Учимся жить в ХХI веке!
Новейшие технологии образования — важнейший инструмент общественного развития
Малитиков Ефим Михайлович,
профессор, Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых, созданного решением Совета Глав Правительств СНГ 17 января 1997 года. Инициатор создания в СНГ новой самостоятельной отрасли – ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ, являющейся важнейшим инструментом в основе устойчивого развития человечества в XXI веке. Президент Международной ассоциации «Знание» с 1995 года, продолжающей летопись своего правопредшественника – Всесоюзного общества «Знание» и обладающей генеральным консультативным статусом в ЭКОСОС ООН и консультативным статусом в ЮНИДО.
Уважаемые читатели!
Процесс ментальных изменений – самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни, т.к. затрагивает генетический, политический и социальный статус и аспект нашего бытия.
Сегодня мы часто можем видеть самый высокий и большой в округе загородный дом, который по архитектуре, вкусу, ложному представлению о достатке и функциям является примитивной деревенской избой.
Он лишь размерами демонстрирует нереализованную сущность и несостоявшийся стиль своего хозяина. Это — сущность истосковавшегося по честолюбивому самовыражению, генетически малоразвитого человека. Счастье многих поколений его предков заключалось в слепой борьбе за кусок хлеба и крышу над головой.
Получив шанс материально изменить жизнь, такой человек пытается изменить, таким способом, своё сословие. «Знай, мол, наших!».
Мечтая о дворце — он строит сарай, затрачивая порой средства, которых хватило бы и на дворец.
Наше общество – производная самовыражения влиятельных, наделённых властью людей, получивших однажды давно условно приличное образование. При этом они показушно демонстрируют свою прогрессивность на фоне ментальной отсталости.
Бюджетно – конституционный социалистический строй и классно – урочная форма образования создали глубокую колею, из которой не могут выйти многие поколения людей, правительства и государства.
Даже новейшие достижения современного мира, как бумага на столе бюрократа, вылёживаются, ожидая экпертизы и восприятия их следующими новыми поколениями.
Проводники нового, являясь возмутителями привычных норм, установок и принципов жизни, торчат из среды, вызывая её раздражение и угрожающее судьбоносное для них сопротивление.
Нет спора, что в старые времена советская система образования была хороша и дала миру выдающихся учёных и специалистов. Но, с тех пор прошли многие десятилетия, изменившие мир, его научные представления и взгляды на будущее.
Хочу привлечь к этой теме внимание высоких учредителей газеты и её могущественных читателей, на чью реакцию она рассчитана.
Необходимо революционно изменить подход к образованию вообще, но и выделить куда более важный его аспект.
Задача не в том, чтобы ускорить, дополнить, подправить или отрегулировать систему образования.
Задача – в коренной перемене установок, лежащих в основе Устойчивого развития человечества.
Не случайно, более 1 миллиарда людей живёт меньше чем на 1 доллар в день, а половина планеты, т.е. 3 миллиарда жителей — меньше чем на 2 доллара в день.
Не случайно, 880 млн. людей на Земле абсолютно безграмотны – не умеют читать и писать.
К этому надо добавить и нас с Вами, мы — в числе 4,5 миллиардов людей не обладающих достаточными современными знаниями.
При этом мы продолжаем думать, что управляем обществом. Реально же, мы пока управляем, но уже почти не зависящим от нас цифровым миром допотопными или, если хотите, антикварными аналоговыми способами и решениями.
Трудно принимать к сведению без психологического шока, что масштабные военные операции, полётные задания и маршруты суперсовременных летающих ядерных ракетоносцев до сих пор просчитываются на логарифмической линейке.
Не случайно, распалась сверхдержава СССР и вместо неё на 1\6 части суши планеты лежат в гипсовом саркафаге, не срастаясь её бывшие части, некогда единого могучего тела.
Эти, якобы независимые друг от друга государства, притворно провозгласили синтетическое Содружество, как успешную производную, продолжающейся дружбы народов, когда-то с гордостью говоривших на одном языке.
Трудоустроив тысячи малопригодных для Будущего чиновников, живущих по формуле кипучих бездельников на средства Единого квотного бюджета государств СНГ, мы, интуитивно, но «секретно» догадываемся о своей ментальной несостоятельности.
Мы дурим друг друга, гудим в космический век паровозными гудками и едем при закрытых шторах в неизвестном, но прежнем направлении.
И всем этим правит неосознанное невежество и желание ещё хоть чуть-чуть побыть и других подержать в неведении об очевидном.
Хвалясь 50-летним стажем работы наших лучших людей, на одном заводе и на одном рабочем месте, мы демонстрируем и проповедуем невежество, примитивизм и мировоззренческую отсталость.
Старые прекрасные педагоги «аналогового» прошлого века уже недопустимо отстают от современных знаний. Им уже нечего сказать даже своим бывшим «аналоговым», но продвинувшимся по жизни ученикам.
Для современных же молодых людей с цифровым от рождения мышлением они уже не педагоги. Они – максимум ученики, но кто и как может научить их при всеобщем мировом педагогическом дефиците в 15 миллионов человек из 59? И эта цифра постоянно растёт.
Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем.
Действительно, это важный фактор. Но, что поделаешь, если он уже не эффективен для общества Третьего тысячелетия.
Классно-урочный способ не обеспечивает охват даже элементарной грамотностью сотен миллионов людей.
Когда-то Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, прогуливаясь в беседах по саду. Ученики делали жизнь со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей.
Однако, классно-урочная система сменила платоновскую, когда потребовались тысячи образованных людей.
Пришло время распрощаться и с ней.
