УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ. Послание мировому правительству накануне третьего Тысячелетия

УЧИМСЯ ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ

Доклад академика, профессора Е.М. Малитикова

Ефим Михайлович Малитиков – Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, Президент Международной ассоциации «Знание», Президент Академии информациологии международных структур, академик ряда   академий наук: Международной академии астронавтики, Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Европейской академии естественных наук,  Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, Международной Академии Информатизации, Международной Энергетической Академии, Нью-Йоркской Академии Наук и других академий мира. Он – доктор экономических наук, профессор, член Всемирного Экономического Форума, Вице-президент российской ассоциации Римского Клуба, член Совета Центра Евро-Атлантической интеграции и демократии, член Международного Венского Совета, член Президиума Дунайско-Европейского института, член президиума Международного Союза Экономистов, официальный представитель МА «Знание» в ООН.

1947 года рождения, по образованию – инженер. В конце 80-х годов был заместителем Министра СССР. После ликвидации промышленных министерств создал и возглавил Международную научно-производственную ассоциацию «Олимп», объединившую более 100 крупных промышленных предприятий в разных странах СНГ, которая и сегодня успешно работает.

Автор более 100 научных работ, многочисленных публикаций в средствах массовой информации.

Международная ассоциация «Знание” возникла в 1991 году в результате преобразования Всесоюзного общества «Знание”, созданного в 1947 году. Ассоциация — неполитическая, общественная организация объединяет в своих рядах просветительские и образовательные общественные формирования стран СНГ, а также ряда стран Европы, Америки и Азии. МА «Знание” имеет генеральный консультативный статус в ЭКОСОС, ЮНИДО и Департаменте общественной информации ООН.

Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых создан в январе 1997 года решением Совета Глав Правительств Стран Содружества для координации действий по пропаганде знаний, консолидации творческого и научного потенциала в решении социальных и экономических задач.

Дорогие современники!

Перед лицом грядущего третьего тысячелетия я хочу побудить Вас революционно изменить традиционный, укоренившийся среди догм уходящего столетия, взгляд на наше с Вами образование, как образование на всю жизнь, на установку: образование – через всю жизнь.

Методами и установками истекающего столетия нам будущего не обрести.

В бюджетно-конституционном пространстве, в современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в три исторически сложившиеся фазы:

  • быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе,
  • долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить,

и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции на обочину.

Сегодня, когда слово достойно на всех трех этапах лучше не употреблять, эти три фазы не делают нашу жизнь эффективной длинной счастливой.

Что же мы имеем сегодня?

Заканчивается ХХ век. В часах второго тысячелетия осталась маленькая горстка песчинок…

Ветры истории создавали и разрушали империи, меняли общественно-экономические формации, перекраивали границы государств, создавая предпосылки нового на развалинах старого.

В жертву приносились судьбы человеческие, судьбы народов, живая природа, будущее цивилизации.

Планета стала слабее раздирающих ее противоречий.

Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей.

Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях…

Вращаясь в гигантском информационном котле, осваивая новейшие технологии, виртуальный мир, взаимодействуя с далеким Космосом и используя неодушевленное цифровое мышление, молодое поколение становится прагматичным и бездушным по отношению к создавшим мир сегодняшний. Оно делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя.

Все чаще пожилой человек, а в его лице пожилой мир, остается с невостребованным потенциалом своего не до конца исчерпанного опыта и возможностей, приобретает синдром «закатной» философии и увядания, подпираемый и вытесняемый своими собственными побегами. Кривые жизненных установок по параболе отправляются вниз…

Мостик между прошлым и будущим разрушен…

Творя сегодняшний день, современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само потреблять.

Неустойчивое развитие человечества – заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…

В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на ХХI век» как приоритетную задачу.

ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации основных принципов устойчивого развития.

Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни.

Концепция образования в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и конституционная ответственность государства перед своим народом за его образование.

В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования.

Сегодня знания на планете обновляются на 15% в год, т.е. каждые 6 лет.

Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира.

Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22 — 23 годам, являются носителями уже устаревших знаний.

Следующие 5-6 лет они обычно употребляют на свою карьеру и, в зависимости от таланта и целеустремленности, достигают определенного места в обществе, а отдельные из них добиваются высших руководящих постов.

В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко становятся псевдо-специалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

Возникла новая социальная проблема – недоиспользование каждым предыдущим поколением своего ресурса, опыта, энергии созидания.

Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие, комплекс естественного увядания, ускоренного биологического старения, духовного истощения и уход в небытие…

И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Поэтому образование взрослых, наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития.

