Глобальный кризис подтвердил правоту энтузиастов непрерывного образования: в информационном обществе ни одно, ни два вузовских диплома не удовлетворят изменчивого спроса на специалистов. В мире, где знания полностью обновляются каждые пять лет, отношения с рынком труда удается гармонизировать лишь по формуле «образование не оканчивается никогда». Но где же найти педагогов и аудитории для миллиардов взрослых? Как им выкроить время для сидения за партами, и откуда взять лучшие образовательные контенты? Лишь дистанционное обучение по производительности многократно превосходит традиционную классно-урочную систему: вместо сорокаместной аудитории знаменитый профессор получает сразу полмиллиона слушателей в разных уголках Земли. Но здесь кроется проблема, решение которой мы пытаемся отыскать вместе с президентом Международной ассоциации «Знание», профессором Ефимом МАЛИТИКОВЫМ.
— Ефим Михайлович, может ли сегодня достойный популяризатор науки принести свои знания в каждый дом?
— Теоретически — да. Житель Техаса может в пределах родного поселка изучать физику по лекциям профессора из Санкт-Петербурга, а житель Якутии, не выходя из дома, приобрести профессию экономиста по лекциям профессора из Чикаго. Увы, препятствия подобной форме обучения мы обнаруживаем как в ментальности самих педагогов, так и в информационном праве. Опираясь на статью 1255 «Авторские права» (гл. 70 «Авторское право» ч.4 ГК РФ), популяризаторы знаний настаивают на оплате каждой трансляции своего видеокурса подобно тому, как музыканты получают гонорар за каждое исполнение своей фонограммы в эфире или как литератор заключает новый договор с издательством на очередное переиздание книги. Но если оплачивать каждую видеолекцию, обучение для многих станет непозволительной роскошью.
— Между тем дистанционное образование — продукт «по определению» недорогой.
— Естественно. Космические технологии в геометрической прогрессии уменьшают, по мере роста числа пользователей, стоимость обучения. Да, для одного человека космический телепорт немыслимо дорог. Для ста человек — очень дорогое удовольствие. Но цена для одного из миллионов пользователей асимптотически приближается к общедоступному минимуму. К тому же стоимость обучения привязана к среднему заработку, например, в Москве она составляет порядка 1000 долл, в год, а в Киргизии — 300 долл. Однако систематические гонорары авторам образовательных контен- тов приведут к резкому увеличению этих скромных сумм. Мы столкнулись с этим при создании Всемирного университета дистанционного образования (ВУДО).
— Можно несколько слов о ВУДО?
— Главный технический центр ВУДО разместился под Москвой на базе Государственного космического научно- производственного центра имени Хруничева. Предполагалось, что он станет «биржей знаний», куда будут стекаться контенты лучших университетов и профессоров планеты для последующего экспорта и реэкспорта по всему миру. К сожалению, эгоистически-меркантильная реакция со стороны как российских, так и иностранных педагогов не заставила себя ждать. Поэтому пока мы обучаем в ВУДО лишь специальностям, связанным с космосом.
— По-вашему, профессора вообще не должны претендовать на оплату созданных ими курсов?
— Педагоги-просветители охраняют свои курсы с помощью копирайтов: «мои знания», «моя лекция», «мой контент». Однако образовательный контент принципиально отличается от песни, фильма или романа. Ведь лекции очень редко претендуют на оригинальность содержания. Блестящий профессор придает своему контенту привлекательную, «удобоваримую» форму. Умелый популяризатор в состоянии облечь сухой язык научного знания в яркий фантик метафор, разъясняющих их трудно постижимую суть. Носам интеллектуальный продукт создан обычно предшественниками: Евклидова геометрия, теорема Пифагора, законы Ньютона, пространство Лобачевского, таблица Менделеева, критерий Нуссельта, эффект Штарка, теория Эйнштейна, излучение Черенкова-Вавилова… Ну возможно ли торговать, скажем, пересказом основ квантовой механики, заложенных в начале XX века? Как правило, все эти «мои курсы» являются компиляциями.
