Журнал «Проблемы теории и практики управления». № 1, 2008 г. Образование взрослых — важный фактор общественного развития

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЕФИМ МАЛИТИКОВ,
доктор экономических наук, профессор, председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, президент Международной ассоциации «Знание»

  • Образование взрослых — отрасль, наднациональный суперстатус которой во всем мире не вызывает сомнения
  • Страны СНГ подготовили новую программу совместных действий по формированию современной системы образования для взрослых

Установка на устойчивое развитие мирового сообщества выдвигает стратегическую задачу: создать новые наднациональные инструменты планирования. В основе этого планирования лежит общемировое непрерывное общедоступное образование людей в течение всей сознательной жизни, т.е. с детства до глубокой здоровой старости.

В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми формулами, технологиями и правилами. У глобального развития должны быть глобальные наднациональные формулы, технологии и правила.

Нужно учитывать, что для получения и выполнения достойной работы нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние знания и навыки. Ставка только на Интернет не оправдывает себя в необходимой мере, так как, во-первых, Интернет достаточно дорог и, во-вторых, его относительная массовость распространяется лишь на густонаселенные развитые регионы Земли.

По мере освоения современных технологий и инструментов доступа к мировому знанию первичное обучение необходимо трансформировать в изучение. Важно превратить избирательные генетические способности человека в стимул, мотивированный интересом и успехом, тягой к глубокому пониманию предмета изучения как к удовольствию в основе качественной жизни и здорового долгожительства. Речь идет о том, чтобы добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств такой наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства, как образование взрослых.

С изменением ментальных установок и взглядов общества на образование взрослых и отражением его основополагающей роли в приоритетах политики государств качество жизни населения возрастет благодаря использованию интеллектуального потенциала, опыта и мудрости пожилых людей. Вовлечение взрослого и пожилого населения в современный образовательный процесс, обеспечение им доступа 

к прикладным и практическим знаниям позволят продлить не только их эффективную роль наставников для государства и общества, но и жизнь в условиях уважительного восприятия их авторитета со стороны молодого поколения. При этом расходная часть бюджета страны на медицинское обеспечение пенсионеров резко снизится на фоне благодарной, заинтересованной позитивной философии восприятия естественных этапов жизни. За счет этого численность образованного конкурентоспособного производи-тельного населения страны и мира будет эффективно расти. Стоимость же массового, диверсифицированного по возрасту и способностям глобального современного образования будет асимптотически стремиться к общедоступному минимуму.

Мы надеемся, что в рядах нашего Общества будет вся передовая научная интеллигенция Советского Союза. Широкая общественная активность и инициатива – это новый элемент, который вносится в традиционное советское дело распространения знаний в народе.

ОБРАЗОВАНИЕ – ОБЛАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ

В поисках путей оздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на XXI век» и «Задачи Тысячелетия» как приоритет мировой политики для государств и правительств. ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным не-правительственным организациям искать новые возможности партнерства (партнерство II типа), в которое должны быть вовлечены государственные и общественные структуры, средства массовой информации, деловые и промышленные круги, работники образования, ученые, молодежь. Особое место при этом принадлежит непрерывному образованию взрослых в течение всей жизни. В данном контексте показателен тот факт, что в Кельнской Хартии, подписанной в 1999 г. руководителями стран «Большой восьмерки», проблема образования взрослых поставлена на первое место.

Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого 

зиждилась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование. Прежде обновление знаний на планете происходило каждые 20-30 лет, и общество в лице одного поко-ления не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную классно-урочную систему образования. Сегодня знания обновляются на 20% в год, т.е. полностью за каждые 5 лет.

К сожалению, действующее в большинстве стран традиционное базовое образование в силу своей инерционности не успевает за изменениями в мире знаний. Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22-23 годам, являются носителями уже устаревших знаний. В течение следующих 5-6 лет они обычно строят свою карьеру и в зависимости от таланта и целеустремленности достигают определенного места в обществе, а отдельные из них — высших руководящих постов. В период карьерного «форсажа» многие направляют на это всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко оказываются псевдоспециалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком социальном ранге.

Таким образом, возникла новая социальная проблема – недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания. Кроме того, формируются установки на необходимость освобождения места, вследствие чего возникает комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и т.п. И, пока система и технология образования будут отставать от процесса обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться. Поэтому образование взрослых наряду с экономикой и государственным строительством является важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития. Успевать за быстро меняющимся миром знаний помогают новейшие современные технологии на основе дистанционных космических интерактивных коммуникаций.

Очевидно, что экономическое соревнование государств перемещается из производственной области в сферу науки, новых технологий и образования. Состояние и уровень их развития будут определять конкурентоспособность стран, их положение в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность, включая прежде всего экономическую и оборонную.

