Между наукой и жизнью пролегает знание. Екатеринбург, Россия

Выступление

профессора Е.М. Малитикова,

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ

по распространению знаний и образованию взрослых,

 Президента Международной ассоциации «Знание»

на МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

 В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

“THE FUSION OF ECONOMIC CULTURE

IN THE CONTEXT OF MARKET ECONOMY”

г. Екатеринбург, 19-21 ноября 2008 года

МЕЖДУ НАУКОЙ И ЖИЗНЬЮ ПРОЛЕГАЕТ ЗНАНИЕ

 

Дорогие современники!

Наш дом – планета Земля слишком мала, чтобы пренебрегать глобальными процессами во Вселенной. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ уже вручили Земле ВЕРИТЕЛЬНУЮ ГРАМОТУ под названием ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. И мы, люди Земли, объявляем мобилизацию СОЗНАНИЯ, ОПЫТА И ИНТЕЛЛЕКТА, привлекаем ИНТУИЦИЮ, ТАЛАНТ, ГЛОБАЛЬНУЮ ЭТИКУ и отправляемся в трудный, но благородный и благодарный путь для решения ЗАДАЧ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ЕГО ВЫЗОВОВ И ПРОТИВОСТОЯНИЙ.

Для ГЛОБАЛИЗАЦИИ и вытекающих из этого понятия ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ планеты наш глоссарий с его прошлыми госплановскими пятилетками и даже формулой «Пятилетку – в три года!» — не более чем метаморфоза микромира.

Глобализация неумолимо пришла в наш мир.

Она оплодотворила наше сознание и ментальность, вторглась в мегаполисы и  провинциальные центры и  сегодня отражается в судьбе каждого человека.

Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия.

Независимо от нашего желания ГЛОБАЛИЗАЦИЯ либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её.

Ни политическая воля сверхдержав, ни совокупное могущество мировой банковской системы не может её остановить.

Она – объективна, логична и неотвратима.  Её нужно принять или стать её рабом.

Я – сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами.

Я уверен, что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом процессе, избегая лобового столкновения.

Важно констатировать: необходимость управления глобальными процессами набрала критическую массу. Критической массой надо управлять. Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.

Многие страны и народы  пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от неё можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объёмом достатка.

Но благополучие уходит из-под ног каждого человека и может уйти из-под фундамента любой, даже богатой страны, если она застоится в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития.

К грядущим процессам, с которыми в одиночку не справится ни одна отдельно взятая страна мира, нужно готовиться.

Неумолимое время – важнейший фактор. Осваивать БУДУЩЕЕ нужно в режиме форсажа.

Лучшим тренажёром для этого является наше с вами ОБРАЗОВАНИЕ. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний.

Великий ученый Вернадский сказал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания!»

Существующая ограниченная по производительности классно-урочная форма образования, устаревший, безнадёжно отстающий и неэффективный для глобализирующегося мира инструмент ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА БУДУЩЕГО.

Нужны глобальные действия в ОБРАЗОВАНИИ, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.

Классно-урочная форма обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной.

Старая система образования отстала от жизни по технологии и производительности, создав растущую цифровую пропасть и почти миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей.

При этом остальная 5-ти миллиардная цивилизация также отстает от необходимых современных знаний.

Усугубляющим обстоятельством является 15-ти миллионный, дефицит преподавателей, что составляет 26% от общего их числа в 59 миллионов человек.

Действующие педагоги сами нуждаются в обновлении своих знаний, консервативных взглядов на образование и освоении новых технологий распространения знаний.

Производительность сегодняшнего образования не соответствует требованиям процессов глобального управления.

Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно.

Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни.

Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Вока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».

Современный образовательный контент, талантливо и технологично адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.

Именно, безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов – больше половины – на два доллара в день. Сотни миллионов – не дотягивают даже до этих, мало совместимых с цивилизованной жизнью цифр.

Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей классно- урочной форме обучения невозможно и цифровая пропасть будет увеличиваться.

Перед вызовами УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ стратегической задачей мирового сообщества должно стать создание новых наднациональных инструментов ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ.

