РИА Новости. Российские ученые из Института психологии РАН изучили, как пол, возраст и культура человека влияют на его моральные принципы и суждения, и выяснили, почему пожилые люди всегда считают молодежь аморальной, говорится в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.
«Для нас было важно посмотреть, насколько сильно различаются моральные оценки у разных групп людей, и с чем это может быть связано. Мы показали, что некоторые моральные принципы действительно довольно сходно применяются людьми из разных социокультурных групп», — рассказывает Карина Арутюнова из Института психологии РАН в Москве, чьи слова приводит пресс-служба Российского научного фонда.
Как рассказывает Арутюнова, ее группа изучала то, как люди оценивают действия с точки зрения морали. С самого раннего детства человек усваивает социальные нормы и правила, принятые в его культуре, которые разделяют действия и поступки на допустимые и недопустимые, «хорошие» и «плохие».
Некоторые философы и ученые считают, что помимо подобной «приобретенной», релятивистской формы морали, существуют некоторые абсолютные моральные принципы, которые являются частью биологической природы человека и которые применяются людьми из разных культур и социальных групп в довольно сходной форме.
Российские психологи и их американский коллега Марк Хойзер попытались выяснить, так ли это на самом деле. Для этого они объединили усилия с Гарвардским университетом и провели ряд опросов среди жителей России, США, Канады и Великобритании.
Все участники эксперимента должны были прочитать нескольких рассказов, в которых описывались моральные дилеммы. Все эти проблемы строились по общему принципу – в различных гипотетических ситуациях ученые предлагали участникам опытов сделать выбор – пожертвовать жизнью одного человека или совершить неприглядный поступок, но спасти жизни десятков других людей, или же спасти его, и обрести других жертв на смерть или мучения.
Сравнение результатов показало, что между жителями всех этих стран есть некие общие черты, не зависящие от воспитания, образования, возраста, пола и других характеристик. К примеру, все мужчины и женщины считают, что причинение вреда действием менее допустимо, чем бездействие, ведущее к смерти других людей или тяжелым последствиям для их здоровья.
Другой пример: ситуации, в которых человек спасает жизни и при этом нечаянно наносит вред кому-то еще, оказались более приемлемыми с моральной точки зрения для россиян, британцев, американцев и канадцев, чем те случаи, в которых вред наносился умышленно, в качестве средства спасения других людей. Все люди одинаково плохо относились к «прямому» нанесению вреда, и более позитивно — к непрямому причинению ущерба здоровью или имуществу.
Тем не менее, оказалось, что существуют и различия между разными группами людей. К примеру, мужчины из всех четырех стран предпочитали спасать жизни пяти людей ценой жертвы одного человека, тогда как женщины не были готовы на подобные аморальные поступки. Что интересно, мужчины из России были в этом отношении менее утилитарны, чем британцы, канадцы и американцы, и чаще соглашались с женщинами и спасали жизнь одного «утопающего», чем группу из пяти других людей.
И наконец, российские психологи, вероятно, нашли причину того, почему молодое поколение всегда выглядит аморальным в глазах пожилых людей – оказалось, что люди в возрасте чаще принимали «моральное» решение, спасая жизнь одного человека, а юноши и девушки чаще принимали решение пожертвовать им ради спасения большего числа жизней. Подобные различия, как отмечают ученые, были очень ярко выражены среди россиян, а среди жителей западных стран они были менее заметны, особенно при сравнении подростков и людей в возрасте.
Почему это так происходит, ученые пока не знают, но они предполагают, что эти различия в «моральности» между поколениями могут быть связаны с культурными сдвигами, произошедшими в последние годы, и возрастными изменениями в том, как человек воспринимает и вырабатывает эмоции.
Наличие как общих, так и различающихся моральных принципов у россиян и жителей западных стран, по мнению Арутюновой и ее коллег, говорит о том, что некая форма абсолютной морали может существовать, однако ее наполнение может заметно меняться от одной группы людей к другой.
Источник: РИА Новости