Выступление Академика Ефима Малитикова
Председатель Межгосударственного комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президент Международной ассоциации «Знание»
Использование интегрированных телекоммуникационных и информационных ресурсов МАКСМ в интересах решения гуманитарных проблем
Дамы и господа!
Уважаемые коллеги!
Академики Международной академии астронавтики!
С момента зарождения жизни людям свойственно стремление учиться у природы и в то же время с большим интересом и воодушевлением изучать природу. Любопытство и жажда познаний неуклонно расширяли границы поиска, влекли за горизонты неизведанного не только на земле, но и за ее пределами.
Покорение человеком космоса, однозначно, один из важнейших поворотов в истории развития человеческого общества. Этот поворот развития расширил сферу разума, сферу взаимодействия природы и общества.
Выход человека в космос изменил мировоззренческие представления о взаимоотношениях природы и общества, сделал гипотезу о возможности практической деятельности человека в космосе реальностью, открыл новое направление в развитии цивилизации, и в этом его непреходящее научное значение.
Космонавтика стала обычным, повседневным атрибутом человеческой жизнедеятельности и самым непосредственным образом влияет на дела земные и помогая, тем самым, людям в их труде.
Тем не менее, человек и человечество в целом оказываются и остаются до сих пор беспомощными перед лицом вызовов и опасностей Природы Земли и Вселенной. В свою очередь, планета, накопив критическую массу неразумной деятельности Человека, могущественно и адекватно платит нам техногенными и природными катаклизмами, обменивая свою уязвимость на человеческие жертвы и потери.
Но человеческая цивилизация, остро реагируя на каждый факт насильственной гибели людей, вынужденно смиряется с выпадами Природы. Подобно птицам, люди прячут голову под крыло перед мало предсказуемыми угрозами Вселенной. Потому что ей нельзя возразить, ее нельзя судить или покарать. Она — всевышний судия!
Природа и деятельность человека на Земле находятся в состоянии несоответствия, за что человечество расплачивается природными и техногенными катастрофами, что угрожает не только разобщенным мировым экономикам и местечковым междоусобным менталитетам государств и правительств, но и устойчивому развитию жизни на Земле.
Статистика природных катаклизмов подтверждает необходимость обратной реструктуризации человеческого долга перед Природой. Она трагическим списком учащающихся катаклизмов напоминает о неразумной деятельности человека на Земле и выглядит удручающе.
По данным ученых, в «двухтысячных» годах от стихийных бедствий так или иначе пострадал 2,7 миллиарда человек на всей планете. Как нетрудно подсчитать, это больше, чем каждый третий житель Земли.
Только от землетрясений в мире ежегодно гибнут более 30 тысяч человек. Экономический ущерб от этих сейсмических катаклизмов составляет сотни миллиардов долларов, что для небольших стран может достигать почти половины их национального богатства. Впоследствии эти страны десятилетиями несут бремя восстановления своей экономики и уровня жизни людей, отставая в развитии от человеческой цивилизации.
Ну, а все природные и техногенные бедствия, вместе взятые, в среднем обходятся человечеству более, чем в один триллион долларов в год.
За прошедшие 4 месяца текущего 2013 года в мире уже произошло более 40 крупных природных катаклизмов в виде землетрясений, наводнений, оползней, которые унесли жизни около 500 человек, а в число пострадавших превышает десятки миллионов человек.
По данным организации Международной стратегии по уменьшению ущерба от катастроф (ISDR), за последние тридцать лет от крупнейших чрезвычайных явлений природы погибли 1,8 миллиона человек, а прямой экономический ущерб составил более полутора триллионов долларов США.
В ближайшие годы, по мнению экспертов, ущерб от стихийных бедствий и техногенных катастроф в мире соизмерится с приростом совокупного валового внутреннего продукта планеты.
Диверсифицированная многокомпонентность нашей деятельности требует новых подходов, дополнительных лидерских вливаний, возможно, даже переформатирования процессов управления и структурирования, при безусловном доминировании мудрости старейшин и профессионального партнерства на основе первостепенных задач.
В результате вместо международного сотрудничества мы участвуем в неразумной и суетливой «в гонке за лидером» и политике, создающей монополию и однополярный мир.
Захватывая ресурсы, мы тщетно пытаемся провозгласить диктатуру силы отдельно взятого государства. А ведь природа не делит нас по пограничным столбам и землетрясениям наплевать на наши границы и таможенные союзы.
Такое легкомыслие часто заставляет нас отставать на десятилетия от соседей, которых природа обошла своим гневом.
Лишь синергетический эффект сотрудничества может дать людям шанс остаться на планете. Совокупный потенциал, знания и статистика многовекового наблюдения за природой и неусыпный мониторинг околоземного пространства способны справиться с этой задачей. Разумеется, ключевую роль в этом призвано сыграть освоение космоса.
Сегодня, к большому сожалению, космическая отрасль в мире сильно сдала свои позиции. Основные космические станции устарели не только морально, но и физически, преемственность поколений, работающих в космической промышленности, нарушена по демографическим причинам.
Что мы оставим детям?
Ведь формула неустойчивого развития жизни на Земле прямо указывает на проедание предыдущим поколением ресурсов для жизни следующего.
Между тем у космонавтики огромный ресурс неиспользованных возможностей. Сегодня космонавтика призвана сыграть неоценимую роль и в области образования и распространения знаний. В наше время, когда весь мир заполнен информационными технологиями, наиболее прогрессивным является метод распространения знаний с использованием космических систем, когда человек может получить необходимый объем интересующей его информации практически в любом уголке нашей планеты.