В основе этого ПЛАНИРОВАНИЯ лежит общемировое непрерывное общедоступное ОБРАЗОВАНИЕ людей в течение всей сознательной жизни, т.е. с детства до глубокой здоровой старости.

Нужно учитывать, что для получения и осуществления ДОСТОЙНОЙ РАБОТЫ нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние ЗНАНИЯ И НАВЫКИ.

Ставка на Интернет не оправдывает себя в полной мере, т.к. его относительная эффективность распространяется лишь на густонаселённые развитые регионы Земли и по плечу богатым и развитым странам: США и Европе и лишь ряду других.

Интернет в массовом образовании в сто раз дороже, например, чем использование спутниковых технологий.

Для высокогорных и северных регионов, где живет почти четверть беднейшего населения планеты, где нет  транспорта,  электричества и современной связи классический Интернет не только нерентабелен, но и недоступен по природно-климатическим, географическим и экономическим условиям.  В Африке его стоимость в 20 раз дороже.

Проблемы равенства доступа к обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах, ко всему пожилому населению планеты и др. категориям людей.

Говоря языком финансистов, необразованные люди – «красное сальдо» и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию – её положительный баланс.

Справиться с этой задачей может лишь планетарная массовая система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие глобальные средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.

Ещё недавно образование Германии считалось одним из самых престижных в мировой образовательной системе. Сегодня, по многим объективным качественным составляющим в мировом рейтинге Германия попала в нижнюю треть прогрессивной шкалы, несмотря на наличие старейших школ и университетов с многовековой историей и опытом обучения.

Важную роль сегодня играет производительность высшей школы, университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя.

«Знания на экспорт!» – вот выдвигаемая нами новая теория успеха для всех образовательных и университетских центров мира, его социальная и экономическая составляющая.

При существующем дефиците преподавателей современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей.

Цифровой разрыв из-за ПЛАНЕТАРНОГО БАЛЛАСТА БЕЗГРАМОТНОСТИ продолжает увеличиваться, превращаясь в ПРОПАСТЬ.

В то же время, ЗНАНИЯ для человечества ровным слоем, как масло по хлебу, по планете не размазаны.  Получить их порой можно от учёного совсем на другом континенте.

Совершенно необходимо на ментальном уровне изменить старую формулу: «Знания – на всю жизнь!» на современный запрос и установку: «Знания – через всю жизнь!».

Затем, по мере освоения современных технологий и инструментов доступа к МИРОВОМУ ЗНАНИЮ, первичное ОБУЧЕНИЕ необходимо трансформировать в ИЗУЧЕНИЕ.

Важно превратить избирательные генетические способности человека в стимул, мотивированный интересом и успехом, тягой к глубокому пониманию предмета ИЗУЧЕНИЯ, как к удовольствию в основе качественной жизни и здорового долгожительства.

Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства – ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ.

Сегодня, не будучи прописанной в КОНСТИТУЦИЯХ ГОСУДАРСТВ И УСТАВАХ МИНИСТЕРСТВ ОБРАЗОВАНИЯ, эта отрасль – экономический подснежник в государственной экономике. Однако, её оборот в два с половиной раза больше, чем совокупный бюджет государств на образование.

Она самодостаточна, так как, является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи.

Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они, автоматически превращаясь в рабочий инструмент криминального мира, будут использованы и будут преуспевать как заказные киллеры, курьеры в наркобизнесе, фанатичные террористы или «живые бомбы», чем могут похоронить не только спокойствие страны, но и само УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьёзным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.

С изменением ментальных установок и взглядов общества на ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ и отражением его основополагающей роли в приоритетах политики государств, качество жизни людей возрастёт, благодаря сохранению интеллектуального потенциала, опыта и мудрости пожилых людей.

Старейшины с удовольствием остаются в созидательном строю, вместо пополнения обречённой армии, живущей в узаконенном страдательном залоге на пенсионной обочине.

Вовлечение взрослого и пожилого населения в современный образовательный процесс, обеспечение им доступа к прикладным и практическим знаниям и контактам, позволит не только продлить их эффективную роль наставников для государства и общества, но и продлить жизнь в сопровождении уважительного восприятия их авторитета со стороны молодого поколения. При этом расходная часть бюджета страны на медицинское обеспечение пенсионеров резко снизится, на фоне благодарной, а не озлобленной, заинтересованной позитивной философии восприятия естественных этапов жизни.

