Космос для человечества.
Всемирный университет нового типа
без языковых, национальных и культурных границ
(Новые технологии Устойчивого Развития в глобальном мире)
Выступление Его Превосходительства профессора
Ефима Михайловича Малитикова,
Председателя Межгосударственного Комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президента Международной ассоциации «Знание»
на Глобальном инновационном форуме по образованию и развитию
21-24 октября 2008г., Ереван (Республика Армения)
Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни. Несмотря на тенденции и стремление людей к возведению и перекраиванию границ, человечество остаётся единым организмом планеты.
Классно-урочная форма образования, а точнее обучения исчерпала свои ресурсы в наш информационный век и стала контрпродуктивной, поскольку её производительность не соответствует требованиям процессов глобального управления.
Надо освободить наше сознание от мировоззренческих стереотипов и стандартных аргументов.
Великий ученый Вернадский сказал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания!»
Однако, сегодня мы имеем цифровую пропасть объёмом в миллиард абсолютно безграмотных, не умеющих читать и писать людей, а кроме того 5-миллиардную цивилизацию, отстающую от необходимых современных знаний.
Именно, безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что более 2-х миллиардов людей на планете живёт менее чем на один доллар в день, более 3-х миллиардов – больше половины – на два доллара в день.
Ликвидировать этот цифровой разрыв при существующей форме обучения невозможно.
Многие в мире уповают на Интернет. Однако…
Самый бедный миллиард людей на Земле живет там, где Интернет слишком дорог (например, в Африке) или просто не может быть устроен в силу особенностей ландшафта и суровых природных условий. Это горные регионы, Заполярье и Крайний север,
Сегодня к современному образованию не имеют доступа миллиарды людей. Миллиарды людей не могут конкурировать, иметь работу, адекватно участвовать в научно-техническом прогрессе и культурной жизни. И потому, бедность и нищета сопровождают их жизнь.
Вот откуда черпают свои резервы наркомафия, криминальные структуры, преступные кланы и терроризм…
Но в распоряжении человечества уже есть реально глобальный потенциал спутниковых коммуникаций, которые при массовом использовании в сто раз дешевле, чем кабельный Интернет.
Проблемы равенства доступа к обучению относятся к десяткам миллионов людей, сидящих в тюрьмах, ко всему пожилому населению планеты и многим другим категориям людей. Все они – красное сальдо и тяжёлая ноша на плечах мировой экономики, а при доступе к образованию – её положительный баланс.
Справиться с этой задачей может лишь система обучения, имеющая в своём распоряжении новейшие средства доставки знаний к потребителю на основе современных спутниковых коммуникаций.
Важную роль сегодня играет производительность высшей школы, университета, колледжа, факультета, кафедры, профессора и простого преподавателя.
«Знания на экспорт!» – вот выдвигаемая нами новая теория успеха, его социальная и экономическая составляющая.
Современному профессору нужна не 40-местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей. Тем более, что из 60-ти миллионов преподавателей в мире 15 миллионов составляют дефицит. Цифровой разрыв при таком учительском соотношении с планетарным балластом безграмотности будет ещё более увеличиваться.
Когда количество безграмотных неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они могут похоронить не только спокойствие, но и само Устойчивое Развитие Человечества.
Планетарные ценности постоянно меняются. Экспорт знаний и обучение становятся серьёзным видом бизнеса, а интеллектуальная собственность превращается в самый дорогой и прибыльный вид собственности.
Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная Ассоциация «Знание», располагают суперсовременной образовательной базовой структурой. Это Академия, Университет и институт, которые одновременно являются ВУЗом, крупнейшей телекомпанией и электронной библиотекой, превосходящей по объёму библиотеку Конгресса США.
Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 400 городов в 14 государствах мира.
2500 профессоров обеспечивают обучение 68 специальностям 175 тысяч студентов.
Необходимая численность аудиторий должна быть увеличена в тысячи и более раз, что в реальном классе невозможно.
Современный образовательный контент, талантливо и технологично адаптированный к виртуальной экспортно-импортной транспортировке, должен отправляться из университетских телестудий через спутниковые телепорты по целевому запросу в любую точку планеты.
Нужно учитывать, что для получения и осуществления Достойной работы нужны диверсифицированные новейшие, а не вчерашние, Знания и Навыки.
Сегодня мы имеем общемировой 26% дефицит учителей. При этом, действующие 45 миллионов Учителей безнадёжно отстают от современных знаний.
