Глобальный форум по электронному правительству 2012: Умное электронное правительство для лучшего будущего — UNPOG. 18-19 Октября 2012. Сеул, Корея

Глобальный форум по элек­тронному правительству в Сеуле

Буквально на днях в Сеуле состоялся «Глобальный форум по элек­тронному правительству: умное электронное правительство для лучшего будущего», организованный Министерством государственного управле­ния и безопасности Республики Корея и Департаментом по экономичес­ким и социальным вопросам ООН.

Форум, объединивший око­ло 300 человек — министров, высокопоставленных лиц из международных организаций, управленцев государственного уровня, представителей ака­демических кругов и ИТ индус­трии, стал местом для обмена и обсуждения наиболее акту­альной политики электронного правительства и передового опыта между правительствами, международными организаци­ями, академическими кругами и гражданским обществом.

Председатель Межгосу­дарственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых Ефим Малитиков принял участие в конгрессе по личному пригла­шению Главы Министерства госуправления и безопасности Кореи Менг Хюнг Кю, в котором, в частности, отмечалось: «Ваше участие и вклад обеспечат успех форума, а также дальнейшее укрепление наших дружеских двусторонних отношений».

Действительно. Доклад Ма- литикова «Электронное прави­тельство в России в 2012 году: предварительные оценки» выз­вал огромный интерес у учас­тников конгресса, а по оконча­нии Форума Ефим Малитиков и Менг Хюнг Кю подписали Меморандум о Соглашении между Межгосударственным комитетом СНГ по распростра­нению знаний и образованию взрослых и Министерством государственного управления и безопасности Республики Ко­рея (MOPAS).

Электронное правительство в России в 2012 году: предварительные оценки

«Глобализация неумоли­мо пришла в наш мир. Она предопределила жизнь после­дующих поколений и диктует правительствам свои условия. Она либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её.

Глобализация привнесла в наш глоссарий новые производ­ные и термины, которые вошли в нашу повседневную речь. Они широко применяются в средствах массовой информации и Интернете: информатизация, цифровизация, интернетизация, умный дом, электронное прави­тельство и другие.

Жители России и стран СНГ, вступившие в цифровую цивилизацию, активно пользу­ются терминами «электронное правительство» и «электрон­ные услуги», заставляя власти и бюрократию не на словах, а на деле соответствовать сво­ему предназначению.

Глобализация неизбежно ве­дет к формированию некоего про­тотипа мирового электронного правительства, также как и элек­тронных правительств в отдель­ных странах. Но неизбежность — не пассивный дрейф в надежде на то, что все устроится «само собой». Новое всегда пробива­ет себе дорогу путем активных усилий и борьбы за утверждение новых основ жизни. Важно по­нимать — благополучие уходит из-под фундамента даже богатой страны, если она в своём консер­вативном благоденствии, расхо­дуя накопления предыдущей фа­зы своего развития.

Задачи Тысячелетия, его вызовы и противостояния, гло­бальные проблемы планеты требуют новых знаний, навы­ков и технологий планетарного мироустройства, с которыми неможет справиться в одиночку ни одна, даже гениальная лич­ность, и ни одна отдельно взя­тая страна мира.

Более полутора десятиле­тий моего участия в многочис­ленных встречах на высшем уровне я приводил доводы и аргументы в пользу массо­вой цифровизации механизма власти, как одного из необхо­димых шагов на пути (в том числе и России) к современно­му обществу.

Перемены, связанные с цифровизацией, должны про­исходить, прежде всего, в са­мом устройстве общества, в его управлении, и, как след­ствие, в системах взаимодей­ствия управленческих структур друг с другом и с потребителя­ми их услуг.

Электронное правительс­тво — это цивилизационный признак.

Более 10 лет ушло у России на запуск программы «Элек­тронное правительство», ко­торая пришла на смену Феде­ральной Целевой Программы «Электронная Россия».