За счёт этого, численность образованного конкурентоспособного производительного населения страны и мира будет эффективно расти.

Стоимость же массового, диверсифицированного по возрасту и способностям глобального современного спутникового образования, будет асимптотически стремиться к общедоступному минимуму.

Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная Ассоциация «Знание», как Генеральный консультант ООН, располагают членством со статусом базовой организации суперсовременной образовательной структуры – Современной Гуманитарной Академии.

Академия располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.

2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям 175 тысяч студентов. Он входит в пятёрку самых крупных университетов мира.

Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» выдвинули, совместно с английской компанией «SatEduNet», идею создания Всемирного Университета с одноимённым названием и обеспечения Глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде биржевого экспорта – импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира. Технический центр ВУДО обеспечивает НИИ космических систем при поддержке Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского

Всемирный Университет, как дистрибьютор современных знаний – гарант обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне.

Технически и юридически работа Всемирного Университета началась. Однако, разнородные представления, негибкие национальные политики и несовершенные международные механизмы снижают её эффективность междоусобными интересами местного значения.

Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем.

Действительно, это важный фактор. Но, что поделаешь, если он уже не эффективен для общества Третьего тысячелетия.

Преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели.

Нужны новые технологии обучения и изучения, применимые в конкретной среде обитания человека и соответствующие геополитическим ситуациям.

Человечеству нужно опираться на принципиально новые знания.

Нужна высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приёмов и принципов жизни.

Всё это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний и они уже есть в распоряжении человечества.  

Когда-то Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, неспешно прогуливаясь в беседах по саду, а ученики  делали жизнь со своего учителя.

Однако,  классно-урочная система сменила платоновскую, когда обществу потребовалась более высокая производительность школы и тысячи образованных специалистов.

Пришло время распрощаться и с ней…

Ведь население планеты растёт ежесекундно, безграмотность не отстаёт и растёт ещё быстрее.

Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни т.к. затрагивает генетический, политический и социальный статус и аспект нашего бытия.

Пятнадцатилетний опыт работы созданного в России Современного Гуманитарного Университета и Академии продемонстрировал справедливость высказанных мной доводов:

Стоимость обучения 175 тысяч студентов с использованием спутниковых технологий – 5 долларов на человека в год, а через Интернет – более 500 долларов;

Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической;

Его студентам в далеких бедных деревнях и высокогорных поселениях доступно обучение в Кембридже без затрат на выезд из своего села.

Сегодня сотни миллионов бедных людей, могут получить высококачественное разнопрофильное образование прямо на горном склоне, на пастбище, в ауле, глубокой отдалённоё деревне.

Между НАУКОЙ и ЖИЗНЬЮ протекает ВЕЛИКАЯ РЕКА. Она называется — ЗНАНИЕ.

На фундаменте НАУКИ можно построить прекрасную ЖИЗНЬ, но сначала она должна превратиться во ВСЕОБЩЕЕ ЗНАНИЕ.

ЗНАНИЕ – СИЛА, только когда их использует ЖИЗНЬ.

Стремительно обгоняя нас, своих тихоходных аналоговых правопредшественников, бескомпромиссное, бездушное, пренебрегающее аналогиями цифровое ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, призывает нас к ответственности за право быть преемниками НОВОГО ЦИФРОВОГО ВРЕМЕНИ и его единого для всех РАСПОРЯДКА.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ и СУДЬБОНОСНЫЕ ВЫЗОВЫ не дают отсрочки ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ для бездеятельной созерцательной позиции под страхом НЕБЫТИЯ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА.

Для этого необходимо: ГОСУДАРСТВАМ и ПРАВИТЕЛЬСТВАМ МИРА, ЛИДЕРАМ и ИСПОЛНИТЕЛЯМ, АТЕИСТАМ и ВЕРУЮЩИМ, ЮНЫМ СЕРДЦАМ и СЕДЫМ МУДРЕЦАМ революционно изменить традиционный, укоренившийся среди догм ушедших ВЕКА и ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ  взгляд и ментальную установку на наше с Вами ОБРАЗОВАНИЕ.