Уже в ближайшее десятилетие, когда перед человечеством встанет множество ранее неизвестных, острейших проблем, роль знания, образования и творчества неизмеримо возрастет, ибо без них не решить будущие проблемы.

И тогда на исторической авансцене окажутся те страны, те народыкоторые будут способны обеспечить более высокий уровень организованности, способности к поиску, воспитанности и мастерства во всех его проявлениях.

Очевидно, что экономическое соревнование государств переместится из производственной области в сферу науки, новых технологий и образования.

Состояние и уровень их развития будет определять конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность, включая, прежде всего, экономическую и оборонную.

Зависящие от этого перемены на геополитической карте, как мы видим на примере Югославии, уже начались.

Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «черного золота и серого вещества».

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктриныконцепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений – развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

Обращает на себя внимание следующий факт. После запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, развитые страны Запада, и в первую очередь США, приступили к глубоким структурным и содержательным реформам образования, поставив его на первое место в перечне наиболее приоритетных направлений развития.

Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие Конгрессом в 1958 году закона «Об образовании в интересах национальной обороны».

В нем определялась особая роль системы непрерывного образования взрослых в укреплении военно-технического и научного потенциала США, меры по поддержанию уровня современных знаний образованных специалистов в области техники и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков.

Одновременно закладывались основы национальной политики в области продолжающегося всю жизнь образования.

Причем преемственность этой политики, в основу которой был положен принцип приоритетности образования взрослых и его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире.

От Эйзенхауэра до Клинтона, образование занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

За последние 10 лет расходы на образование в США в, пользу непрерывного, увеличились в два с половиной раза и составляют сейчас более 500 млрд. долларов, превысив почти в два раза расходы на оборону. Доля взрослых, лиц в возрасте 25 лет и старше, имеющих высшее образование возросла с 1975 года с 7,7% до 21,3%.

Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6% валового национального продукта, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии.

Известные всем именниковые кампании мира, такие как «Сони», «Тошиба» и т.п. работают именно по этой схеме.

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – не может быть и конкурентоспособной экономики.

Иначе и быть не может, ибо в современных условиях, когда на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится более 80%.

Главенствующая роль принадлежит образованию взрослых, которое формирует эту конкурентоспособную рабочую силу.

Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки.

Югославия — живой пример борьбы за рынки сбыта (в данном случае рынок оружия), лабораторная работа США на реальном показательном уничтожении независимого государства.

Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии и начать производство высококачественных товаров и их продажу по приемлемой цене.

Это азбука современной экономической науки. Но без образования и прежде всего образования взрослых овладеть этой азбукой невозможно.

Стандартные методы оценки экономического развития ничего не говорят о благосостоянии нации.

Выводом многолетних исследований Мирового банка является факт:

— в национальном богатстве любой страны, если сравнивать даже несоизмеримые – США и Малагасийская Республика (Мадагаскар), производственная компонента составляет одинаково небольшую величину – чуть более 16%. Остальные, более 80%, как уже отмечалось, приходятся на долю человеческих ресурсов.

Важно отметить, что, по мнению передовых представителей мирового сообщества, образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением.

Дело в том, что оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемым с наукой, производством, сферой обслуживания, в течение всей жизни.

На очередном заседании Римского Клуба этот вопрос будет обсуждаться в повестке дня.

Только перемежая и чередуя в течение всей жизни образование, труд и, внутри этих процессов и периодов, свободное время для своих увлечений, для семьи, для общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.

Таким образом, образование взрослых становится отдельной, самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества, поскольку хорошо известно, что судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты.

Во многих странах мира образование взрослых уже стало новой, наднациональной отраслью, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные, национальные структуры управления и распространения.

Образование взрослых – единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус не вызывает раздражения и борьбы в Содружестве Независимых Государств и во всем мире.

Развитие этой самой перспективной отрасли на планете, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций.

Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета.

Главная задача – это создание условий, предпосылок, законов, позволяющих обеспечить непрерывное образование:

  • как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека,
  • как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни,
  • как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни.

Необходимо конституционно поддержать начавшийся процесс создания правовой базы, гарантирующей:

  • равенство всех видов образования перед законом,
  • право на получение образования в любом возрасте.

Важно поощрять развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, аккумулирующих средства для финансирования образовательной деятельности.

Все эти проблемы обсуждались Всемирной конференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО.

Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век!».

Его участниками были: министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений.

На конференции не было только России.

