Информационный бюллетень Международного союза экономистов №1 (15), 2000 г. Из доклада о концепции «Образование никогда не кончается»

ОБРАЗОВАНИЕ НИКОГДА НЕ КОНЧАЕТСЯ

Малитиков Е.М., председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, Президент Международной Ассоциации «Знание»

«… Небольшое, по сравнению с крупными материковыми державами, островное государство Кипр успешно демонстрирует целый ряд эффективных инструментов непроизводственной сферы, основой которых является развитая инфраструктура и экономическая стабильность, что выражается почти пяти процентным ежегодным ростом при 10 миллиардном валовом продукте. При этом практически отсутствует безработица. Кипр занимает пятнадцатое место в мире по уровню доходов на душу населения, опережая Англию, Италию, Австралию, Израиль и многие другие государства. Как видите, либеральная философия, касающаяся как деловой местной среды, так и торговой политики, дает прекрасные результаты.

Я хочу рассмотреть еще один инструмент непроизводственной сферы, без которой, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества на планете. Я имею в виду принципиально иную, нетрадиционную концепцию планетарного образования — «образование никогда не кончается», концепцию образования взрослых людей, за плечами которых стоит опыт, изучение и мир. Взрослые люди — посредники — между прошлым, настоящим и будущим. Уходя из жизни, они уносят в себе целую библиотеку приобретённых знаний, не найдя общего языка с молодым поколением из-за разных стартовых условий в образовании.

880 миллионов абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний — путь к планетарной трагедии. Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам. Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны. Корни конфликтов — в неадекватном понимании и возможностях. Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития. Предотвращение ненависти — в образовании и знании.

Первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин. Первое слагаемое экономического прогресса — ква-лифицированный работник. Первое слагаемое политической справедливости — просвещенное общество.

Образование — это строительство мира. Оно и наиболее эффективная форма защиты. Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.

Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.

Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционная формула жизни общества «Образование — на всю жизнь» нуждается в замене на формулу «Образование — через всю жизнь». И перед лицом грядущего третьего тысячелетия хочу побудить всех вас, сидящих здесь, революционно изменить традиционный укоренившийся среди догм уходящего столетия взгляд на наше с вами образование.

Методами истекающего столетия нам просто не обрести будущего. Планета стала слабее раздирающих ее противоречий, мир тверже говорит о неустойчивом развитии жизни на земле.

Молодое поколение делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя и уже не гарантирует своим потомкам ресурс среды обитания, которое само имело возможность потреблять.

Неустойчивое развитие человечества — это заболевание цивилизации, инкубационный период, которого пока не известен. ООН приняла повестку дня на XXI век и рекомендовала искать новые пути для реализации основных принципов устойчивого развития. Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни. Сегодня, когда знания на планете обновляются на 15 % в год, то есть каждые шесть лет, традиционное базовое образование не успевает за изменениями мира. Многие люди, приобретя высокое общественное положение, становятся тут же интеллектуальными банкротами, только в высоком ранге, что весьма страшно.

Возникла новая социальная проблема — недоиспользование каждым следующим поколением своего ресурса, опыта, энергий, созидания. Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие — комплекс естественного увядания целого поколения. И до тех пор, пока система и технология образования будут отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет все время уменьшаться.

Поэтому образование взрослых, наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития. На исторической сцене в будущем окажутся только те страны и те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень организованности и мастерства во всех его проявлениях и смогут экономическое соревнование государств перевести в сферу науки, новых технологий и образования. Перемены на геополитической карте уже начались.

Пример, первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАТО, а многократное увеличении ассигнований в образование и принятии еще в 1958 г. закона об образовании в интересах национальной обороны. В основу положен принцип приоритетности образования взрослых, его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире. От Эйзенхауэра до Клинтона образование взрослых занимало одно из первых мест в их политике национальной безопасности. За десять лет расходы на образование в США, в пользу непрерывного, увеличились в 2,5 раза и составляют сейчас более 500 миллиардов долларов, что в два раза превышает расходы на оборону. Это при сегодняшней стоимости военной машины. А доля взрослых лиц уже образованных и продолжающих образовываться за последние 20 лет увеличилась почти в три раза, с 7% до 22%.

Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6 % валового национального продукта, рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложение в производство на каждом предприятии. Без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без нее не может быть и конкурентоспособной экономики.

Стандартные методы оценки экономического развития государства ничего не говорят о состоянии нации. И выводы мирового банка таковы, что в национальном богатстве любой страны, независимо от того, супердержава это или маленький остров, производственная компонента составляет чуть более 16%. Всё остальное, как уже здесь говорили и кипрские руководители, составляют человеческие ресурсы.

Образование взрослых сегодня не является составной частью базового образования, оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемого с наукой, производством и сферой обслуживания в течение всей жизни. И чередуя в течение всей жизни образование и труд, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.

Поскольку судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения страны и даже планеты, образование взрослых становится отдельной самостоятельной суперотраслью в жизни человеческого общества. Этой самой перспективной отрасли на планете под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира. Главная задача — это формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни. Необходимо конституционно поддержать равенство всех видов образования перед законом и право на получение образования в любом возрасте.

2-х недельные курсы повышения квалификации — это не образование взрослых, а бюрократическое, невежественное очковтирательство.

ООН в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики. И крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых», подписанное главами правительств СНГ в январе 1997 года. Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, основными задачами которого являются:
• создание национальных структур по образованию взрослых,
• координация подготовки законов в области образования взрослых в странах СНГ и конституционных изменений в ней,
• трансформация просветительской и образовательной деятельности,
• создание банков данных для дистанционной формы образования взрослых, интеграции делового информационного пространства, обеспечивающего устойчивое развитие планеты.

И, наконец, пример, с которым Кипр почти справился. Здесь решили вопрос о разграничении полномочий и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, а также кооперации между ними. Они открыли двери школ, техникумов, вузов, университетов в качестве учебной базы для образования взрослого населения.

Задача Комитета сегодня изменить конституции и законы стран — участниц СНГ, чтобы иметь возможность устойчиво кредитовать непрерывное образование взрослого населения.

Решив эти вопросы, мы изменим и саму парадигму, которую предрекали футурологи в древности о возможности наступления конца света…»