ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ
Проблемы образования взрослых в СНГ
Статья Председателя Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академика Е.М. Малитикова, опубликованная в журнале «Обозреватель — Observer» (№ 2 (145), февраль 2002 года).
К 10-летию СНГ многие демократические ценности, о которых мечтали плеяды наших просветителей, постепенно становятся востребованными.
Не значит ли это, что мы навсегда избавились от внутренних и внешних реальных и потенциальных опасностей, грозящих нашим странам?
Значит ли это, что мы устранили все противоречия на пути их духовного сближения? Пока эти вопросы остаются открытыми.
Достаточно напомнить, что внутри СНГ за 10 лет было принято более 1000 документов, которые декларировали общие интересы и ценности. Но на деле преобладали центробежные тенденции. И это происходило потому, что свои суверенные интересы каждая из стран только начинала формировать и осознавать. И сами интеграционные интересы становились заложниками внутренних проблем.
Есть старая восточная притча, в которой мудрец дает совет своему соседу: не надо строить далеко идущие планы, лучше исправлять вчерашние ошибки. А мы вчера допустили столько ошибок, что не знаем, как теперь из этого болота вылезти. Ясно только, что мы должны, как барон Мюнхгаузен, сами себя за волосы вытащить. Поэтому мы все в СНГ так нужны друг другу.
Можно ли преодолеть ошибки, устранить и преодолеть конфликты и противоречия? С помощью каких средств? Если ли «золотой ключик», который откроет все двери для решения сложных проблем в странах СНГ и Содружества в целом?
Да, есть. Одним из таких наднациональных факторов преодоления противоречий всех уровней является образование взрослых. Образование взрослых благодаря гибкости, оперативности и при сравнительно небольших затратах является именно той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать успешному решению политических, социально-экономических, культурных проблем.
В мире нет страны, которая как в прошлом, так и в настоящем не была бы обязана ему своим прогрессом. В различных странах образованию взрослых отводится исключительно важная роль в обеспечении устойчивого и согласованного прогресса личности и общества. Именно образование взрослых может стать одним из важнейших приоритетов, ключом, который откроет возможности для решения существующих и будущих сложных проблем XXI в. Конечно, сложные противоречия в различных сферах межгосударственных отношений, агрессивный национализм и возникающие на этой почве вооруженные конфликты и терроризм характерны не только для СНГ.
Трагические события в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. служат новым подтверждением серьезного заболевания мирового сообщества.
Мировая тенденция к пересмотру философии и инструментов общественного прогресса легла в основу важного решения ООН «Устойчивое развитие человечества — Программа на XXI век». Особый акцент в ней сделан именно на образовании взрослых.
Это подтверждено также лидерами «Большой восьмерки» в 1999 г. в Германии и в 2000 г. в Японии и на Генеральной Ассамблее ООН — «Саммите тысячелетия». Главы государств и правительств согласились с необходимостью государственной и политической поддержки непрерывного образования взрослых людей в течение всей жизни.
Еще несколько лет назад Всемирный Банк в результате серьезных научных исследований пришел к выводу, что в национальном богатстве любой страны, будь то сверхдержава или небольшое государство, производственный компонент составляет одинаково малую величину — всего 16%. Остальное — человеческие ресурсы!
Мир до сих пор мирится с тем, что на Земле 880 млн. абсолютно безграмотных людей и 4,5 млрд. человек не обладают современными знаниями. А это не что иное, как путь к планетарной катастрофе.
Ситуация усугубляется тем, что сегодня за один год 15% знаний на планете, в том числе и в СНГ, обновляется, а это значит, что необходима система непрерывного образования людей в течение всей жизни, чтобы не допустить неустойчивого развития на Земле в результате интеллектуального банкротства.
В мире растет понимание, что формула «образование на всю жизнь» должна быть заменена на новую ментальную установку: «образование — через всю жизнь».
Концепция образования за последние 10 лет в СНГ претерпела существенные изменения. Прежде образование было жестко привязано к возможностям бюджета государства, на основе которого формировалась конституционная ответственность государства перед своим народом. На протяжении прошлого века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество не так остро чувствовало несовершенство современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня в результате резкого ускорения научно-технического прогресса и стремительного обновления знаний существующее в странах СНГ традиционное базовое образование, в силу своей инерционности, серьезно отстает от происходящего обновления знаний.
Следует признать, что новая современная система образования взрослых в странах Содружества еще только зарождается. Важным шагом на этом пути явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых», подписанное в январе 1997 г. главами правительств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации и Таджикистана. Для его реализации был образован Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых, на последнем заседании которого было принято решение создать Современный университет непрерывного образования взрослых, который на основе новейших дистанционных и телекоммуникационных технологий может стать серьезной базой образования взрослых. Решение Совета глав правительств СНГ о создании специального Межгосударственного комитета, членами которого являются представители 8 стран СНГ в ранге заместителей министров и начальников управлений, говорит о том, что в СНГ официально признана новая отрасль — образование взрослых…
Уже в ближайшее десятилетие на исторической авансцене окажутся те страны, те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень образованности, способности к поиску, воспитанности и мастерства во всех его проявлениях.
