Председатель Межгосударственного комитета по распространению знаний и образования взрослых,

Президента Международной ассоциации «Знание»

Действительный члена Международной академии астронавтики,

академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского,

президент Международной ассоциации «Знание»

Ефим Малитиков


«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ПОПАДЕТ НА ВСЕМИРНУЮ БИРЖУ ЗНАНИЙ»

(Интервью Ефима Малитикова радиостанции «Голос России» 27 февраля 2009 г.)

– У микрофона Виктор Самарин, политический обозреватель радио «Голос России». Здравствуйте. И я рад представить сегодняшних гостей в нашей студии – это президент Международной ассоциации «Знание», председатель Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академик, профессор Малитиков Ефим Михайлович. Здравствуйте, Ефим Михайлович.

Е.М. – Добрый день.

– Ну, и со мной рядышком тут, мой коллега, журналист Александр Черницкий, тоже занимающийся вопросами, о которых мы сегодня будем говорить.

А.Ч. – Добрый день.

– Здравствуйте, Саша. А говорить мы будет о перспективах формирования единого научного и образовательного пространства стран СНГ, без чего, по-моему, интеграция будет буксовать. Вам слово, Ефим Михайлович.

Е.М. – Мне хотелось бы сказать, что, в первую очередь, нужно отделить образовательное от научного. Образовательное в большей степени касается наших детей, когда мы выводим их в жизнь, используя конституцию и бюджет страны для того, чтобы дать им образование. Мы обязаны дать им среднее образование и – по конкурсу – еще и высшее. А уже наука – это удел взрослых людей. Ведь сегодня сами взрослые нуждаются в дополнительном образовании, в знакомстве с последними достижениями науки. В то же время важно отметить, что у нас не хватает подготовленных современных педагогов…

В.С. – Да и жизнь меняется…

Е.М. – Да, и жизнь бурно меняется. Сегодня человеческие познания о мире меняются на 20% в год, то есть за 5 лет происходит полное их обновление. Следовательно, через 5 лет любой из нас, даже если он президент страны или президент академии, становится интеллектуальным банкротом, – в том случае, разумеется, если не совершенствует себя. Поэтому образование взрослых – это отдельная, наднациональная суперотрасль планетарного мироустройства, и ею сейчас занимаются все передовые страны мира.

В.С. – Я знаю, что ваш комитет, Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, который вы возглавляете, работает под эгидой ООН?

– Да, верно. Мы работаем по программам ООН и вместе с Международной ассоциацией «Знание», которая многие годы занимается образованием взрослых, уже более 60-ти лет. На сегодняшний день изменился мир, и изменились методы распространения знаний. Поэтому сегодня обществу могут помочь только высокопроизводительные технологии распространения знаний, а не классно-урочная система образования. Когда-то она была прогрессивной и вывела в свет уникальных выдающихся ученых, которыми мы по сей день гордимся. Но пришло другое время, и нужно совершенствовать технологии распространения знаний и их популяризации.

В.С. – Как транслируется или ретранслируется то, что вы сказали, на наши взаимоотношения со странами СНГ?

Е.М. –Как известно, само по себе создание СНГ закрыло брешь, связанную с громадным обвалом – распадом Советского Союза. Я бы сказал, закрыло, словно днище в океане. Благодаря этому волна не разрушила многие наши «острова» – бывшие республики СССР. Мы же жили в одной стране, и внезапно, в одночасье, союзные республики стали самостоятельными государствами. Но при этом они остались тесно переплетенными между собой звеньями одной цепи, подобно тому, как органически связаны органы одного человека: сердце, печень, селезенка и так далее…

В.С. – Деятельность общества «Знание» распространялась на все советское пространство, на всех советских людей…