Возобладало амбициозное фискальное самосохранительное ведомственное мнение: у нас, мол, с образованием взрослых  все в порядке.

Но, как говорится, амбиции – это не позиция.

А двухнедельные курсы повышения квалификации – это не образование взрослых. Это – бюрократическое невежественное очковтирательство.

Одним из главных вопросов конференции было финансирование образования взрослого населения планеты.

Вывод:

  • необходимо создать и довести до автоматического применения систему персонального кредитования обучающегося взрослого населения;
  • создать государственные и налоговые льготы предприятиям, аккумулирующим средства для образования взрослого населения, а также:
  • всем предприятиям системы образования взрослых,
  • работодателям, обеспечивающим непрерывное образование взрослых в течение всей жизни,
  • предприятиям, взявшим на себя пенсионное обеспечение своих рабочих и служащих.

Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств – считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики и обеспечить каждому гражданину возможность один час рабочего времени в день использовать для совершенствования своего образования.

Естественно, что без правовой и налоговой поддержки работодателей со стороны государства этого не произойдет.

Что касается стран Содружества Независимых Государств, то следует признать  новая, современная система образования взрослых здесь только зарождается.

Стремление России и других стран Содружества к ускорению демократических преобразований в обществе и рыночных отношений в экономике входит в противоречие с темпами изменений в духовной сфере.

Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве.

Основным инструментом, обеспечивающим необходимые изменения в духовной жизни, несомненно, является система непрерывного в течение всей жизни образования населения.

Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых».

В январе 1997 года его подписали Главы Правительств Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Полтора года спустя к Соглашению присоединилась Грузия.

Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.

Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками.

Одной из важнейших задач Комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также, координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ.

В этом мы отстаем и еще долго будем отставать от более благополучных государств.

Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего.

Растущая конкуренция на рынке труда, структурные изменения в промышленности, связанные с ликвидацией целых отраслей и закрытием большого числа предприятий, военная реформа, в результате которой огромное количество военнослужащих вынуждены приобретать новую профессию, самым негативным образом влияют на судьбы людей, ведут к росту социальной напряженности и нестабильности в обществе.

Никакие социальные выплаты выходные пособия, сколь велики бы они ни были, не могут дать человеку самого главного – уверенности в завтрашнем дне.

Только постоянное совершенствование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации и переподготовки, доступность для каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

Это также даст возможность каждому человеку полнее реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.

Картины будущего невозможно представить без компьютеров и средств связи.

Именно они многократно расширили доступ к источникам информации.

Задача состоит в том, чтобы они вошли в каждый дом, класс, предприятие, и, что особенно важно, — в каждую больницу, чтобы прикованный к постели больной ребенок или взрослый мог оставаться в контакте со школой, институтом, коллегами, семьей, друзьями.

Еще ряд важнейших задач Комитета:

  • предоставление широкого спектра информационных услуг;
  • создание технической базы и сети дистанционного образования для взрослых;
  • создание и развитие информационной и методической базы системы образования взрослых;
  • создание системы подготовки преподавательских кадров для системы образования взрослых;
  • создание научной базы андрагогики и валеологии.

Ведь любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из огромного потока.

Глобальные компьютерные сети содержат океан информации. Даже хорошо подготовленному и знающему английский язык (язык Сети) специалисту требуется весьма много времени, чтобы найти именно то, что ему нужно.

Необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. Межгосударственный комитет считает также своей важнейшей задачей создание таких агентств. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.

Равно, как без интеграции в мировой рынок нельзя стабилизировать экономику, что в конечном итоге приведет к финансовому краху государства, так и без интеграции в мировое информационное пространство нельзя обеспечить устойчивое развитие.

Здравомыслящим людям необходимо всячески способствовать рождению отрасли образования взрослых в России и странах СНГ и интеграции ее в европейское и мировое сообщество.

Основой устойчивого развития Планеты, безусловно, станет общеевропейское и общемировое образовательное пространство Атлантов Земли – взрослых людей.

Руководствуясь Декларацией, подписанной Главами государств СНГ, «Об основных направлениях развития СНГ», Межгосударственный комитет подготовил новую Программу своей деятельности на 1999-2002 годы и внес свои предложения в Программу развития СНГ.

На следующие заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств Комитет вносит следующие вопросы:

— «Об изменении концепции образования в русле общемировых тенденций на пороге XXI века».

— «О разграничении полномочий, задач и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, а также кооперации между ними».

— «Об открытии дверей школ, техникумов, вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых».

— «О кредитовании непрерывного образования взрослого населения».