Устаревшие МЕТОДЫ, СТАНДАРТЫ и УСТАНОВКИ ПРОШЛОГО уже БУДУЩЕМУ не принадлежат.

Без НОВЫХ ЗНАНИЙ нам БУДУЩЕГО не обрести.

В бюджетно-конституционном пространстве, в современном устройстве общества и менеджменте времени жизнь среднего россиянина протекает в три исторически сложившиеся фазы:

  • быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе,
  • долгая, как восхождение на Эверест, работа (лучше сказать служба), чтобы достойно жить,
  • и, как правило, короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы также достойно сойти (по-английски) с дистанции на обочину.

Сегодня, ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ на всех трех жизненных этапах для большинства человечества остаётся мечтой.

Что же мы имеем сегодня?

Планета стала слабее раздирающих ее противоречий.

Противоречий между людьми и государствами, политикой и человечностью, совестью и целесообразностью, техническим прогрессом и запасом ресурсов для жизни людей.

Мир заговорил о неустойчивом развитии жизни на Земле, вспоминая об ушедших в небытие цивилизациях…

Молодое поколение делает свое будущее не на плечах, а на животе предшествующего.

Мостик между прошлым и будущим разрушен…

Современное поколение уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, который имело возможность само исчерпать…

Неустойчивое развитие человечества – заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока неизвестен…

В поисках выздоровления мирового сообщества Организация Объединенных Наций приняла «Повестку дня на ХХI век» и «Задачи Тысячелетия», как приоритет МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ для ГОСУДАРСТВ и ПРАВИТЕЛЬСТВ и МИРОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА БУДУЩЕГО.

ООН рекомендовала правительствам, национальным и международным неправительственным организациям искать новые пути партнерства (ПАРТНЁРСТВО II-ГО ТИПА) государственных и общественных структур, средств массовой информации, деловых и промышленных кругов, работников образования, ученых, молодежи для реализации ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

Среди этих принципов особое место занимает НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в мире за последние годы претерпела весьма существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государств, на основе которого формировалась и КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА перед своим народом за его образование.

В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную классно-урочную систему образования.

Сегодня знания на планете обновляются на 20% в год, т.е. каждые 6 лет.

Однако, к сожалению, существующее в большинстве стран традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, не успевает за изменением мира.

Как следствие, молодые люди, получившие высшее образование к 22 — 23 годам, являются носителями уже устаревших знаний.

В течение карьерного «форсажа» многие люди тратят в этом направлении всю свою энергию и, приобретя, наконец, высокое общественное положение, нередко оказываются специалистами, не обладающими современными знаниями, а зачастую просто интеллектуальными банкротами в высоком ранге.

Новое поколение, в свою очередь, также окажется в страдательном залоге несовершенства образовательной системы и еще быстрее будет вытеснено на обочину следующей генерацией молодых людей, оседлавших более современные технологии и подходы к решению прикладных, финансовых, экономических, научно-технических задач.

И до тех пор, пока система и технология образования будет отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет сокращаться.

Поэтому ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, наряду с экономикой и государственным строительством, является важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития.

Уже сегодня, В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПЕРВОГО ВЕКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, когда перед человечеством встало множество ранее неизвестных, острейших проблем, РОЛЬ ЗНАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА НЕИЗМЕРИМО ВОЗРОСЛА, ибо без них не решить будущие проблемы.

Очевидно, что ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ ПЕРЕМЕЩАЕТСЯ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРУ НАУКИ, НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ.

Состояние и уровень их развития будет определять конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность, включая, прежде всего, экономическую и оборонную.

Зависящие от этого перемены на геополитической карте, как мы видим, уже начались.

Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будет определяться ресурсами, состоящими из «ЧЁРНОГО ЗОЛОТА И СЕРОГО ВЕЩЕСТВА».

Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав, как одно из стратегических направлений – развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.

Не случайно, что первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАСА, а многократное увеличение ассигнований в ОБРАЗОВАНИЕ и принятие Конгрессом в 1958 году закона «Об образовании в интересах национальной обороны».