Е.М. – На всех, безусловно. И вот представьте себе, что один из органов нашего тела перестал работать или его просто отрезали. И как бы то ни было, насколько бы он ни был самодостаточен, ну еще 5 минут сможет биться сердце, вырезанное из тела у любого животного, еще какое то время почки будут довыделять что-то. Но на самом деле этот процесс единого взаимодействия стран СНГ постепенно останавливается. Десятилетиями эволюционным способом налаживались отношения между «органами», частями единого государства. В одной республике хлопок, в другой ­–металл, в третьей – хлеб и так далее. И сейчас, фигурально говоря, перестраивать каждую страну, чтобы у каждой было все свое собственное, как в пору натурального хозяйства, – очень сложно. Тем более это практически невозможно на фоне разгорающегося экономического кризиса, ведь в ходе такой перестройки неизбежно придется создавать дефицит валютного баланса. Да, именно создание СНГ свыше 17 лет назад обеспечило цивилизованный развод. Но ныне Содружество себя уже изжило. На сегодняшний день СНГ работает по принципу приоритетной важности национальных задач, а не наднациональных задач, которые обеспечивали бы оптимальное взаимовыгодное сотрудничество своих членов. Сейчас надо искать другие формулы, которые мир уже, кстати говоря, нашел. Ситуация в СНГ противоречит тому, что создала за долгие годы, пускай за полста лет, но все-таки создала Европа. И сегодня перед лицом кризиса она выглядит покрепче наших разрозненных республик.

В.С. – А между тем потенциала-то у нас побольше в этом плане. В отличие от европейских стран, мы веками жили вместе и при этом не враждовали.

А.Ч. – Я хотел бы вернуться все-таки к классно-урочной системе образования, коль она себя изжила. Ефим Михайлович, вы что сейчас противопоставляете ей? Каким образом можно распространять знания, образовывать взрослых с производительностью значительно большей, чем сейчас?

Е.М. – Если вспомнить Всесоюзное общество «Знание», то это была могучая организация, которая читала 20 миллионов лекций в год, причем читали их 4,5 миллиона наших выдающихся ученых. Но даже этой производительности сегодня для мира не хватает – для мира, в котором миллиарды людей вовсе не умеют читать и писать. Именно производительность распространения знаний сегодня играет главную роль. В классе, в сорокаместной аудитории никогда не догнать, не ликвидировать того цифрового разрыва, который сейчас возник между имеющими возможность получить современные знания, и теми, кто этой возможности не имеет. Таким образом, общество все сильнее расслаивается, в результате чего множатся ряды беспомощных, толком не умеющих прокормиться людей, которые лежат тяжелым грузом на плечах у цивилизации, у мировой экономики.

А.Ч. – Давайте уточним этот термин «цифровой разрыв». Вы имеете в виду, что человечество сейчас разделено на две части, одна – «аналоговая», с «аналоговой» ментальностью, а другая – «оцифрованная», таких, видимо, подавляющее меньшинство…

Е.М. – Совершено правильно. Во-первых, речь идет о технических возможностях….

А.Ч. – Вы имеете в виду Интернет?

Е.М. – Да, безусловно. Но и сама ментальность у тех, кто не имеет технических возможностей, она остается соответственно «аналоговой». А ведь эта ментальность присуща еще в очень большой степени и нашему поколению, которое сегодня не только участвует в выборах, но и управляет страной. Но не будучи полностью «цифровыми» людьми, члены правительства не могут создать «электронного правительства», не могут производительно осуществлять взаимодействие с другими государствами на международной арене. Поэтому «аналоговую» ментальность сегодня нужно ставить на «цифровые» рельсы. Отрадно, что сейчас об этом говорит наш президент Дмитрий Медведев…

В.С. – Быть может, наши слушатели не совсем поняли этот, уж совсем научный разговор. Напомню, что речь идет об ассоциации «Знание», которая призвана популяризировать достижения науки, донося их до самых широких масс взрослого населения. Какие сейчас конкретные проекты существуют или, так сказать, находятся «на подходе», которые могли бы дать, высветить перспективу формирования в СНГ единого образовательного пространства для взрослых? Впрочем, тут наука с образованием очень перекликаются, тут и о наших детях можно в том же ключе говорить, им также требуется возможность получать образование не только в родной республике, но и у соседей…

Е.М. – Мне представляется, что основа сегодня – это создание образовательных центров, которые обеспечивают знаниями, современными знаниями, быстроменяющимися знаниями людей, находящихся не в одной аудитории, а в разных регионах и даже в разных частях света, по всему миру. Такие центры обязательно должны охватывать страны СНГ, поскольку у нас есть самая главное условие человеческой общности, мы обладаем русским языком, пока не забыли. Но если сидеть сложа руки, следующие поколения будут все сильнее отходить от русского языка…

В.С. – Пока все-таки исторические, языковые, культурные связи сохраняются достаточно крепкими…

Е.М. – Пока еще есть шансы эти связи спасти от разрушения! Вот посмотрите: если, фигурально говоря, мысленно «наложить» русскоговорящих людей на наш глобус, мы увидим, что появятся целые новые континенты, говорящие по-русски. Русскоговорящих людей в мире сегодня на самом деле гораздо больше, чем принято думать. В некоторых странах именно они решают вопросы выбора своих правительств, во многих странах они очень влиятельны как в политике, так и в экономике. Между тем с языком распространяется не только культура речи, но еще и общая культура, и даже ментальность. А уже это обеспечивает глубокие отношения между людьми, как бы далеко друг друга они не проживали.

