Выступление профессора Е.М. Малитикова, Председателя Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, Президента Международной ассоциации «Знание» на региональном форуме «Обеспечение доверия правительству посредством формирования возможностей руководства», организованным Отделом государственных административных органов и управления развитием (DPADM) Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН и Межпарламентской Ассамблеей СНГ (IPACIS), Санкт-Петербург, 28-30 сентября 2006 года
Уважаемые коллеги!
Великий ученый В. И. Вернадский полагал, что человечество представляет собой совершенно уникальную разновидность земных ресурсов, обладающую очень специфической природой пополнения энергии через знания. Формирование возможностей управления и руководства на региональном или глобальном уровне в значительной мере зависит от гибкости и уровня современного образования и технологий распространения знаний в любой стране мира. Я являюсь сторонниками положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами при посредничестве достижений цифрового века. Лучшим стимулом в данном случае являются образование и доступ к глобальным современным знаниям.
В то же время классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы и не соответствует скорости обновления знаний на Земле, как когда-то была исчерпана старая платоновская система индивидуального обучения во время прогулок по саду. Выявленные приоритетные области применения усилий управления обществом без революционных инноваций недостаточны. В основе любого развития лежат противоречия, устраняемые новыми формулами, технологиями и правилами. Для формирования возможностей управления необходимо общемировое, непрерывное, общедоступное образование людей в течение всей сознательной жизни, т. е. с детства до глубокой старости.
Для эффективного управления, обеспечивающего доверие к правительству, нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние, знания и навыки, ведь они ежегодно обновляются почти на 20%. Существующая ограниченная по производительности классно-урочная форма образования — устаревший, безнадежно отстающий и неэффективный для глобализирующего мира инструмент планирования развития общества будущего.
Сегодня в мире не хватает 15 млн учителей, что составляет 25% от их общего числа, при этом уровень подготовки остальных 45 млн учителей безнадежно отстает от современных требований. Учителя и их личные знания являются продуктом аналогового прошлого при классно-урочной форме образования, они сами являются ее бесперспективными заложниками. Откуда же взять образованных в соответствии с нынешними потребностями общества чиновников, управленцев, членов правительства и как им доверять?
На мировом и региональном уровнях цифровой разрыв становится цифровой пропастью, если учитель, обладающий самыми современными знаниями, не получит глобальной аудитории и не будет обладать глобальной производительностью согласно потребностям общества по свободному доступу к знаниям. Нужно использовать уже имеющиеся в распоряжении человечества современные технологии распространения знаний. Их производительность на много порядков выше классно-урочной передачи знаний от человека к человеку. Со временем непосредственный контакт между учителем и учеником под названием обучение станет непозволительной роскошью. При наличии всеобщего доступа к знаниям изучение – вот новая формула, которая придет на смену формуле обучения.
Современному обществу, как на мировом, так и на региональном уровнях, нужен современный космический дистрибьютор, телепорт, реальный всемирный университет, который облегчит работу чиновников, управленцев и правительств. Правительства в будущем, на всех уровнях, будут электронными, и их четкой, эффективной работе мы с вами будем доверять. А пока на Земле в бедности и нищете, вдали от городов и университетских центров живет целый миллиард безграмотных, не умеющих читать и писать людей. Показатели уровня их жизни весьма красноречивы. Более трех миллиардов людей живет менее чем на два доллара в день, из них два миллиарда — меньше чем на один доллар.
Техническая, юридическая и уже фактическая работа по созданию Всемирного университета уже начата силами НИИ космических систем Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева, Российской академией космонавтики и Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, совместно с международной ассоциацией «Знание». Однако разнородные представления, порой негибкая национальная политика, несовершенные международные механизмы снижают эффективность данной деятельности междоусобными интересами местного значения. Молодое поколение развитых государств мира, будущие управленцы и члены правительств, уже давно через виртуальное пространство преодолевают границы цивилизованных государств. ООН, в частности ее Экономический и социальный совет, ЮНЕСКО и другие международные институты должны быть открыты инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег. Это позволит догнать ускоряющийся поток знаний, гармонизирует потребности устойчивого развития с формированием возможностей руководства и обеспечит доверие правительствам.
Уважаемые дамы и господа!
Инновационные перемены нужны в нас самих. Перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и, как следствие, плохо управляемой миграции необходимо менять инструменты развития и управления, чтобы не получить еще более запущенные проблемы и кризисы.
Я утверждаю: необходимо массовое образование людей, особенно взрослых, которые принимают решения, причем только первоначально основанное на обучении, а затем предоставляющее возможности изучения по интересам и способностям. Это и есть тот инструмент, который позволит будущим управленцам и правительствам справиться с нищетой, создать новые рабочие места, минимизировать хаотическую миграцию, по возможности побороть коррупцию и тем самым успокоить общество и обеспечить доверие правительству. Причем данные процессы будут идти прогнозируемо, надежно и фундаментально, наслаивая положительные результаты, как геологический процесс.
Благодарю за внимание.