Одновременно закладывались ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ОБРАЗОВАНИЯ.

Причем преемственность этой политики, в основу которой был положен ПРИЦИП ПРИОРИТЕНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИДИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ США В МИРЕ.

От Эйзенхауэра до Буша младшего, образование всегда занимает одно из первых мест в их политике национальной безопасности.

За последние 20 лет расходы на непрерывное образование в США,  увеличились почти в четыре раза, значительно превысив  расходы на оборону.

Мир вычислил и понял, что НЕОБХОДИМО ВКЛАДЫВАТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ ОКОЛО 6% ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложения в производство на каждом предприятии.

Известные всем именниковые компании мира работают именно по этой схеме.

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза ещё в конце 80-х годов декларировал: «БЕЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, А БЕЗ ПОСЛЕДНЕЙ – НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЭКОНОМИКИ».

Главенствующая роль принадлежит образованию взрослых, которое формирует эту конкурентоспособную рабочую силу, как инструмент для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки. Примеры такой борьбы наблюдаются практически во всех горячих точках планеты последних десятилетий.

Победителями окажутся те, кто быстрее сможет вложить результаты фундаментальных исследований в новые технологии. Это азбука современной экономической науки. Но без образования и прежде всего образования взрослых овладеть этой азбукой невозможно.

— В НАЦИОНАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ ЛЮБОЙ СТРАНЫ,  ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПОНЕНТА СОСТАВЛЯЕТ ОДИНАКОВО МАЛУЮ ВЕЛИЧИНУ – не БОЛЕЕ 16%. Основная часть приходится на долю человеческих ресурсов.

По мнению экспертов мирового сообщества, образование взрослых не является составной частью базового образования, получаемого молодым поколением.

Оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения.

Таким образом, ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ становится ОТДЕЛЬНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СУПЕРОТРАСЛЬЮ, поскольку хорошо известно, что судьбоносные для общества решения  являются исключительной прерогативой взрослого населения планеты.

Во многих странах мира ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ уже стало НОВОЙ, НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ОТРАСЛЬЮ, имеющей международную, европейскую, азиатскую, африканскую и другие континентальные и национальные структуры управления и распространения.

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ – единственная и важнейшая отрасль, чей наднациональный суперстатус во всём мире не вызывает сомнения.

Однако, борьба традиционных заржавевших в персональной самодостаточности консервативных сил официального БЮДЖЕТНО-КОНСТИТУЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА  закончится ещё не скоро.

Имеет место непримиримое злобливое противостояние государственной и частной, только нарождающейся системы платного образования. Здесь несправедливо используются неравные стартовые условия, должностные рычаги воздействия на оппонентов, связи верхних эшелонах власти, являющиеся, собственно, производными кадрами старой системы образования.

Наше общество – производная самовыражения влиятельных, наделённых властью людей, получивших однажды давно условно приличное образование. Многие из них показушно демонстрируют свою прогрессивность на фоне ментальной отсталости.

Бюджетно–конституционный социалистический строй и классно–урочная форма образования создали глубокую колею, из которой не могут выйти многие поколения людей, правительства и государства.

Даже новейшие достижения современного мира, как бумага на столе бюрократа, вылёживаются, ожидая экспертизы и восприятия их следующими новыми поколениями.

Проводники нового, являясь возмутителями привычных норм, установок и принципов жизни, торчат из среды, вызывая её раздражение и угрожающее судьбоносное для них сопротивление.

Нет спора, что в старые времена советская система образования была хороша и дала миру выдающихся учёных и специалистов. Но, с тех пор прошли многие десятилетия, изменившие мир, его научные представления и взгляды на будущее.

Но есть катализаторы, помогающие успевать за быстро меняющимся миром знаний. Это новейшие современные технологии на основе дистанционных космических интерактивных коммуникаций.

Ещё недавно о них мы могли лишь читать у фантастов, видеть в фильмах о космических пришельцах, путешествиях в новые далёкие миры и галактики.

