Всемирный университет нового типа без языковых, национальных и культурных границ (Новые технологии Устойчивого Развития в глобальном мире). Австрия, Вена

Всемирный университет нового типа

без языковых, национальных и культурных границ

(Новые технологии Устойчивого Развития в глобальном мире)

Выступление Его Превосходительства

академика, профессора Ефима Михайловича Малитикова,

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ

по распространению знаний и образованию взрослых,

Президента Международной Ассоциации «Знание»

на пленарном заседании 11-ой сессии Генеральной Конференции ЮНИДО

28 ноября – 4 декабря 2005 г

(г. Вена, Австрия)

Я представляю здесь старейшую неправительственную организацию Международную ассоциацию (МА) «Знание», обладающую консульта­тивным статусом ЮНИДО, Генераль­ным консультативным статусом ЭКОСОС ООН и консультативным статусом в Департаменте общественной информации ООН (DPI).

Наша организация — партнер и Во­сточно-европейский координатор сети IRENE, созданной ООН для взаимодей­ствия НПО во всем мире.

В течение почти 60 лет наша организация занимается просвети­тельством. Сначала в бывшем СССР, а затем в странах СНГ и тридцати других государствах пла­неты: 4,5 млн. наших членов чита­ли свыше 25 млн. лекций в год. Во второй половине прошлого столе­тия для просвещения 300-миллион­ной страны этого было достаточно. Тогда знания на планете обновля­лись лишь за тридцать лет. Сей­час — в 5 раз быстрее.

Сегодня лекционная классно-урочная система образования и про­свещения, как передача знаний от человека к человеку, стала контр­продуктивной. Она не способствует сокращению цифрового разрыва из-за своей низкой производительнос­ти, увлекая бедные народы в циф­ровую пропасть.

Мы пришли к выводу, что сокра­щение цифрового разрыва возмож­но только на основе использования новейших суперсовременных спут­никовых технологий распростране­ния знаний и новейших образова­тельных систем.

За последние 10 лет накоплены ог­ромный опыт и технический потенци­ал, освоены новые технологии, созда­ны крупнейшие в мире спутниковые образовательные центры в Москве, ре­гионах России, странах СНГ и ряде других государств мира, включая труд­нодоступные, высокогорные и далекие северные районы.

Более 400 городов покрыто при­емными терминалами для миллион­ной армии слушателей из единого те­лепорта в Москве и дополнительного в Кембридже.

Только одна из наших базовых структур — Современная Гуманитар­ная Академия обучает 175 тыс. сту­дентов, получающих знания по 68 специальностям системы высшего и дополнительного образования.

Сегодня мы поднялись на новый уровень. Совместно с Научно — Ис­следовательским Институтом Кос­мических Систем и Российской Ака­демией Космонавтики, следуя кон­версионной доктрине военного про­изводства, МА «Знание» выдвинула, зарегистрировала и реализует со­вместно с английской компанией «SatEduNet» проект Всемирного Университета дистанционного обу­чения. Его техническая база обес­печивает глобальное покрытие тер­риторий для экспорта-импорта зна­ний между ведущими университета­ми мира.

Поддержку этому грандиозному планетарному проекту и международ­ной ассоциации «Знание» осуществ­ляет межправительственная организа­ция — Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и об­разованию взрослых, который я так­же имею честь возглавлять с 1997 г.

Здесь объединены усилия госу­дарств Содружества СНГ и неправи­тельственной организации МА «Знание» в Партнерство 2 типа по классификации ООН.                                           

Сегодня в рамках программ ЮНИДО о передаче технологий мы готовы выступить с партнёрской ини­циативой по совместному использо­ванию странами — членами техни­ческой базы и технологий распрос­транения знаний на благо промыш­ленного развития.

Промышленное развитие невоз­можно без новых современных знаний и технологий, которые необходимо изучать, распространять и использо­вать в практической жизни.

Обновление этих знаний происхо­дит со скоростью многократно превос­ходящей традиционные классно-уроч­ные образовательные технологии.

Вот почему мы считаем, что имен­но образование, но, весьма совре­менное, является ключом к преодо­лению большинства планетарных проблем.

В основе устойчивого развития лю­бой страны лежит фактор культуры, связанный со средним уровнем обра­зованности критически значимой мас­сы населения.

Предвестником приближающегося кризиса в любой стране является от­ставание именно в системе знаний.

Каждый год обновляется до 17% ис­пользуемых сегодня знаний. «Банкрот­ство» по специальности наступает че­рез 5-6 лет.

Сегодня недостаточно быть выпус­кником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с уни­верситетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новей­ших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний.