Учителя и их личные знания являются продуктом аналогового Прошлого.
Цифровой Разрыв становится Пропастью, если Учитель, обладающий самыми современными знаниями, не получит Глобальной аудитории и не будет располагать Глобальной производительностью по потребности Общества Свободного Доступа к Знаниям.
Нужно использовать уже имеющиеся в распоряжении человечества современные технологии распространения знаний. Их производительность на много порядков больше технологии передачи знаний от Человека к Человеку. Непосредственный контакт Учителя и Ученика под названием Обучение – непозволительная роскошь.
Ведь Знания на Земле равномерно «как масло по хлебу, не размазаны». Нужен современный космический дистрибьютор – телепорт — реальный Всемирный Университет, который сделает эту работу для Человечества.
Технически, юридически и уже фактически работа Всемирного Университета началась усилиями Содружества Независимых Государств. Однако, разнородные представления, негибкие национальные политики и несовершенные международные механизмы снижают её эффективность междоусобными интересами.
В то же время, молодое поколение давно через виртуальное пространство преодолевает границы цивилизованных стран.
Мы должны быть повёрнуты лицом к инновациям и новаторам, минуя длинный бюрократический пробег.
Нужны инновационные перемены на ментальном уровне в нас самих.
Перед лицом деструктивной роли нарастающей Безработицы, Бедности, Нищеты и плохо управляемой Миграции необходимо менять Инструменты Развития и Управления, чтобы не оказаться перед лицом ещё более запущенных Проблем и Кризисов.
Ещё и ещё раз я утверждаю: необходимо массовое образование людей, причём минимально и только первоначально основанное на Обучении, а затем предоставление им возможности Изучения по интересам и способностям.
Я представляю здесь старейшую неправительственную организацию Международную ассоциацию (МА) «Знание», обладающую консультативным статусом ЮНИДО, Генеральным консультативным статусом ЭКОСОС ООН и консультативным статусом в Департаменте общественной информации ООН (DPI).
В течение почти 60 лет наша организация занимается просветительством: 4,5 млн. наших членов читали свыше 25 млн. лекций в год. В те годы этого было достаточно.
За последние 10 лет накоплены огромный опыт и технический потенциал, освоены новые технологии, созданы крупнейшие в мире спутниковые образовательные центры в Москве, регионах России, странах СНГ и ряде других государств мира, включая труднодоступные, высокогорные и далекие северные районы.
Обновление знаний происходит со скоростью многократно превосходящей традиционные классно-урочные образовательные технологии.
Каждый год обновляется до 20% используемых сегодня знаний. «Банкротство» по специальности наступает через 5-6 лет.
Сегодня недостаточно быть выпускником Оксфорда, Кембриджа или Стэнфорда. Для преподавания с университетской кафедры недостаточно быть даже Нобелевским лауреатом. Нужен талант популяризатора новейших достижений цивилизации в самых разных отраслях знаний, обеспеченный производительными технологиями распространения.
Люди — должны непрерывно двигаться и взаимодействовать в мировом пространстве по принципу сообщающихся сосудов.
Знания — это энергетическая среда цивилизации, которая «разлита» среди множества университетов, образовательных и научных центров.
Нужен общий центр дистрибуции знаний — Всемирный университет, но не по названию, а — по сути. Он должен стать аккумулятором глобального научного потенциала,
Нужны глобальные действия в образовании, поскольку сами проблемы глобальны, по сути, и происхождению.
Приоритеты обучения сменяются приоритетами изучения, при, безусловно, важной роли преподавателей, но очень высокой квалификации и обладающих самыми современными знаниями. В таких учителях нуждается глобальная аудитория и космонавтике нужно позаботиться о техническом увеличении их глобальной производительности.
Здесь без космических коммуникаций не обойтись. Современные университеты и учебные центры должны строить и обладать собственными космическими телепортами для обмена взаимно акцептируемыми лучшими контентами.
Нужен экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт.
Роль образования в устойчивом развитии человечества не достаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. И здесь уместно напомнить слова Президента Гарвардского университета Дерека Бока: «Если вы считаете, что образование слишком дорого, попробуйте, почем невежество».
Традиционная система образования базируется на формуле: «Образование — на всю жизнь», что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет. Время потребовало другой формулы: «Образование — через всю жизнь».
Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации. Необходимо внедрение этой формулы во все усилия государств, чтобы противостоять существующим проблемам.