— Это вряд ли придется по душе профессуре…
— Да, некоторые педагоги не желают согласиться, что их лекции созданы на основе достижений ученых разных стран и эпох. Между тем в упомянутой статье 1255 ГК сказано: «Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». Отснятая видеокамерой лекция — это произведение науки, литературы или искусства? По-видимому, ни то, ни другое, ни третье. Другое дело — научный доклад, в котором автор знакомит аудиторию с собственными теориями, изобретениями или открытиями. Экстраполируем ситуацию на хирурга, который ловко удалил воспалившийся аппендикс. Означает ли это, что врач обладает сакральным знанием того, как лечить аппендицит? Нет.
Хирург искусно владеет скальпелем, но познания он накопил не самостоятельно, не в одиночку. Должен ли гонорар хирурга включать отдельной строкой плату за эксклюзивность его познаний? Однозначно — нет. Он же приобрел их в медицинском вузе, почерпнул в ординатуре от старших коллег. Это — общечеловеческое достояние.
Точно так же и прочие образовательные контенты существуют для всего жаждущего знаний человечества. И не будем еще забывать, что часто эти самые контенты подпадают под определение статьи 1295 ГК «Служебное произведение», поскольку создавались «в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей». Но самое удивительное, что наш толстенный кодекс вообще не определяет понятий «лекция» и «лектор», они там отсутствуют (как, впрочем, и в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где лишь вскользь упоминаются «педагоги» и «преподаватели»).
— То есть, образовательный контент оказался за рамками правового регулирования, и что же теперь делать?
— Чтобы с честью выбраться из описанной юридической коллизии, необходимо действовать по двум основным направлениям.
Во-первых, логично, а, следовательно, целесообразно дополнить несколькими статьями ч.4 ГК РФ. Упоминавшаяся глава 70 «Авторское право» должна, наконец, вобрать в себя определение «лекции» и четко прописать случаи, в которых ее автор (лектор) может претендовать на многоразовое вознаграждение, — за каждое «воспроизведение» лекции электронными средствами.
Вероятно, это те случаи, когда лекция посвящена разработке, эксперименту, открытию, методике самого лектора. Например, профессор читает лекцию о приборе, который сам же и сконструировал. В прочих случаях лекцию нужно считать тем, чем она является, — компиляцией.
— Кстати, латинское compilatio означает «ограбление»!
— Ну, положим подлинное ограбление — это плагиат, наглое присвоение чужого труда. Все-таки над компиляцией приходится поработать, свести воедино заимствования из разных источников. Поэтому использование компиляции в качестве образовательного контента, безусловно, также должно вознаграждаться материально, но — единоразово. Затем лекция превращается в достояние всего человечества и впоследствии может использоваться без ограничений. Вероятно, эта новелла должна касаться главы 71 «Права, смежные с авторскими».
— А есть другое направление «разру- ливания» проблемы?
— Информационное общество нуждается в определенном «перевоспитании» педагогов-просветителей с целью преодоления их ментального эго. Говоря языком финансистов, миллиарды необразованных или полуобразованных «аналоговых» людей являются планетарным «красным сальдо» — тяжкой ношей на плечах мировой экономики. А вот при доступе к образованию они «оцифруются», став ее «положительным балансом». Авторам тех или иных учебных курсов, нашим уважаемым просветителям следует помнить об этом и равняться на примеры бескорыстного служения прогрессу.
— К примеру …
— Сразу приходит на ум создатель «мировой паутины» (www), многих Интернет-стандартов и первого вебсайта Тим Бернерс-Ли. Или Рэй Томлинсон, придумавший электронную почту, да и сам символ @. Эти выдающиеся ученые отказались от прав на названные изобретения, благодаря чему ими пользуется весь мир. Ну, а для «усиления» эффекта разовое материальное подкрепление следует дополнять подкреплением моральным.
Например, наш Минобрнауки может ежегодно издавать «Почетную книгу популяризаторов РФ» — список авторов видеокурсов, сданных на «биржу знаний». Думаю, этот опыт переймут и другие страны. В конце-концов «Почетную книгу популяризаторов планеты» станет выпускать ЮНЕСКО.
Конечно, могут быть и иные варианты морального вознаграждения.