Да и сегодня даже весьма авторитетные и могущественные деятели и организаторы науки, образования, культуры являются убежденными носителями и сторонниками консервативных вчерашних методов распространения знаний. А порой, некоторые из них во имя самосохранения, являются прямыми антагонистами внедрения всего нового и новейшего в реальные процессы жизни общества, в социальные технологии, к которым прямо относится наше с вами образование.

Среда буквально кишит субъектами сопротивления, сопротивления всему, что из неё выпирает, торчит, движется быстрее.

Среди этих субъектов мы можем встретить реально влиятельных людей, ещё сильные, но уже изживающие себя структуры и государственные аппараты.

Но своему развитию общество всегда было обязано противоречиям. Это непременное условие любого развития.

Подобные проблемы имеют общие признаки и в России и в Содружестве Независимых Государств.

Они будут существовать до тех пор, пока существует НЕОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ, КОРРУПЦИЯ, ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО и ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО, государственный и политический НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Мы  управляем цифровым миром допотопными  антикварными аналоговыми способами.

Трудоустроив тысячи малопригодных для БУДУЩЕГО чиновников, живущих по формуле кипучих бездельников на средства  БЮДЖЕТА, мы не признаёмся в своей ментальной несостоятельности.

Мы дурим друг друга, гудим в космический век паровозными гудками и едем при закрытых шторах в неизвестном, но прежнем направлении. И всем этим правит неосознанное невежество и желание ещё хоть чуть-чуть побыть и других подержать в неведении об очевидном.

Старые прекрасные педагоги «аналогового» прошлого века уже недопустимо отстают от современных знаний. Им уже нечего сказать даже своим бывшим «аналоговым», но продвинувшимся по жизни ученикам.

Для современных же молодых людей с цифровым от рождения мышлением они уже не педагоги. Они – максимум ученики, но кто и как может научить их при всеобщем мировом педагогическом дефиците.

Тем не менее, развитие этой самой перспективной отрасли на планете ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций.

Весьма важно, что в основе своей ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ЭТО СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПРЕДПОСЫЛОК, ЗАКОНОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧИТЬ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

  • как фактор увеличения продолжительности активной жизни человека,
  • как фактор максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей его жизни,
  • как фактор ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.

Необходимо ОБЕСПЕЧИТЬ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ УСТАНОВОК НА НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

НЕОБХОДИМО КОНСТИТУЦИОННО ПОДДЕРЖАТЬ НАЧАВШИЙСЯ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, ГАРАНТИРУЮЩЕЙ:

  • равенство всех видов образования перед законом,
  • право на получение образования в любом возрасте.

Все эти проблемы обсуждались ещё Всемирной конференцией по образованию взрослых, проходившей в июле 1997 года в Гамбурге под эгидой ЮНЕСКО.

Форум проходил под девизом: «Образование взрослых — это ключ в XXI век!».

Его участниками были: министры образования 74-х государств, руководители крупнейших международных и национальных общественных образовательных объединений.

На конференции не было только представителей России.

Возобладало амбициозное фискальное самосохранительное ведомственное мнение: у нас, мол, с образованием взрослых – все в порядке. Но, как говорится, амбиции – это не позиция. ЭТО – БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ НЕВЕЖЕСТВЕННОЕ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО.

Конференция в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств – считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики.

Исторический опыт свидетельствует о том, что успех любой страны в преодолении критических ситуаций определяется, прежде всего, тем, в какой мере общественное сознание оказывалось восприимчивым к достижениям мировой цивилизации. Только это может обеспечить эволюционный ненасильственный процесс преобразований в государстве.

Крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых» и создание 17 января 1997 года МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СНГ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ.

Идея создания такой структуры принадлежит Международной ассоциации «Знание», которая представлена в Межгосударственном Комитете наравне с государствами-участниками.

Одной из важнейших задач Комитета является трансформация просветительской и образовательной деятельности, а также, координация подготовки законов по образованию взрослых в государствах СНГ.

В этом мы отстаем, и еще долго будем отставать от более благополучных государств.

Сегодня образование взрослых является самым ценным ресурсом и достоянием человека перед лицом неясного будущего.

Ведь любое человеческое общество в своем развитии зависит и от объема знаний, и от возможности отбирать нужную информацию из огромного потока. Необходимо создавать специальные информационные агентства, которые взяли бы на себя поиск, обработку и электронную доставку потребителю необходимой ему информации. В будущем, вероятно, они придут на смену библиотекам.