А.Ч. – Ефим Михайлович, насколько я понял, вы предлагаете повысить производительность образования с помощью такой технологии, как дистанционное обучение. Вероятно, русскоязычная часть человечества выиграет от этого вдвойне, ведь распространение знаний по всему миру на русском языке сцементирует русский мир.

Е.М. – Да, действительно, сегодня технические возможности, технический потенциал любой страны, а особенно такой державы, как Россия, позволяет использовать именно технические, дистанционные возможности образования людей. Причем заинтересованные в пополнении своих знаний люди в состоянии получать их не там, где им дают, а там, где они хотят их получить. Сегодня в мире 26-процентный дефицит педагогов, это 15 миллионов свободных вакансий. Но при этом у нас есть возможность получать знания из любой точки мира подобно тому, как наши дети по 20 раз в день пересекают государственные границы при помощи SMS. Они растут с ощущением отсутствия барьеров для общения со сверстниками, где бы те ни находились. Они ищут удовлетворения своих интересов и обретения друзей на всех континентах. Так формируется наша смена – люди мира, первое в истории цивилизации цифровое поколение. Вот таким же образом нужно осуществлять и образование, черпая знания в понятной популярной форме из любой точки мира, от ведущих профессоров-популяризаторов.

В.С. – В процессе нынешней борьбы последствиями глобальной финансово-экономической рецессии мы наблюдаем такую ситуацию, когда люди, население российское, я уж не говорю о нашей аудитории в странах Содружества, очень мало информированы о том, что и почему делается для преодоления этого кризиса. Есть несколько радиостанций, «Голос России» тоже в их числе, которые пытаются это разъяснить популярно. Ведь если в популярной форме антикризисные меры не будут разъяснять крупнейшие, интереснейшие ученые, авторитетнейшие люди, это чревато и паническими настроениями, и неправильным пониманием происходящего, которые лишь усугубляет кризис. Вы согласны?

Е.М. – Ваш вопрос лежит точно в русле обсуждаемой нами важной темы. Поэтому я продолжу отвечать на вопрос, который вы мне задали несколько раньше о наших новых образовательных проектах. На сегодняшний день потребность в увеличении производительности человека, которому есть что сказать миру, выдающегося просветителя, привела к тому, что мы де-юре и де-факто создали Всемирный университет дистанционного образования – ВУДО.

В.С. – Поподробней с это места…

Е.М. – Данный университет задуман как глобальная биржа знаний, куда выдающиеся профессора и лучшие университеты мира «складывают» свой образовательный контент. Он становится доступен всем тем, кто желает получить эти знания, – разумеется, на платной основе. Плата предусмотрена копеечная, но закон стоимости нужно здесь учитывать, это принципиально в психологическом плане. Если человек готов расстаться с деньгами, пусть и небольшими, это свидетельствует о том, что он и правда нуждается в знаниях. По мере работы университета становится ясно, контент каких педагогов чаще востребован, какие конкретно предметы пользуются максимальным и минимальным спросом. Здесь сразу возникает колоссальный рынок труда для педагогов, которые получают возможность представить свои лучшие популяризаторские и методические наработки. Сразу видно, чьи лекции хотят слушать с большим интересом, какой педагог пользуется спросом у студентов, видно, сколько раз люди обращались к той или иной его лекции. И таким образом, с одной стороны, образуется гигантский оборот очень малых средств, что позволит выплачивать гонорары педагогам, покрывать расходы на оборудование, каналы связи, помещения и прочее. С другой стороны, педагоги начинают в мире конкурировать между собой, стремясь создать такую лекцию, которую охотно будут брать учащиеся, ведь гонорар растет по мере роста числа пользователей данной лекции. И самое главное: благодаря бирже знаний мы уходим от необходимости терпеть педагога, который дает устаревшие знания, что сегодня, к сожалению, имеет место сплошь и рядом.

А.Ч. – То есть нужно признать, что с учетом быстрого обновления знаний в информационную эпоху из вузов выходят носители уже устаревших знаний, по крайней мере, отчасти устаревших?

