Когда популяции Homo sapiens впервые прибыли в северную Азию и что произошло, когда они столкнулись с обитавшими там денисовцами или неандертальцами? Новое исследование, проведенное международной группой ученых, открывает окно в образ жизни охотников-собирателей 40 000 лет назад. Археологические раскопки на территории Сямабэй в бассейне реки Нихэван на севере Китая выявили наличие новаторского поведения и уникальных инструментов.
Открытие новой культуры предполагает процессы инноваций и культурного разнообразия, происходящие в Восточной Азии в период генетической и культурной гибридизации.
Хотя предыдущие исследования установили, что Homo sapiens прибыл в Северную Азию около 40 000 лет назад, многое о жизни и культурной адаптации этих древних народов, а также об их возможном взаимодействии с архаичными группами остается неизвестным.
В поисках ответов бассейн Нихэван на севере Китая с множеством археологических памятников возрастом от 2 миллионов до 10 000 лет назад предоставляет одну из лучших возможностей для понимания эволюции культурного поведения в северо-восточной Азии.
В статье, опубликованной в журнале Nature, описывается уникальная культура возрастом 40 000 лет на территории Сямабэй в бассейне Нихэван.
Доп.материалы
Благодаря самым ранним известным свидетельствам обработки охры в Восточной Азии и набору различных каменных орудий, похожих на лезвия, Сямабэй содержит культурные выражения и особенности, которые уникальны или чрезвычайно редки в Северо-Восточной Азии.
Благодаря сотрудничеству с международной группой ученых анализ находок предлагает важные новые взгляды на культурные инновации во время расширения популяций Homo sapiens.
«Способность гоминидов жить в северных широтах, с холодными и сильно выраженными сезонными условиями, вероятно, была обусловлена эволюцией культуры в форме экономических, социальных и символических адаптаций», — говорит доктор Шися Ян, исследователь из Китайской академии наук. «Находки в Сямабэй помогают нам понять эти приспособления и их потенциальную роль в миграции людей».
Одной из важных культурных особенностей, обнаруженных в Сямабэй, является широкое использование охры, о чем свидетельствуют артефакты, используемые для обработки большого количества материала.
Артефакты включают куски охры с разным минеральным составом и удлиненную плиту известняка со сглаженными участками с пятнами охры, все на поверхности окрашенного в красный цвет осадка. Анализ, проведенный исследователями из Университета Бордо под руководством профессора Франческо д’Эррико, указывает на то, что различные виды охры были доставлены в Сямабэй и обработаны путем измельчения и истирания для получения порошков разного цвета и консистенции, использование которых окрашивало пол жилища. Производство охры в Сямабэй представляет собой самый ранний известный пример этой практики в Восточной Азии.
Каменные орудия в Сямабэй представляют собой новую культурную адаптацию для северного Китая 40 000 лет назад. Поскольку мало что известно о производстве каменных орудий в Восточной Азии до тех пор, пока микролезвия не стали доминирующей технологией около 29 000 лет назад, находки Сямабэй дают важную информацию о производстве инструментов в ключевой переходный период.
Лезвиевидные каменные орудия в Сямабэй были уникальными для региона, причем подавляющее большинство инструментов были миниатюризированы, более половины из них имели размеры менее 20 миллиметров. Семь каменных орудий имели явные признаки того, что их держали на рукояти, а функциональный анализ и анализ остатков показывают, что инструменты использовались для сверления, соскобления шкур, строгания растительного материала и разрезания мягких животных тканей.
Жители поселения изготавливали ручные и многоцелевые инструменты, демонстрирующие сложную техническую систему преобразования сырья, не встречавшуюся на более старых или немного более молодых поселениях.
Записи из Восточной Азии показывают, что примерно 40 000 лет назад люди пришли в этот регион с различными адаптациями. Хотя в Сямабэе не было обнаружено останков гоминидов, наличие окаменелостей современного человека на современном месте Тяньюандун и немного более молодых участках Салхита и верхней пещеры Чжоукоудянь предполагает, что посетителями Сямабэя были Homo sapiens.
Разнообразная каменная технология и наличие некоторых нововведений, таких как инструменты с рукоятью и обработка охрой, но не другие новшества, такие как формальные костяные орудия или украшения, могут отражать раннюю попытку колонизации территории современными людьми.
Этот период колонизации мог включать генетический и культурный обмен с архаичными группами, такими как денисовцы, прежде чем в конечном итоге их заменили более поздние волны Homo sapiens, использующие технологии микролезвий.
Учитывая уникальную природу Сямабэя, авторы новой статьи утверждают, что археологические данные не соответствуют идее непрерывных культурных инноваций или полностью сформированного набора адаптаций, которые позволили ранним людям распространиться за пределы Африки и по всему миру.
Вместо этого авторы утверждают, что мы должны ожидать обнаружения мозаики инновационных паттернов с распространением более ранних инноваций, сохранением местных традиций и местным изобретением новых практик, происходящих в переходной фазе.
«Наши результаты показывают, что нынешние эволюционные сценарии слишком просты, — говорит профессор Майкл Петралья из Института Макса Планка в Йене, — и что современные люди и наша культура возникли в результате повторяющихся, но различающихся эпизодов генетического и социального обмена на больших географических территориях, а не как единая, быстро распространяющаяся волна по Азии».
Исследование было опубликовано в журнале Nature.