СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МИРОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
Е.М. Малитиков,
председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, президент Международной Ассоциации «Знание», академик Нью-Йоркской Академии наук, академик Международной Академии информатизации, академик Международной Энергетической Академии, доктор экономических наук, профессор.
Существует один инструмент непроизводственной сферы, без которого, по мнению ООН, невозможно устойчивое развитие человечества в XXI веке. Речь идет о системе образования, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации применительно к постоянно изменяющимся требованиям мировой цивилизации. При этом я имею в виду принципиально иную, нетрадиционную концепцию планетарного образования — «образование никогда не кончается», концепцию образования взрослых людей, за плечами которых стоит опыт, изучение и мир. Взрослые люди — посредники между прошлым, настоящим и будущим. Уходя из жизни, они уносят в себе целую библиотеку приобретенных знаний, не найдя общего языка с молодым поколением из-за разных стартовых условий в образовании.
880 миллионов абсолютно безграмотных людей и 4,5 миллиарда безнадежно отстающих от современных знаний — путь к планетарной трагедии. Грамотность и компетентность должны интегрироваться во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам. Из опыта перестройки обществ, опустошаемых в результате конфликтов, в ООН поняли, что мир требует гораздо большего, чем просто отсутствия войны. Корни конфликтов — в неадекватном понимании и возможностях. Семена войны зреют от неравномерного и неравного развития. Предотвращение ненависти — в образовании и знании.
Первое слагаемое политической стабильности — информированный гражданин. Первое слагаемое экономического прогресса — квалифицированный работник. Первое слагаемое политической справедливости — просвещенное общество. Образование — это строительство мира. Оно и — наиболее эффективная форма защиты. Инвестирование в образование дает гораздо большую отдачу, чем любое другое. Глобальная семья образованных и обучающихся взрослых не допустит стратегических судьбоносных ошибок.
Сегодня миром правит неосознанное невежество людей, их некомпетентность, поэтому традиционная формула жизни общества «Образование -на всю жизнь» нуждается в замене на формулу «Образование — через всю жизнь». И перед лицом грядущего третьего тысячелетия необходимо революционно изменить традиционный укоренившийся среди догм уходящего столетия взгляд на образование. Методами истекающего столетия нам не обрести будущего. Планета стала слабее раздирающих ее противоречий, мир тверже говорит о неустойчивом развитии жизни на Земле. Молодое поколение делает свое будущее не на плечах, а на животе своего создателя и уже не гарантирует своим потомкам надлежащий ресурс среды обитания.
Неустойчивое развитие человечества — это заболевание цивилизации, инкубационный период которого пока не известен. ООН приняла повестку дня на XXI век и рекомендовала искать новые пути для реализации основных принципов устойчивого развития. Среди этих принципов особое место занимает непрерывное образование взрослых в течение всей жизни, Сегодня, когда знания на планете обновляются на 15% в год, то есть каждые шесть лет, традиционное базовое образование не успевает за изменениями мира. Многие люди, приобретя высокое общественное положение, становятся тут же интеллектуальными банкротами.
Возникла новая социальная проблема — недоиспользование каждым следующим поколением своего ресурса, опыта, энергий, созидания, Формируются установки на необходимость освобождения места и, как следствие,— комплекс естественного увядания целого поколения. И до тех пор, пока система и технология образования будут отставать от скорости обновления знаний, эффективное время каждого нового поколения будет: все время уменьшаться. Поэтому образование взрослых, наряду с экономикой и государственным строительством, является сегодня важнейшим фактором и одним из основных аргументов и инструментов общественного развития. На исторической сцене в будущем окажутся только те страны и те народы, которые будут способны обеспечить более высокий уровень организованности и мастерства во всех его проявлениях и смогут экономическое соревнование государств перевести в сферу науки, новых технологий и образования. Перемены на геополитической карте уже начались.
Первым ответом США на выдающиеся достижения Советского Союза в космосе стало не наращивание ассигнований НАТО, а многократное увеличение ассигнований в образование и принятие еще в 1958 г. закона об образовании в интересах национальной обороны. В основу положен принцип приоритетности образования взрослых, его исключительной роли в обеспечении лидирующего положения США в мире. От Эйзенхауэра до Клинтона образование взрослых занимало одно из первых мест в их по- литике национальной безопасности. За десять лет расходы на образование в США, в пользу непрерывного, увеличились в 2,5 раза и составляют сейчас более 500 миллиардов долларов, что в два раза превышает расходы на оборону. А доля взрослых лиц уже образованных и продолжающих образовываться за последние 20 лет увеличилась в три раза.
Мир вычислил и понял, что необходимо вкладывать в образование взрослых около 6% валового национального продукта, рассматривая расходы на образование взрослых, как капиталовложение в производство на каждом предприятии. Без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без нее не может быть и конкурентоспособной экономики.
Стандартные методы оценки экономического развития государства ничего не говорят о состоянии нации. И выводы Мирового банка таковы, что в национальном богатстве любой страны, независимо от того, супер-держава это или маленький остров, производственная компонента составляет чуть более 16%. Все остальное, как уже здесь говорили и кипрские руководители, составляют человеческие ресурсы.
Образование взрослых сегодня не является составной частью базового образования, оно должно быть основным непрерывным видом деятельности всего взрослого населения, совмещаемого с наукой, производством и сферой обслуживания в течение всей жизни. И чередуя в течение всей жизни образование и труд, мы станем эффективными, долговечными и счастливыми, нужными друг другу, предыдущим и будущим поколениям и стране, вернем соскальзывающую в пропасть планету к устойчивому варианту развития.
Поскольку судьбоносные решения развития общества являются исключительной прерогативой взрослого населения страны и даже планеты, образование взрослых становится отдельной самостоятельной супер-отраслью в жизни человеческого общества. Этой самой перспективной отрасли на планете под силу изменить сегодняшние опасные тенденции на геополитической карте мира. Главная задача — это формирование в общественном сознании установок на непрерывное образование в течение всей жизни. Необходимо конституционно поддержать равенство всех видов образования перед законом и право на получение образования в любом возрасте. Двухнедельные курсы повышения квалификации — это не об¬разование взрослых, а бюрократическое, невежественное очковтирательство. ООН в своей декларации рекомендовала правительствам всех государств считать образование взрослых одним из приоритетов государственной политики. И крупным шагом в создании такой системы в странах Содружества явилось «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых», подписанное главами правительств СНГ в январе 1997 года. Для реализации этого Соглашения был образован Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, основными задачами которого являются: — создание национальных структур по образованию взрослых; — координация подготовки законов в области образования взрослых в странах СНГ и конституционных изменений в ней; — трансформация просветительской и образовательной деятельности; — создание банков данных для дистанционной формы образования взрослых, интеграции делового информационного пространства, обеспечивающего устойчивое развитие планеты. Задача Комитета сегодня изменить конституции и законы стран — участниц СНГ, чтобы иметь возможность устойчиво кредитовать непрерывное образование взрослого населения. Решив эти вопросы, мы изменим и саму парадигму, которую предрекали футурологи в древности о возможном наступлении конца света.