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе еще в конце 80-х годов XX века пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – и конкурентоспособной экономики. Это естественно, поскольку в современных условиях на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится более 80%. Ведущая роль при этом принадлежит образованию взрослых, которое формирует эту конкурентоспособную рабочую силу. Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в жесткой конкурентной борьбе за экспортные рынки. Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии и начать производство высококачественных товаров и их продажу по приемлемой цене. Это азбука современной экономической науки, но без образования, и прежде всего образования взрослых, овладеть этой азбукой невозможно.

Важно отметить, что, по мнению экспертов, образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением. Дело в том, что оно должно быть основным видом непрерывной деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания, и осуществляться в течение всей жизни.

Следовательно, образование взрослых становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что глобальные судьбоносные решения являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты. Во многих странах мира об-разование взрослых уже стало новой, наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения. Образование взрослых – важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус во всем мире не вызывает сомнения.

Очевидно, что развитие одной из самых перспективных отраслей – образование взрослых, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций. Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не использует средства из государственного бюджета.

Главная задача государств – создать предпосылки и нормативную базу, позволяющие обеспечить непрерывное образование, которое является необходимым условием:
• увеличения продолжительности активной жизни человека;
• максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни;
• ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

Правовая база должна гарантировать равенство всех видов образования перед законом и право на получение образования в любом возрасте.

В связи с этим следует всячески поощрять развивающуюся сеть негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.

Указанные задачи и вопросы обсуждались еще на Всемирной конференции по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 г. в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО. Форум проходил под девизом: «Образование взрослых – это ключ в XXI век!». Среди его участников были министры образования 74 государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений. Учитывая первостепенность проблемы финансирования образования взрослого населения планеты, участники конференции единодушно пришли к выводу о необходимости создания и доведения до автоматического применения системы персонального кредитования обучающегося взрослого населения. В рамках решения данной проблемы должны быть предусмотрены государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, учреждениям системы образования взрослых, работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни. Конференция рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

Что касается стран СНГ, то следует признать, что новая, современная система образования взрослых здесь только зарождается. Значительным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых, которое в январе 1997 г. подписали главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Позже к Соглашению присоединились Грузия и Украина.

Для реализации Соглашения был учрежден Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межгосударственном комитете наравне с государствами-участниками. Важнейшими задачами Комитета являются трансформация просветительской и образовательной деятельности, координация подготовки законов по образованию взрослых в странах СНГ. При этом предполагается предоставление широкого спектра информационных услуг, создание технической базы и сети дистанционного образования для взрослых, развитие информационной и методической базы системы образования взрослых, организация системы подготовки преподавательских кадров для системы образования взрослых и др.

Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» выдвинули совместно с английской компанией «SatEduNet» идею создания Всемирного университета и обеспечения глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта-импорта знаний с ведущими университетами и профессорами мира. Технический центр Всемирного университета поддерживается силами НИИ космических систем и Российской академией космонавтики имени КЗ. Циолковского.

Всемирный университет как дистрибьютор современных знаний выступает гарантом обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровнях.

Фактически работа Всемирного университета началась. Однако разнородность представлений, негибкие национальные политики и несовершенные международные механизмы снижают ее эффективность. Прежняя система обучения настаивала на том, что главный фактор успешного образования – непосредственный контакт между учеником и учителем. Действительно, это важный фактор, но он уже не эффективен для общества третьего тысячелетия. Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции. Человечество должно опираться на принципиально новые знания, с тем чтобы достичь высокомоти-вированной самостоятельности людей в изучении новых профессий, дисциплин, приемов и принципов жизни.

Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе. Никакие социальные выплаты, выходные пособия и т.п., сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного – уверенности в завтрашнем дне. Необходимо создать возможность каждому человеку реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.

Любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из огромного потока. Глобальные компьютерные сети содержат огромный объем информации. Даже хорошо подготовленному специалисту требуется весьма много времени, чтобы найти именно то, что ему нужно. Поэтому ставится задача открыть специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. В будущем, вероятно, такие агентства придут на смену библиотекам.

Здравомыслящим людям необходимо всячески способствовать рождению отрасли образования взрослых в России и странах СНГ и интеграции ее в европейское и мировое сообщество.

Руководствуясь декларацией, подписанной главами стран СНГ, «Об основных направлениях развития СНГ», Межгосударственный комитет подготовил новую программу своей деятельности и внес свои предложения в программу развития СНГ.

Совместно с Международной ассоциацией «Знание» Комитет подготовил и направил для внесения на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств следующие вопросы:
• об изменении концепции образования в русле общемировых тенденций на пороге XXI века;
• о разграничении полномочий, задач и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, а также кооперации между ними;
• об открытии дверей школ, техникумов, вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых;
• о кредитовании непрерывного образования взрослого населения;
• о внесении соответствующих изменений в конституции и законы стран СНГ.

В стадии подготовки находится закон «Об образовании взрослых».

Как видим, страны СНГ рассматривают образование для взрослых как новый инструмент непроизводственной сферы, без которой невозможно устойчивое развитие человечества.