Всемирный университет нового типа без языковых, национальных и культурных границ (Новые технологии Устойчивого Развития в глобальном мире). Беларусь, Минск

Выступление академика, профессора

Ефима Михайловича Малитикова,

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ

по распространению знаний и образованию взрослых,

Президента Международной ассоциации «Знание»

на международной научно-практической конференции:

«Образование взрослых:

национальный и общецивилизованный контекст»

Минск, 20-21 декабря 2007 года

 

Всемирный университет нового типа

без языковых, национальных и культурных границ

(Новые технологии Устойчивого Развития

в глобальном мире)

Уважаемые коллеги!

Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни. Несмотря на тенденции и стремление  людей к возведению и перекраиванию  границ, человечество остаётся единым организмом планеты.

Классно-урочная форма образования, а точнее обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной, поскольку её производительность  не соответствует требованиям процессов глобального управления.

Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Великий ученый Вернадский ска­зал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресур­сов, обладающая очень специфичес­кой природой пополнения энергии — через знания!»

Однако, сегодня мы имеем цифровую пропасть объёмом в миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей, а кроме того 5-миллиардную цивилизацию, отстающую от необходимых современных знаний.

Именно, безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов – больше половины – на два доллара в день.

Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей  форме обучения невозможно.

Многие в мире уповают на Интер­нет. Однако…

Самый бедный миллиард людей на Земле живет там, где Интернет слишком дорог (например, в Африке) или просто не может быть устроен в силу особенностей ландшафта и су­ровых природных условий. Это горные регионы, Заполярье и Крайний север,

Сегодня к современному образо­ванию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адек­ватно участвовать в научно-техничес­ком прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопро­вождают их жизнь.

Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структу­ры, преступные кланы и терроризм…

Но в распоряжении человечества уже есть реально глобальный потен­циал спутниковых коммуникаций, которые при массовом использовании в сто раз де­шевле, чем кабельный Интернет.

Проблемы равенства доступа к  обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах, ко всему пожилому населению планеты и многим другим категориям людей. Все они – красное сальдо и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к  образованию – её положительный баланс.

Справиться с этой задачей может лишь система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.

Важную роль сегодня играет производительность высшей школы, университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя.

 «Знания на экспорт!» – вот выдвигаемая нами новая теория успеха, его социальная и экономическая составляющая.

Современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей. Тем более, что из 60-ти миллионов преподавателей в мире 15 миллионов составляют дефицит. Цифровой разрыв при таком учительском соотношении с планетарным балластом безграмотности  будет ещё более увеличиваться.

Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они могут похоронить не только спокойствие, но и само Устойчивое Развитие Человечества.

Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьёзным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.

Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание»,  располагают суперсовременной образовательной базовой структурой. Это Академия, Университет и институт, которые одновременно являются ВУЗом,  крупнейшей телекомпанией и электронной библиотекой, превосходящей по объёму библиотеку Конгресса США.

Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.

2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям   175 тысяч студентов.

Он входит в тройку самых крупных университетов мира.

Финансовая составляющая обучения 175 тысяч студентов с использованием спутниковых технологий – 5 долларов на человека в год, а через Интернет – более 500 долларов.

Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической.

Его студентам в далеких бедных деревнях и высокогорных поселениях доступно обучение в Кембридже без затрат на выезд из своего села.

 Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно.

 Современный образовательный контент, талантливо и технологично адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.

Нужно учитывать, что для получения и осуществления достойной работы нужны диверсифицированные  новейшие, а не вчерашние, Знания и Навыки. 

Сегодня мы  имеем  общемировой  26% дефицит учителей.  При этом, действующие 45 миллионов Учителей безнадёжно отстают от  современных знаний.

Учителя  и их личные  знания являются продуктом аналогового Прошлого.

Цифровой Разрыв становится Пропастью, если Учитель, обладающий самыми современными знаниями, не получит Глобальной аудитории и не будет располагать Глобальной производительностью по потребности Общества Свободного Доступа к Знаниям.