Реализация проекта «Элек­тронное правительство» про­шла уже пять этапов и лишь к середине 2012 г. в этом про­цессе можно констатировать значительные достижения и из­менения. С осени 2011 г. идет переход на предоставление основных услуг в электронномвиде. В их перечень вошли наи­более востребованные услуги: дорожная полиция, Федера­льная миграционная служба, Федеральная налоговая служ­ба, Пенсионный фонд России, Служба по регистрации прав на землю и недвижимое иму­щество. Сегодня проект «Электронное правительство» рас­пространился в российские регионы, где власти подклю­чаются к федеральному порта­лу госуслуг, насыщая его мес­тным контентом. Идет процесс отладки нормативно-правовой базы. Заметно улучшились межведомственные взаимо­действия.

В развитых странах под электронным правительством понимается не просто реорга­низация существующих отно­шений населения с админис­тративными структурами, но и трансформация принципов организации управления го­сударством. Важнейший кри­терий эффективности гос­структур — удовлетворение потребностей граждан через информационно-коммуникаци­онные технологии (ИКТ). В ря­де стран этот фактор уже стал важнейшим средством повы­шения эффективности работы правительства.

В России — это пока ожида­емый результат.

Электронное правительс­тво открывает возможность помочь «аналоговому» боль­шинству россиян преодолеть колоссальное ментальное от­ставание от «цифрового» ме­ньшинства.

Тема электронного прави­тельства неразрывно связана в России с темой коррупции. Коррупция порождается избы­точными функциями государ­ства и незавершенным раз­делением полномочий между исполнительными органами власти. Избыточные функции государства должны перейти к саморегулируемым организа­циям.

Методологическое, орга­низационное, финансовое об­еспечение ресурсами «элек­тронного правительства» России фактически началось лишь в 2008 году.

Сегодня власти, бюрокра­тия, бизнес и население ста­ли воспринимать электронное правительство как реальность, которой надо уметь пользова­ться и взаимодействовать.

Технологический базис для цифровизации общества в Рос­сии начал развиваться стреми­тельно. 60 миллионов россиян пользуются компьютерами и другими аналогичными устрой­ствами. Повсеместно внедрен широкополосный Интернет и безлимитный трафик.

Забюрократизированная система государственного управления вынуждена менять ориентацию и поворачиваться лицом к человеку. Уменьшается прямое общение между чинов­ником и населением, чем нейтрализуется сама возможность коррумпированных технологий.

Электронное правительство — это не дополнение или усо­вершенствованный аналог ста­рого механизма управления, а новый способ взаимодействия чиновничьего аппарата с потре­бителями их услуг. Первая цель электронного правительства — распространение информации о предоставляемых услугах в электронном виде.

Еще в конце 90-х годов бы­ло очевидно, что возрастающий разрыв между госструктурами и объектами управления угрожает стабильности государства. Вот почему концепция «электронно­го правительства» стала состав­ной частью административной реформы. Парадоксально, но ее разработали сами бюрократы. Они скопировали выгодные для них элементы из практики разви­тых стран. Однако, до 2010 года реализация программы «Элек­тронная Россия» шла вяло, не­смотря на то, что была одобрена Президентом Путиным и была принята Правительством как Фе­деральная целевая программа.

Причина в том, что на про­ект не было выделено доста­точных финансовых ресурсов. А без них даже фундаментально обоснованные научные концеп­ции и организационные усилия оказались неэффективными.

Российская бюрократия игнорировала предлагаемые меры, всячески затягивая про­цесс принятия решений и их исполнение всегда, когда это не соответствовало ее привыч­ным интересам. В 2008-ом году, осознавая приближающийся провал программы, бюрократия стала ее корректировать и све­ла широкое преобразование к созданию и отладке узкого кру­га услуг в электронном виде.

В 2011 г. Счетная палата РФ установила, что из запланированных затрат в 2,5 млрд долл США государство выде­лило лишь 1 млрд, из которо­го фактически было потрачено лишь 700 млн (менее 30 про­центов от начальных замыс­лов). Сокращение объемов финансирования объяснялось якобы «оптимизацией затрат и целей». Это было лишь попыткой изменить схему и структуру государственного управления.

После анализа были выра­ботаны более реалистичные стратегии создания функци­онирующего электронного правительства. Если в 2007 г. на электронное правительство в России намечалось потратить 1,3 млрд долл, то в 2013-м на ИКТ из Федерального бюджета намечено потратить 2,6 мил­лиарда. Большие, но весьма оправданные затраты.

Электронное правительс­тво должно помочь в борьбе с коррупцией в нашей стране. До сих пор борьба с ней огра­ничивается обличительной риторикой и разоблачением отдельных зарвавшихся взя­точников. Такая имитация бо­рьбы с коррупцией лишь уси­ливает скептицизм в обществе относительно перспектив по ее преодолению в России.

Недобросовестность чинов­ников подрывает веру в полезность «электронного прави­тельства», что характерно для многих стран среднего уровня развития. Тем не менее, в Рос­сии уже начали действовать в электронном виде: Реестр го­сударственных и муниципаль­ных услуг, Портал госуслуг, как площадка для распространения информации о них, «Единое окно» заказа услуг и их полу­чения. Функционирует система дистанционной подачи доку­ментов в налоговые, статисти­ческие, антимонопольные и та­моженные органы. Для граждан создана система «Личный каби­нет». Для юридических лиц — система электронного ключа с проверкой на достоверность. Это позволило запустить ряд интерактивных сервисов.

Государственные тенде­ры и закупки теперь проводят через портал госзакупок. Эти процессы были реализованы на интернет-ресурсе gosuslugi. ru, который стал «ядром» элек­тронного правительства. Сей­час на этом сайте информи­руют об услугах 35 ведомств, из них 16 оказывают их уже в электронном виде. На отлад­ку потребуется еще немало времени, но пройти этот путь необходимо. Россия и страны СНГ уже идут по нему.

Цифровизация услуг уже сегодня позволяет госучрежде­ниям работать четче и быстрее, поскольку каждое обращение фиксируется и ставится на кон­троль автоматически. Резко улучшилось межведомствен­ное взаимодействие.

Однако высокие тарифы на подключение к компьютерным сетям и их неразвитость в ря­де регионов России сдержива­ют развитие и ограничивают возможность функционирова­ния «электронного правительс­тва», как общей для страны системы. Тем не менее, тран­сформация самих принципов организации управления госу­дарством идет.

Императив использования электронных устройств, сетей пе­редачи и других ИКТ резко уско­ряет цифровизацию госструктур и их общение с людьми.

IMG_2581

План информационного общества — для стран СНГ

В заключение своего выс­тупления я, как председатель Межгосударственного коми­тета СНГ по распространению знаний и образованию взрос­лых, скажу о том, что процессы создания электронного прави­тельства в системах управле­ния стран СНГ стартовали в начале 2000-х годов. Более
конкретно об этом расскажут представители Казахстана и Украины, доклады которых анонсированы на нашем фо­руме. Следует упомянуть, что страны СНГ хорошо взаимо­действуют в этой сфере.

Летом 2012 года в Ялте на встрече глав государств Со­дружества принята Стратегия сотрудничества государств- участников СНГ в построении и развитии информационного об­щества и План действий по её реализации на период до 2015 года. Государства Содружества выходят на более высокий уро­вень межгосударственных отно­шений в информационном вза­имодействии. Договоренности об общих целях и способах их достижения помогают разраба­тывать и выполнять националь­ные программы в области ИКТ.

Важнейшим слагаемым по­литической стабильности явля­ется информированный граж­данин. Вот почему перед лицом деструктивной роли нараста­ющей безработицы, бедности, нищеты и плохо управляемой миграции необходимо менять инструменты развития и управ­ления, чтобы не оказаться пе­ред лицом ещё более запущен­ных проблем и кризисов.

Еще 500 лет назад Маки­авелли писал: «Нет ничего труднее, опаснее и неопреде­леннее, чем руководить вве­дением нового порядка вещей, потому что у каждого ново­введения есть ярые враги, ко­торым хорошо жилось по-ста­рому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому».

Вместо послесловия

Поистине невозможно в од­ной статье охватить всю сферу интересов Ефима Малитикова, потому что даже самая свежая информация о его деятель­ности, контактах, новых идеях безнадежно стареет даже за время подготовки текущего ма­териала.

Только что мы получили дополнительные сведения из пресс-службы Малитикова. В них сообщается: Непосред­ственным результатом акций, предпринятых Ефимом Михай­ловичем в 2012 г., стал сущес­твенный прогресс в реализации проектов МАКСМ (Междуна­родной системы глобального мониторинга геофизических явлений) и ВУДО (Всемирного университета дистанционного образования).

.