Очевидно, что экономическое соревнование государств переместится из производственной области в сферу науки, новых технологий и образования.
Состояние и уровень развития этой сферы будет определять конкурентоспособность стран, их положение на мировых рынках, в мировом экономическом сообществе и, в конечном счете, их национальную безопасность, включая, прежде всего, экономическую и оборонную. Развитие же экономики в предстоящие десятилетия, по мнению экспертов, будут определяться ресурсами, состоящими из «черного золота и серого вещества».
Многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений — развитие принципиально новых подходов к национальным системам образования.
В мире растет понимание, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6% ВНП, выделяя в каждой отрасли народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.п.) доли ее бюджета и рассматривая расходы на образование взрослых как капиталовложения в производство на каждом предприятии.
Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии ЕС на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе еще в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней — не может быть и конкурентоспособной экономики. Наличие такой рабочей силы является необходимой предпосылкой для выживания в яростной конкурентной борьбе за экспортные рынки.
Только перемежая и чередуя в течение всей жизни оборудование, труд и, внутри этих процессов и периодов, свободное время для своих увлечений, для семьи, для общественных занятий, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, направим соскальзывающую в пропасть планету на устойчивое развитие.
Образование взрослых — единственная отрасль, чей наднациональный статус не вызывает раздражения и борьбы в Содружестве Независимых Государств. Развитие этой отрасли, которой под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира, а также в СНГ, обеспечивается интеграцией и взаимодействием государственных органов управления и неправительственных организаций.
Весьма важно, что в основе своей образование взрослых минимально использует или вообще не потребляет средств из государственного бюджета. В сфере образования взрослых в мире оборот финансов в 2,5 раза превышает совокупные государственные ассигнования на базовое образование.
Главная задача — это создание условий, предпосылок, нормативных актов, позволяющих обеспечить непрерывное образование взрослых:
— как фактора увеличения продолжительности активной жизни человека;
— как фактора максимального и эффективного использования человеческого опыта и интеллекта в течение всей жизни;
— как фактора ликвидации «закатной» философии пожилого поколения.
Необходимо обеспечить формирование в общественном сознании установки на непрерывность образования в течение жизни, а для этого необходимо признать:
равенство всех видов образования перед законом;
право на получение образования в любом возрасте.
Следует поощрять развивающуюся сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, формирующих внебюджетные средства для финансирования образовательной деятельности.
Только постоянное совершенствование общих и специальных знаний, налаженная служба профессиональной ориентации и переподготовки, доступность для каждого вечерней и заочной форм образования позволят людям с наименьшими издержками менять профессию и место работы в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.
Это также дает возможность каждому человеку полнее реализовать заложенные в нем природой таланты и наклонности.
Настало время покончить с идеей, что инвестиции необходимы только в экономику.
Инвестиции в людей и повышение их образованности более важны и являются решающим условием создания процветающей экономики в странах СНГ, стабильного, устойчивого развития всего Содружества.
Взрослые люди — посредники между прошлым, настоящим и будущим. Сегодня образование взрослых в СНГ является самым ценным ресурсом перед лицом настоящих и будущих проблем.
Мы все должны понять новые истины: корни конфликтов в странах СНГ и во всем мире — в неадекватном понимании происходящего и возможностях руководителей ликвидировать конфликты;
— семена ненависти и вооруженных конфликтов зреют от неравномерного и неравного развития общества;
— предотвращение ненависти заключены в образовании и знаниях.
Компетентность и образованность должны интегрироваться во все действия руководства и политику государства, чтобы противостоять конфликтам, снять противоречия всех уровней. Выводы, которые мы должны сделать, таковы:
первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин;
первое слагаемое экономического прогресса — квалифицированный работник.
первое слагаемое политической справедливости — просвещенное общество; образование — это строительство мира. Оно — и наиболее эффективная форма его защиты; инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое.
Сегодня же миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность. Вместе с тем в борьбе за место «под солнцем» в нехватке знаний не принято признаваться.
Вот и дурим друг друга и общество, подменяя глубокое, объективное, современное, ретроспективное знание субъективным опытом, интуицией, эмоциями. А это, как известно, лишь сопутствующие инструменты.
Традиционная система образования создает установки на достаточность среднего, или даже высшего образования у молодого поколения, которое, повзрослев, сразу обречено на увядание.
Именно пренебрежение глубокими, современными, постоянно обновляющимися знаниями делает нашу планету слабой, раздираемой противоречиями. Недостаток образования, а, следовательно, квалификации, профессионализма и компетентности множит решения и проекты, наносящие непоправимый ущерб экономике, политике, образованию, культуре и всей материальной и духовной жизни народа. В отсутствие духовности начинает процветать и властвовать невежество, а в невежественном обществе не действует ни один из законов прогрессивного развития. Мы знаем много о малом, пытаемся держаться на «плаву» и бесславно заканчиваем свой путь каждый в своей стране со своими несовершенными знаниями.
Необходима переоценка ценностей, но не на местном и даже внутригосударственном уровне, а в СНГ в целом, более того — и на планетарном уровне.
Мы люди Земли, а не только своего амбициозного регионального уровня. И это надо, наконец, осознать всем на планете.
Е.М. Малитиков, академик, профессор Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых.