Буквально на днях в Сеуле состоялся «Глобальный форум по электронному правительству: умное электронное правительство для лучшего будущего», организованный Министерством государственного управления и безопасности Республики Корея и Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН.
Форум, объединивший около 300 человек — министров, высокопоставленных лиц из международных организаций, управленцев государственного уровня, представителей академических кругов и ИТ индустрии, стал местом для обмена и обсуждения наиболее актуальной политики электронного правительства и передового опыта между правительствами, международными организациями, академическими кругами и гражданским обществом.
Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых Ефим Малитиков принял участие в конгрессе по личному приглашению Главы Министерства госуправления и безопасности Кореи Менг Хюнг Кю, в котором, в частности, отмечалось: «Ваше участие и вклад обеспечат успех форума, а также дальнейшее укрепление наших дружеских двусторонних отношений».
Действительно. Доклад Ма- литикова «Электронное правительство в России в 2012 году: предварительные оценки» вызвал огромный интерес у участников конгресса, а по окончании Форума Ефим Малитиков и Менг Хюнг Кю подписали Меморандум о Соглашении между Межгосударственным комитетом СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Министерством государственного управления и безопасности Республики Корея (MOPAS).
«Глобализация неумолимо пришла в наш мир. Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия. Она либо делает нас своими жертвами, либо наездниками оседлавшими её.
Глобализация привнесла в наш глоссарий новые производные и термины, которые вошли в нашу повседневную речь. Они широко применяются в средствах массовой информации и Интернете: информатизация, цифровизация, интернетизация, умный дом, электронное правительство и другие.
Жители России и стран СНГ, вступившие в цифровую цивилизацию, активно пользуются терминами «электронное правительство» и «электронные услуги», заставляя власти и бюрократию не на словах, а на деле соответствовать своему предназначению.
Глобализация неизбежно ведет к формированию некоего прототипа мирового электронного правительства, также как и электронных правительств в отдельных странах. Но неизбежность — не пассивный дрейф в надежде на то, что все устроится «само собой». Новое всегда пробивает себе дорогу путем активных усилий и борьбы за утверждение новых основ жизни. Важно понимать — благополучие уходит из-под фундамента даже богатой страны, если она в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития.
Задачи Тысячелетия, его вызовы и противостояния, глобальные проблемы планеты требуют новых знаний, навыков и технологий планетарного мироустройства, с которыми неможет справиться в одиночку ни одна, даже гениальная личность, и ни одна отдельно взятая страна мира.
Более полутора десятилетий моего участия в многочисленных встречах на высшем уровне я приводил доводы и аргументы в пользу массовой цифровизации механизма власти, как одного из необходимых шагов на пути (в том числе и России) к современному обществу.
Перемены, связанные с цифровизацией, должны происходить, прежде всего, в самом устройстве общества, в его управлении, и, как следствие, в системах взаимодействия управленческих структур друг с другом и с потребителями их услуг.
Электронное правительство — это цивилизационный признак.
Более 10 лет ушло у России на запуск программы «Электронное правительство», которая пришла на смену Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия».
Реализация проекта «Электронное правительство» прошла уже пять этапов и лишь к середине 2012 г. в этом процессе можно констатировать значительные достижения и изменения. С осени 2011 г. идет переход на предоставление основных услуг в электронномвиде. В их перечень вошли наиболее востребованные услуги: дорожная полиция, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Служба по регистрации прав на землю и недвижимое имущество. Сегодня проект «Электронное правительство» распространился в российские регионы, где власти подключаются к федеральному порталу госуслуг, насыщая его местным контентом. Идет процесс отладки нормативно-правовой базы. Заметно улучшились межведомственные взаимодействия.
В развитых странах под электронным правительством понимается не просто реорганизация существующих отношений населения с административными структурами, но и трансформация принципов организации управления государством. Важнейший критерий эффективности госструктур — удовлетворение потребностей граждан через информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В ряде стран этот фактор уже стал важнейшим средством повышения эффективности работы правительства.
В России — это пока ожидаемый результат.
Электронное правительство открывает возможность помочь «аналоговому» большинству россиян преодолеть колоссальное ментальное отставание от «цифрового» меньшинства.
Тема электронного правительства неразрывно связана в России с темой коррупции. Коррупция порождается избыточными функциями государства и незавершенным разделением полномочий между исполнительными органами власти. Избыточные функции государства должны перейти к саморегулируемым организациям.
Методологическое, организационное, финансовое обеспечение ресурсами «электронного правительства» России фактически началось лишь в 2008 году.
Сегодня власти, бюрократия, бизнес и население стали воспринимать электронное правительство как реальность, которой надо уметь пользоваться и взаимодействовать.
Технологический базис для цифровизации общества в России начал развиваться стремительно. 60 миллионов россиян пользуются компьютерами и другими аналогичными устройствами. Повсеместно внедрен широкополосный Интернет и безлимитный трафик.
Забюрократизированная система государственного управления вынуждена менять ориентацию и поворачиваться лицом к человеку. Уменьшается прямое общение между чиновником и населением, чем нейтрализуется сама возможность коррумпированных технологий.
Электронное правительство — это не дополнение или усовершенствованный аналог старого механизма управления, а новый способ взаимодействия чиновничьего аппарата с потребителями их услуг. Первая цель электронного правительства — распространение информации о предоставляемых услугах в электронном виде.