— «О внесении изменений в Конституции и законы стран СНГ, которые гарантируют:

  • равенство всех видов образования перед законом;
  • право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни, без ограничения возраста.

На третьем заседании Комитет рассмотрел проект модельного закона «Об образовании взрослых»

Таким образом, мы рассматриваем новый инструмент непроизводственной сферы – образование взрослых, без которого, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества на планете.

Мы обсуждаем применительно к странам СНГ принципиальную иную, нетрадиционную, планетарную концепцию образования под формулой: «Образование никогда не кончается», т.е. образование взрослых людей. За их плечами стоят: опыт, изучение и мир – счастливый союз трех вещей. Эти темы и связывают цель – обучение в течение всей жизни.

Взрослые люди – посредники между прошлым, настоящим и будущим.

Не найдя общего языка с молодыми, из-за разных стартовых условий в образовании и информациологического инструментария, старшие поколения уходят из жизни, унося с каждым человеком целую библиотеку.

880 миллионов абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний людей – путь к планетарной трагедии.

Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам.

Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны.

Корни конфликтов – в неадекватном понимании и возможностях.

Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития.

Предотвращение ненависти – в образовании и знании.

Первое слагаемое политической стабильности – информированный гражданин.

Первое слагаемое экономического прогресса – квалифицированный работник.

Первое слагаемое политической справедливости – просвещенное общество.

Образование – это строительство мира. Оно и – наиболее эффективная форма защиты.

Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.

Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционная формула жизни общества: «Образование – на всю жизнь», нуждается в замене на формулу «Образование – через всю жизнь».

Знаний на всю жизнь нам не хватает, а через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты.

Вместе с тем, в борьбе за место под солнцем в нехватке знаний не принято признаваться.

Вот и дурим друг друга и общество, подменяя глубокое, объективное, современное, ретроспективное знание субъективным опытом, интуицией и эмоциями.

А это, как известно лишь сопутствующие инструменты современной жизни.

И если к этому добавить, что чаще наша деятельность иная, чем-то чему мы учились, то не приходится удивляться, что мы живем в обществе, как в сумасшедшем доме, где лестницу начинают мыть с нижней ступеньки.

Так, заедая жизнь зрелого поколения – созидателя, мы создаем установки на достаточность среднего или пусть даже высшего образования у молодого поколения, которое, повзрослев, сразу обречено на увядание.

А между тем поезд знаний мчится через пространство и время. И для каждого поколения людей, для каждого поколения правительств на его пути есть платформы и достаточный исторический миг, чтобы сознательно сесть в этот поезд.

Но нет, мы, поколение за поколением, упускаем свой шанс, мы – не садимся в него. Творя мелкие делишки, создавая мелкотравчатые законы и идеологизированные конституции, сосредотачиваемся на поверхностных, терпящих отлагательства вопросах удерживания на плаву, упуская глубокое ретроспективное знание, накапливаемое со скоростью геологического процесса.

Мы традиционно, сравнимые с мотыльками, бьющимися о раскаленный светильник, бежим не внутри поезда, глотающего мили знаний. Мы бежим параллельно вдоль платформы, пока она не кончается.

Поезд уходит, набирая скорость, а мы…

Мы – это народы и правительства. Если в конце платформы нет «краеугольного камня» или столба, мы бесславно заканчиваем свой бег в придорожной космической пыли, каждый в своей стране, каждый – со своим несовершенным знанием мира…

Именно невежество сделало планету слабей раздирающих ее противоречий.

Мы знаем многое о малом, но весьма мало – о главном.

Необходима переоценка ценностей не на местечковом внутригосударственном уровне, а на планетарном.

Мы – люди земли, а не только своего амбициозного регионального социума.

Разрушить всегда легче, чем потом восстановить, помочь человеку, стране и планете.

На исправление ситуации направлены Кельнская Хартия, подписанная в 1999 году руководителями стран большой восьмерки, в которой проблема образования взрослых обозначена, как проблема номер один.

Если нам удастся справиться с изменениями образовательных установок, то появится надежда справиться с кармическими предсказаниями Нострадамуса и других футурологов о предстоящем конце света.

Неразрывность и взаимозависимость окружающего мира прекрасно описаны в знаменитом восьмистишье Расула Гамзатова:

 

Наш мир – Корабль и он слабей,

Его одолевающего шквала.

И в трюме много женщин и детей,

А тех, кто может плавать – слишком мало.

И если вспыхнет на борту вражда,

И если драку матросня затеет.

Что делать всем? Что ждать тогда?

Всем слабым, всем, кто плавать не умеет…