эпохи, в которых этот мусульманский полководец и государственный деятель выведен почти как идеальный рыцарь в европейском понимании. Будучи мусульманином и противником рыцарей-крестоносцев на поле боя, он, тем не менее, остался в памяти европейцев как благородный враг и достойный уважения человек.