Ведь население планеты растёт ежесекундно, безграмотность не отстаёт и растёт ещё быстрее. Дефицит педагогов, не говоря уже об учителях, удовлетворяющих современным требованиям, постоянно увеличивается.
Планетарная образованность людей на планете имеет красное сальдо.
Разумный размер классов и аудиторий, равно как и число учеников в них, величина ограниченная. Даже 40 человек трудно держать в тесном контакте с учителем.
Кроме того, преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели.
Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции.
Человечеству нужно опираться на принципиально новые знания.
Нужна высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приёмов и принципов жизни.
Всё это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний.
Они уже есть в распоряжении человечества.
Говоря о едином образовательном пространстве, сегодня уже невежественно и бесполезно провозглашать его, не применяя катализаторов, способных его охватить в быстро меняющемся мире знаний.
Эти катализаторы – новейшие современные технологии на основе дистанционных космических интерактивных коммуникаций.
Ещё до недавнего времени о них мы могли лишь читать у фантастов, видеть в фильмах о космических пришельцах, путешествиях в новые далёкие миры и галактики.
Да и сегодня, даже весьма авторитетные и могущественные деятели и организаторы науки, образования и культуры являются убеждёнными носителями и сторонниками консервативных вчерашних методов распространения знаний. А порой, некоторые из них, во имя самосохранения, являются прямыми антагонистами внедрения всего нового и новейшего в реальные процессы жизни общества – в социальные технологии, к которым прямо относится наше с вами образование.
Среда буквально кишит субъектами отчаянного сопротивления, сопротивления всему, что из неё выпирает, торчит, движется быстрее.
Среди этих субъектов мы можем встретить реально влиятельных людей, пока ещё сильные, но уже изживающие себя структуры и государственные аппараты.
Своим развитием общество всегда было обязано противоречиям. Это непременное условие любого развития.
Сегодня, мы с большим удовлетворением можем констатировать факт, что после долгих лет последовательного кропотливого труда появилась структура, которая не дала заклевать себя изощрённой и могущественной бюрократии. Она – через неимоверные трудности и преодоления приобрела критическую массу, с которой нужно считаться, нельзя игнорировать и пренебрегать, нельзя отмахнуться и забыть, нельзя безответно задвинуть, противопоставляя её превосходству солидарное бездушное и невозмутимое административное могущество.
Мы с гордостью можем назвать эту структуру.
Это Современный Гуманитарный Университет!
Он обладает самой разветвлённой в мире сетью из более чем 370 собственных институтов-филиалов.
Повседневный образовательный процесс осуществляется через спутниковые каналы телекоммуникационной связи для всех филиалов одновременно, лишь с учётом часового пояса.
Сегодня, это самый крупный по численности студентов и концентрации новейших собственных технологических внедрений ВУЗ на постсоветском пространстве.
Он — пятый в мире после подобных вузов Китая, Индии, Мексики и Великобритании.
СГУ в семь раз опережает по численности традиционного образовательного гиганта — МГУ им. М.В. Ломоносова.
Это – ВУЗ, построивший собственный космический телепорт. В одном лице он, одновременно – крупная телекомпания, издательский дом, электронная библиотека и высшее учебное заведение, аккредитованное государством.
Это – ВУЗ, где каждый студент – личность, но оцифрованная в мельчайших подробностях студенческого бытия.
Это – ВУЗ, где собственные учебники не вываливаются на голову студентов безрассудными массами рекомендованной литературы, а подготавливаются и печатаются тщательно выверенными по объёму, пригодному для максимального эффективного усвоения.
Это – ВУЗ, вернувший горным аулам и малоимущим глубоким деревням, живущим даже без транспорта и электричества, конституционное право на образование, не реализованное до сих пор из-за труднодоступных природных условий и право вырастить в своём отечестве новых Ломоносовых.
Это – ВУЗ, где даже не знающий английского языка казахский студент, может прослушать курс, сдать экзамен и получить соответствующий диплом непосредственно в Университете в Кембридже.
СГУ – головной базовый образовательный центр Международной ассоциации «Знание» — регионального координатора неправительственных организаций ООН по Восточной Европе и СНГ.
СГУ присоединил к своему имени Генеральный консультативный статус ЭКОСОС ООН и Консультативный статус в ЮНИДО, выполняя по поручению ООН и Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых роль оператора постоянно действующего всемирного межрегионального электронного форума – сети НПО/ООН IRENE.
СГУ — осевой элемент и инструмент МА «Знание», российской и международной ассоциаций негосударственных ВУЗов по реализации крупных ООНовских Программ: « Повестка дня на ХХI век» и Программа «Устойчивое развитие человечества».
Технологии СГУ одобрены и будут представлены на Всемирном Саммите ООН по Устойчивому развитию в Йоганесбурге \ЮАР\ в сентябре 2002 года; недавно они получили всеобщую поддержку на последних заседаниях высокоуровневого сегмента ЭКОСОС ООН и ТАСК-ФОРС ООН — Всемирного рабочего органа ООН, пришедшего на смену ранее созданному главами государств Большой Восьмёрки ДОТ-ФОРС.
В нём за одним воскресным столом собираются крупнейшие воротилы мирового бизнеса, финансовые магнаты, авторы и хозяева виртуального мирового пространства и компьютерных технологий, а также политики высшего представительского уровня государств, министры.
Международная ассоциация «Знание», Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых приглашают посетить СГУ, искать формы сотрудничества и использования его новейших инструментов общественного развития в основе устойчивого развития человечества.
Тысячи людей со всего мира посещают сегодня СГУ с аншлагом, превосходящим, по выражению австрийских коллег, аншлаг Венского оперного театра.
Е. Малитиков, профессор,
Председатель Межгосударственного комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президент Международной ассоциации «Знание».