Одной из возможностей такого сотрудничества является проект МАКСМ.
Проект МАКСМ, предусматривающий создание Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга – это активно продвигаемая в течение последних лет инициатива российских научных и общественных организаций по формированию дееспособного международного механизма, который позволил бы эффективно предупреждать отдельные страны и мировое сообщество в целом о грозящих стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, в том числе – обусловленных угрозами космического происхождения.
В основу этого Проекта, осуществляемого в тесном сотрудничестве Международной ассоциации «Знание», Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Международной академии астронавтики, положена концепция возможности выявления с использованием специальной аппаратуры космического, авиационного и наземного базирования так называемых «предвестников» грядущих стихийных бедствий.
На МАКСМ предлагается возложить комплексное решение задач оперативного и краткосрочного прогноза разрушительных природных явлений и техногенных катастроф, она способна стать той системообразующей идеей, которая в случае своей практической реализации обозначит начало новой, единой стратегии освоения космоса – направленной на обеспечение экологически безопасного и социально устойчивого развития всего мирового сообщества с опорой на общие, непреходящие ценности сохранения жизни на Планете.
Важным элементом МАКСМ может стать международная подсистема дистанционного обучения в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф, которая позволит существенно расширить как возможности освоения профильных образовательных программ повышения квалификации и оперативной подготовки соответствующих специалистов, так и повышение качества обучения в образовательных учреждениях, находящихся вдали от административно-промышленных и культурных центров.
Использование интегрируемых в будущую систему навигационных, телекоммуникационных и информационных ресурсов мирового сообщества позволит с помощью МАКСМ эффективно решать современные гуманитарные проблемы человечества, к которым, наряду с привычным уже дистанционным обучением и телемедициной в необорудованных в информационном отношении районах, относятся сохранение культурных ценностей, объектов природного и исторического наследия, поддержание экологии, оценка состояния и сохранение биосферно-ноосферного своеобразия в национальных и региональных масштабах.
В этой связи, неотъемлемой частью МАКСМ являются образовательная и просветительская деятельность и Всемирная Биржа Знаний на основе космических телекоммуникаций, способные эффективно противостоять разрушительным процессам, с которыми не справится ни одна отдельно взятая экономика мира.
Традиционное образование в силу своей инертности не поспевает за изменением мира. А мир радикально меняется на наших глазах, формируя новую научную парадигму XXI века. Разумеется, новому поколению, уже недостаточно прежнего информационного и интеллектуального ресурса.
Веками знания представлялись в виде некоего ограниченного объема, которым можно овладеть лишь внутри школьных или университетских стен. Однако в информационном обществе этого объема на всю жизнь нам уже не хватает, через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты.
Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами, становясь, по существу, телекомпаниями для обмена взаимноакцептируемыми лучшими контентами. Все они должны быть вовлечены в экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, который становится Планетарной Биржей Знаний, поставляющей их по запросу в любой конец мира, любому потребителю – от «индивидуала» до университета.
В свою очередь, биржа должна собирать, обрабатывать, переводить, обеспечивая субтитрами и синхронным переводом, эти знания на любой язык, освобождая молодое поколение и взрослых от непосильных затрат и дорогостоящего паломничества за знаниями в другие города и страны, Третьяковки и Лувры на основе себестоимости дорогостоящего перемещения и затратности пребывания.
Взяв на себя благородную просветительскую миссию и становясь технической базой биржевого распространения знаний, проект МАКСМ будет иметь все основания для ускорения окупаемости своих затрат и благодарность потомков.
Цифровой разрыв должен стать цифровой возможностью, а не пропастью.
Нам не на кого переложить ответственность или найти себе дублера в борьбе с нарушением устойчивого развития и сохранения биологического разнообразия Земли. Инстинкт сохранения вида — инструмент третичного периода — отстает от идущих на Земле деструктивных процессов, равно как и классно-урочная система образования с меняющимися раз в 30 лет знаниями прошлого столетия не удовлетворяет законам производительности мирового управления.
Непрерывное образование — это и есть тот инструмент, та удочка, которая разомкнет тиски нищеты и насилия, создаст рабочие места, минимизирует хаотическую миграцию. Жизнь без образования – никчемное существование. Власть без образования тупа и убийственна. Страна без законов об образовании взрослых – поле, зарастающее ядовитыми сорняками.
Этому может способствовать стремление любого государства сделать проект МАКСМ приоритетом своей политики и реализовать Новую философию и формулу «Образование – через всю жизнь!» как составную часть Законов и Конституций, а затем и ментальной установкой человеческой цивилизации.
Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы противостоять глобальным проблемам всего человечества.
Взаимодействие с правительством своей страны всегда менее эффективно, чем диверсифицированные разносторонние отношения и контакты с коалицией государств, оглядывающихся друг на друга.
Вот почему в космические Программы вовлечены сегодня почти 50 государств, преодолевших бюрократические препоны и уже создавших собственные космические агентства, не имея космодромов и собственной космической промышленности.
В то же время в распоряжении человечества есть накопленный опыт, измерительная и прогнозирующая техника, позволяющие при совместной политической воле государств и их руководителей свести на нет человеческие жертвы и свести к минимуму гибель материальных ценностей.
Не всем обсуждаемым проектам суждено реализоваться, но наука иначе не развивается. Лишь благодаря противоречиям и ошибкам достигается прогресс. Но и достижения могут быть быстро обесценены, если не будут освоены новые методы работы, оперативно отвечающие вызовам времени.
Благодарю за внимание!