Нужно использовать уже имеющиеся в распоряжении человечества современные технологии распространения знаний. Их производительность на много порядков больше  технологии передачи знаний от Человека к Человеку.  Непосредственный контакт Учителя и Ученика под названием Обучение – непозволительная роскошь.

Ведь Знания на Земле равномерно «как масло по хлебу, не размазаны». Нужен современный космический дистрибьютор – телепорт —  реальный Всемирный Университет, который сделает эту работу для Человечества.

Технически, юридически и уже фактически  работа Всемирного Университета началась усилиями Содружества Независимых Государств.  Однако, разнородные представления, негибкие национальные политики и несовершенные международные механизмы снижают её эффективность междоусобными интересами.

В то же время, молодое поколение давно через виртуальное пространство преодолевает границы цивилизованных стран.

Мы должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег.

Нужны инновационные перемены на ментальном уровне в нас самих.

Перед лицом деструктивной роли нарастающей Безработицы, Бедности, Нищеты и плохо управляемой Миграции необходимо менять Инструменты  Развития и Управления, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных Проблем и Кризисов.

Ещё и ещё раз я утверждаю:  необходимо массовое образование людей, причём минимально и только первоначально основанное на Обучении, а затем предоставление им возможности Изучения по интересам и способностям.

Старейшая неправительственная организация — Международная ассоциация (МА) «Знание», которая отмечает в этом году свой юбилей, имеет консульта­тивный статус ЮНИДО, Генераль­ный консультативный статус ЭКОСОС ООН и консультативный статус в Департаменте общественной информации ООН.

В течение 60 лет наша организация занимается просвети­тельством: 4,5 млн. наших членов чита­ли свыше 25 млн. лекций в год. В те годы этого было достаточно.

За последние 10 лет накоплены ог­ромный опыт и технический потенци­ал, освоены новые технологии, созда­ны крупнейшие в мире спутниковые образовательные центры в Москве, ре­гионах России, странах СНГ и ряде других государств мира, включая труд­нодоступные, высокогорные и далекие северные районы.

Обновление  знаний происхо­дит со скоростью многократно превос­ходящей традиционные классно-уроч­ные образовательные технологии.

Каждый год обновляется до 20% ис­пользуемых сегодня знаний. «Банкрот­ство» по специальности наступает че­рез 5-6 лет.

Сегодня недостаточно быть выпус­кником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с уни­верситетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новей­ших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний, обеспеченный производительными технологиями распространения.

Люди — должны непрерыв­но двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по прин­ципу сообщающихся сосудов.

Знания — это энергетическая сре­да цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, об­разовательных и научных центров.

Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный университет, но не по названию, а — по сути. Он должен стать аккумулятором гло­бального научного потенциала,

Нужны глобальные действия в об­разовании, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.

Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безус­ловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нужда­ется глобальная аудитория и космонавтике нужно позаботиться о техническом увели­чении их глобальной производи­тельности.

Здесь без космических коммуника­ций не обойтись. Современные уни­верситеты и учебные центры должны строить и обладать собственными кос­мическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами.

Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточ­но оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвар­дского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Традиционная система образова­ния базируется на формуле: «Обра­зование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало дру­гой формулы: «Образование — через всю жизнь».

Нам всем нужна новая система образования и не только бюджетно-конституционного, обеспечивающего среднее образование для всех. А образование для нас — взрослых людей, которые принимают судьбоносные решения для страны, организуют жизнь общества, выбирают лидеров и осуществляют политику, в т.ч., межгосударственную.

В мире признано, что образование взрослых – это важнейший инструмент общественного развития в основе Устойчивого развития человечества. Оно входит в Задачи Тысячелетия в области развития, Программу ООН на XXI век и является  наднациональной абсолютно самостоятельной  отраслью  мироустройства и миропонимания.

Сегодня, не будучи прописанной в конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль – экономический «подснежник» в государственной экономике. Тем не менее, она  оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокупный бюджет государств на образование.

Она — самодостаточна, т.к. является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.

Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств, признания и поддержки наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства – Образование взрослых.