В этом и состоит общемировая тен­денция возрастающей нехватки ква­лифицированных педагогов. Именно, из-за этого огромное большинство на­селения планеты современными зна­ниями не обладает и не имеет досту­па к ним.

Применяя бухгалтерскую лекси­ку, можно констатировать: в балан­се существующей системы распрос­транения знаний образовалось «красное сальдо», последствия ко­торого ощутят на себе уже ближай­шие поколения.

Мировой банк 10 лет назад вывел формулу: промышленность представ­ляет не более 16% потенциала совре­менной цивилизации. Основную часть составляет человеческий ресурс.

Великий ученый Вернадский ска­зал: «Человечество — совершенно уни­кальная разновидность земных ресур­сов, обладающая очень специфичес­кой природой пополнения энергии — через знания!»

Многие в мире уповают на Интер­нет. Однако…

Самый бедный миллиард людей на Земле живет там, где Интернет слишком дорог (например, в Африке) или просто не может быть устроен в силу особенностей ландшафта и су­ровых природных условий.

Сегодня к современному образо­ванию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адек­ватно участвовать в научно-техничес­ком прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопро­вождают их жизнь.

Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структу­ры, преступные кланы и терроризм…

Но в распоряжении человечества уже есть реально глобальный потен­циал спутниковой связи, которая при массовом использовании в сто раз де­шевле, чем кабельный Интернет.

           Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо уп­равлять. Глобализация неизбежно ведет к ликвидации границ и фор­мированию некоего прототипа ми­рового электронного правитель­ства. Все компоненты современной цивилизации — знания, инфор­мация, люди — должны непрерыв­но двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по прин­ципу сообщающихся сосудов.

Самое главное: знания необхо­димо равномерно распределить по планете. Образно говоря, нужно «размазать знания по планете, как масло по хлебу».

Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Важно преодолеть ментальное эго педагогов-просветителей, выда­ющих свои компиляции как «мои знания», «моя лекция», «мой курс», «мой контент». Они упускают при этом, что их лекции и контенты су­ществуют для жаждущего знаний человечества.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что знания есть, но они не рас­пределены, есть прекрасные популя­ризаторы, но им противостоят триви­альные компиляторы.

Знания — это энергетическая сре­да цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, об­разовательных и научных центров.

Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный университет, но не по названию, а — по сути. Он должен стать аккумулятором гло­бального научного потенциала, све­дений о преподавательском корпу­се всего мира. Через него должно стать возможным оптимизировать потенциал гениев популяризации знаний без потерь для глобальной аудитории слушателей.

Всемирный университет как вирту­альное понятие, должно обозначать мировой центр, «который присутству­ет везде». Через него всем становят­ся доступны самые лучшие програм­мы и самые талантливые преподава­тели мира.

Перед вами откроются хранилища лучших контентов, созданных педаго­гами-популяризаторами разных стран. Знания можно взять по своему усмот­рению и таланту.

И, обратите внимание, — я беру, я выбираю, а не мне дают! Возникает «естественный отбор» курсов, про­грамм и преподавателей на основе конкретного запроса.

Нужны глобальные действия в об­разовании, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.

Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при безус­ловно важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нужда­ется глобальная аудитория и нужно позаботиться о техническом увели­чении их глобальной производи­тельности.

Здесь без космических коммуника­ций не обойтись. Современные уни­верситеты и учебные центры должны строить и обладать собственными кос­мическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами.

Нужен экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт.

Ясно одно — классно-урочная сис­тема, как идеология и основная тех­нология образования умерла. Рассчитывать на личную беседу с автором курса — все более непозволительная роскошь.

Ныне есть новые эффективные средства удовлетворить потребность миллионов людей получать знания «из первых рук» и лучшего качества. Над реализацией такого запроса я и мои единомышленники трудимся все 365 дней в году.

Это позволит догнать ускоряющий­ся поток новых знаний и гармонизи­рует потребности Устойчивого Разви­тия с человеческими ресурсами.

Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточ­но оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвар­дского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Традиционная система образова­ния базируется на формуле: «Обра­зование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало дру­гой формулы: «Образование — через всю жизнь».

Это должно стать приоритетом по­литики государств, составной частью законов и конституций, а затем — мен­тальной установкой человеческой ци­вилизации. Необходимо внедрение этой формулы во все усилия госу­дарств, чтобы противостоять суще­ствующим проблемам.

Мы готовы к широкомасштабному сотрудничеству с ЮНИДО по програм­мам передачи технологий для про­мышленного развития».

Благодарю за внимание.

Мы рекомендуем