Еще в конце 90-х годов было очевидно, что возрастающий разрыв между госструктурами и объектами управления угрожает стабильности государства. Вот почему концепция «электронного правительства» стала составной частью административной реформы. Парадоксально, но ее разработали сами бюрократы. Они скопировали выгодные для них элементы из практики развитых стран. Однако, до 2010 года реализация программы «Электронная Россия» шла вяло, несмотря на то, что была одобрена Президентом Путиным и была принята Правительством как Федеральная целевая программа.
Причина в том, что на проект не было выделено достаточных финансовых ресурсов. А без них даже фундаментально обоснованные научные концепции и организационные усилия оказались неэффективными.
Российская бюрократия игнорировала предлагаемые меры, всячески затягивая процесс принятия решений и их исполнение всегда, когда это не соответствовало ее привычным интересам. В 2008-ом году, осознавая приближающийся провал программы, бюрократия стала ее корректировать и свела широкое преобразование к созданию и отладке узкого круга услуг в электронном виде.
В 2011 г. Счетная палата РФ установила, что из запланированных затрат в 2,5 млрд долл США государство выделило лишь 1 млрд, из которого фактически было потрачено лишь 700 млн (менее 30 процентов от начальных замыслов). Сокращение объемов финансирования объяснялось якобы «оптимизацией затрат и целей». Это было лишь попыткой изменить схему и структуру государственного управления.
После анализа были выработаны более реалистичные стратегии создания функционирующего электронного правительства. Если в 2007 г. на электронное правительство в России намечалось потратить 1,3 млрд долл, то в 2013-м на ИКТ из Федерального бюджета намечено потратить 2,6 миллиарда. Большие, но весьма оправданные затраты.
Электронное правительство должно помочь в борьбе с коррупцией в нашей стране. До сих пор борьба с ней ограничивается обличительной риторикой и разоблачением отдельных зарвавшихся взяточников. Такая имитация борьбы с коррупцией лишь усиливает скептицизм в обществе относительно перспектив по ее преодолению в России.
Недобросовестность чиновников подрывает веру в полезность «электронного правительства», что характерно для многих стран среднего уровня развития. Тем не менее, в России уже начали действовать в электронном виде: Реестр государственных и муниципальных услуг, Портал госуслуг, как площадка для распространения информации о них, «Единое окно» заказа услуг и их получения. Функционирует система дистанционной подачи документов в налоговые, статистические, антимонопольные и таможенные органы. Для граждан создана система «Личный кабинет». Для юридических лиц — система электронного ключа с проверкой на достоверность. Это позволило запустить ряд интерактивных сервисов.
Государственные тендеры и закупки теперь проводят через портал госзакупок. Эти процессы были реализованы на интернет-ресурсе gosuslugi. ru, который стал «ядром» электронного правительства. Сейчас на этом сайте информируют об услугах 35 ведомств, из них 16 оказывают их уже в электронном виде. На отладку потребуется еще немало времени, но пройти этот путь необходимо. Россия и страны СНГ уже идут по нему.
Цифровизация услуг уже сегодня позволяет госучреждениям работать четче и быстрее, поскольку каждое обращение фиксируется и ставится на контроль автоматически. Резко улучшилось межведомственное взаимодействие.
Однако высокие тарифы на подключение к компьютерным сетям и их неразвитость в ряде регионов России сдерживают развитие и ограничивают возможность функционирования «электронного правительства», как общей для страны системы. Тем не менее, трансформация самих принципов организации управления государством идет.
Императив использования электронных устройств, сетей передачи и других ИКТ резко ускоряет цифровизацию госструктур и их общение с людьми.
В заключение своего выступления я, как председатель Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, скажу о том, что процессы создания электронного правительства в системах управления стран СНГ стартовали в начале 2000-х годов. Более
конкретно об этом расскажут представители Казахстана и Украины, доклады которых анонсированы на нашем форуме. Следует упомянуть, что страны СНГ хорошо взаимодействуют в этой сфере.
Летом 2012 года в Ялте на встрече глав государств Содружества принята Стратегия сотрудничества государств- участников СНГ в построении и развитии информационного общества и План действий по её реализации на период до 2015 года. Государства Содружества выходят на более высокий уровень межгосударственных отношений в информационном взаимодействии. Договоренности об общих целях и способах их достижения помогают разрабатывать и выполнять национальные программы в области ИКТ.
Важнейшим слагаемым политической стабильности является информированный гражданин. Вот почему перед лицом деструктивной роли нарастающей безработицы, бедности, нищеты и плохо управляемой миграции необходимо менять инструменты развития и управления, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных проблем и кризисов.
Еще 500 лет назад Макиавелли писал: «Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому».
Поистине невозможно в одной статье охватить всю сферу интересов Ефима Малитикова, потому что даже самая свежая информация о его деятельности, контактах, новых идеях безнадежно стареет даже за время подготовки текущего материала.
Только что мы получили дополнительные сведения из пресс-службы Малитикова. В них сообщается: Непосредственным результатом акций, предпринятых Ефимом Михайловичем в 2012 г., стал существенный прогресс в реализации проектов МАКСМ (Международной системы глобального мониторинга геофизических явлений) и ВУДО (Всемирного университета дистанционного образования).
.