Руководствуясь Декларацией, подписанной Главами государств СНГ, «Об основных направлениях развития СНГ», Межгосударственный комитет подготовил новую Программу своей деятельности и внёс свои предложения в Программу развития СНГ.

Совместно с международной ассоциацией «Знание» КОМИТЕТ подготовил и направил для внесения на заседания Совета Глав Государств и Совета Глав Правительств следующие вопросы:

  • «Об изменении концепции образования в русле общемировых тенденций на пороге XXI века».
  • «О разграничении полномочий, задач и ответственности между системами базового образования и ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ, а также кооперации между ними».
  • «Об открытии дверей школ, техникумов, вузов, университетов для использования в качестве учебной базы системы ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ».
  • «О кредитовании непрерывного ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ».
  • «О внесении изменений в Конституции и законы стран СНГ», которые гарантируют:
  • равенство всех видов образования перед законом;
  • право граждан на получение любого вида образования в течение всей жизни, без ограничения возраста.

Таким образом, мы рассматриваем новый инструмент непроизводственной сферы – ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, без которого, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества на планете.

Взрослые люди – посредники между прошлым, настоящим и будущим. Не найдя общего языка с молодыми, из-за разных стартовых условий в образовании и информациологического инструментария, старшие поколения уходят из жизни, унося с каждым человеком целую библиотеку.

Страшно подумать: 1 миллиард абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний людей – путь к планетарной трагедии.

Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам.

Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны:

Корни конфликтов – в неадекватном понимании и возможностях.

Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития.

Предотвращение ненависти – в образовании и знании.

Первое слагаемое политической стабильности – информированный гражданин.

Первое слагаемое экономического прогресса – квалифицированный работник.

Первое слагаемое политической справедливости – просвещенное общество.

Образование – это строительство мира. Оно и – наиболее эффективная форма защиты.

Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.

Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционные принципы образования нуждаются в замене.

Задача не в том, чтобы ускорить, дополнить, подправить или отрегулировать систему образования.

Задача – в коренной перемене установок, лежащих в основе УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

И если к этому добавить, что чаще наша деятельность иная, чем та, чему мы учились, то не приходится удивляться, что мы живём в обществе, как в сумасшедшем доме, где лестницу начинают мыть с нижней ступеньки.

А между тем поезд ЗНАНИЙ мчится через ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. И для каждого поколения людей, для каждого поколения правительств на его пути есть платформы и достаточный исторический миг, чтобы сознательно сесть в этот поезд.

Но мы, к сожалению, бежим параллельно поезду вдоль платформы.

Поезд уходит, набирая скорость, а мы…

Мы – это народы и правительства. Мы осуществляем свой бег каждый со своей страной, со своим несовершенным знанием мира… Именно невежество сделало планету слабей раздирающих ее противоречий.

Необходима переоценка ценностей не на местечковом внутригосударственном уровне, а на планетарном. Мы – люди земли, а не только своего амбициозного регионального социума.

ООН, её Экономический и Социальный Совет, ЮНЕСКО и др. институты должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег.

Перед лицом деструктивной роли нарастающей БЕЗРАБОТИЦЫ, БЕДНОСТИ, НИЩЕТЫ и плохо управляемой МИГРАЦИИ необходимо менять ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных ПРОБЛЕМ И КРИЗИСОВ.

Это и есть тот ИНСТРУМЕНТ, та УДОЧКА, которая остановит протянутую руку НИЩЕТЫ, создаст рабочие места, минимизирует хаотическую МИГРАЦИЮ. Причем эти процессы будут идти надёжно и фундаментально, наслаивая положительные исторические результаты, как геологический процесс.

На исправление ситуации направлены Кельнская Хартия, подписанная в 1999 году руководителями стран большой восьмерки, а затем и аналогичная встреча в Японии, в  которой проблема образования взрослых обозначена, как проблема номер один.

Если нам удастся справиться с изменениями образовательных установок, то появится надежда справиться с кармическими предсказаниями Нострадамуса и других футурологов о предстоящем конце света.