Е.М. – Однозначно. Даже не отчасти, а в основном. Поскольку и сами знания в виде учебников обновляются раз в 5–7 лет. А ведь через 5 лет эти знания могут не только не пригодиться, но могут стать даже вредными. Эту мысль вы легче поймете, если приведу чисто бытовой пример: некогда сливочное масло считалось просто жизненно полезным, но сейчас-то мы знаем, что это мощный источник так называемого «плохого» холестерина.

В.С. – Стремительное старение знаний – это общий процесс? Подобно тому, как он развивается в России, он имеет место и в Белоруссии, и на Украине?

Е.М. – Это общий процесс, глобальный, он не знает государственных границ. И если производительность обновления знаний не увеличить, то люди так и будут жить старыми знаниями и инженер будет пользоваться тем, что он когда-то получил в школе, в институте. Работодатель в конце концов, скажет «Слушай, ты не приносишь мне прибыли» – и оставит человека без работы.

В.С. – Несколько ранее вы произнесли слова «рынок труда». Это особенно актуально сегодня, когда объективно, в связи с кризисом сокращается производство. Соответственно, снижается потребность во многих специалистах и растет безработица, причем в масштабах всей планеты, в том числе и на в постсоветском пространстве, у нас и у наших соседей. Может ли возглавляемая вами ассоциация «Знание» каким-то образом повлиять на структуру рынка труда в условиях кризиса, на его модернизацию?

Е.М. – Безусловно, ведь это и есть наша главная задача. Данный вопрос сейчас очень активно изучают верхнеуровневые сегменты Объединенных наций – Экономического и социального совета, ЮНИДО, ЮНЕСКО. Красной чертой подчеркиваются темы, которые становятся программными темами ООН. Это бедность, нищета, хаотичная миграция. Как бороться с этими явлениями? Нужно дать людям возможность работать, занимать рабочие места. Ведь люди исключительно от худшего ищут лучшее. Если на родине они не могут найти работу, то неизменно будут нарушать законы, пересекать границы, легально или нелегально, но – неудержимо!

В.С. – В свое время не возникли бы США, если бы не было миграции…

Е.М. – Совершенно правильно! Вот видите, США – это же уникальный эксперимент, когда нет нации, а есть Америка. Они собрали людей со всей планеты и нашли инструменты, тем не менее, в пятидесяти штатах поддерживать свою единую конституцию.

А.Ч. – У меня тут неожиданный вопрос возник, раз уж можно получить образование, практически не выходя из дома. Спутниковые технологии образования реализуются примерно по такой, наверное, схеме: ты сидишь перед телевизором, смотришь видеолекцию профессора из Кембриджа, слышишь синхронный перевод. А не получится ли, что парадоксальным образом это разделит людей, лишит их необходимости лишний раз контактировать, пересекать границу, бывать друг у друга в гостях? Все можно на дому, в своей республике, в своем городе: здесь получил образование, здесь же устроился на работу, зачем куда-то ездить?

В.С. – К сожалению, наблюдается уже эта тенденция.

Е.М. – Это наблюдается потому, что ситуация еще не стала всеобщей, мир еще не опутан «трубопроводами знаний» в той степени, в какой это необходимо в наше время. Человек, обладающий знаниями, автоматически, от природы, нуждается в том, чтобы ими поделиться, чтобы создать некие сообщества, которые этими знаниями будут располагать, смогут на их основе создавать новые производственные мощности, новые рабочие места. Один человек в квартире, даже если он общается со всем миром, в поле – не воин. Наоборот, когда ситуация станет всеобщей, когда практически не останется людей без доступа к образовательному контенту и к Интернету, у людей будет возникать ментальная потребность общаться не только с соседом по дому или по лестничной площадке, а с современниками, живущими на другом конце света, даже с совершенно незнакомыми. В будущем изменится культура отношений между людьми и культура обмена информацией, тогда будут возникать миллионы маленьких проектов, которые всем дадут работу и заработок.

В.С. – Спасибо большое. На этой оптимистической ноте мы заканчиваем, потому что эфирное время, отведенное нашей программе, увы, кончается. Но я надеюсь, мы не последний раз с вами встречаемся в этой студии. Спасибо большое. И я напомню, что это был президент Международной ассоциации «Знание», председатель комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, академик, профессор Ефим Малитиков. И со мной вместе был мой коллега Александр Черницкий.