К тому времени, когда большинство начинает разделять убеждения лидеров, они уже ушли вперед — и опять остались в меньшинстве.
Гарри Маккоун
Его речь, словно стихи, начинена яркими метафорами — «пожилой мир», «цифровая пропасть», «лабораторная работа США»… Его монументальная атлетическая фигура в сочетании с кипучей энергией вызывает в памяти великанов минувшего — Александра Невского, Петра I… О своей работе заместителем министра СССР он вспоминает: «Чиновники министерств и аппаратов исповедуют формальный, догматический, мертвящий принцип планирования, глухой к подлинным нуждам дела. Я составил редкое исключение». Его враги — невежество, бюрократизм, предательство. Его друзья подобны ему — это «люди, которым яростно сопротивляется среда». Что ж, встречайте: в гостях у редакции академик Ефим Малитиков.
— Ефим Михайлович, внесите сначала ясность. Как разграничены учебные заведения и общество «Знание»: где заканчивается компетенция колледжей и вузов, и где расположена зона ответственности «знаниевцев»?
— Государства гарантируют гражданам среднее образование и обеспечивают возможность по конкурсу получить также высшее образование, что подкрепляется соответствующими бюджетными ассигнованиями. В этом бюджетно-конституционном пространстве человеческая жизнь включает три фазы: быстрая, как спринт, учеба, чтобы получить достойное место в обществе; долгая, как восхождение на Эверест, работа, чтобы достойно существовать; короткий, хотя и бессрочный отдых на пенсии, чтобы достойно сойти с дистанции. Однако слово «достойно» во всех трех фазах для большинства человечества остается мечтой.
— Но почему, ведь как раз всеобщее образование призвано обеспечить всеобщее благоденствие?
— Во-первых, морально устарела классно-урочная форма образования. Нынешние учителя — это ученики, отвыкшие учиться. Если педагог читает одну и ту же лекцию несколько лет подряд, то из полезной она становится вредной: по ней можно творить не будущее, а лишь прошлое. Для «цифровых» детей такие педагоги — не авторитет, под гул голосов учителю внимают максимум несколько человек из класса. Во-вторых, в мире жесткая нехватка даже «аналого
вых» учителей, например, в российских начальных школах порой преподают оставшиеся без работы доярки. В-третьих, гарантированное образование распространяется лишь на молодежь, в то время как взрослые гораздо острее нуждаются в непрерывной подпитке знанием — им же содержать семью, воспитывать детей, делать карьеру, управлять страной…
— Рассуждение абсолютно логичное, но столь же непривычное!
— В итоге бюджетно-конституционная и классно-урочная формы образования создали глубокую колею, из которой не могут выбраться многие поколения, правительства и государства. Вот это и есть «территория» нашей Международной ассоциации: просветительство по принципиально новым технологиям за пределами бюджетно-конституциош-юй профанации.
— В прошлом году на страницах нашего спецвыпуска, посвященного реформе российского образования, ученые и чиновники высказывались о таких технологиях в предположительном ключе. А вы эти технологии уже используете. Как конкретно они работают?
— Веками знания представлялись в виде некоего ограниченного объема, которым можно овладеть лишь внутри школьных или университетских стен. Однако в информационном обществе этого объема на всю жизнь нам уже не хватает, через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты. Сегодня знания представляют собой некую среду, истекающую из «точек роста» — университетов и академий, лабораторий и КБ. Самообразовываться, барахтаясь в этой среде, — занятие малоперспективное, поскольку производители знаний редко способны популярно, доходчиво их изложить — отсюда и множество дурных учебников. По этой-то причине и возникло советское общество «Знание»: его основатели чувствовали, что стране нужнее миллионы хотя бы отчасти вырванных из невежества людей, чем несколько нобелевских лауреатов. Знания следовало распространять не из Академии наук СССР, не из школ Ландау и Курчатова.
— Наверное, это попросту не их функция?
— Конечно, у них другие задачи. Зато благодаря именно выдающимся ученым сегодня мы можем связываться с основными точками концентрированного знания с космической высоты. И с того же спутника мы предлагаем всему человечеству видеосигнал, который позволяет в самом отдаленном уголке Земли встречаться с выдающимися популяризаторами знаний. Например, курс европейского права профессора читают на английском языке в Кембридже. А из тамошней студии — небольшого телепорта — сигнал с субтитрами на соответствующем языке поступает через спутниковый телепорт Современного гуманитарного университета (СГУ) в 400 населенных пунктов по всему миру.
— То есть вы в самом буквальном смысле говорите об образовании взрослых как о «новой наднациональной суперотрасли планетарного мироустройства»?
— Только так мы изменим подход к образованию: не люди будут ходить в местную посредственную школу, а лучшие школы мира придут к людям на волне оцифрованного сигнала. У беднейшего миллиарда землян, которые живут без транспорта, школ, электричества и прочих благ цивилизации, появится, наконец, лифт социальной мобильности. Не нужно возводить никаких образовательных «храмов» с колоннами, достаточно заснеженного склона в горах или лужайки, на которой чабаны пасут скот. Дизельный генератор даст пита
ние телевизору, который через спутниковую антенну стоимостью 150 долларов будет принимать сигнал нашего Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО). Лишь одна эта технология станет «поездом жизни», на котором целые племена, миллионы людей прорвутся в информационное общество, перепрыгнув сразу несколько общественно-экономических формаций.
— А созданы ли еще какие-то новые технологии?
— Другое концептуальное решение образовательной проблемы в том, что мы ушли от пассивной формы обучения, при которой люди независимо от своих способностей и стремлений поглощают знания по одной-единственной программе. Наш центр дистрибуции знаний предлагает активное образование: человек не только сам выбирает курсы по конкретным дисциплинам, но по каждому из этих курсов выбирает себе педагога.
— Пока довольно сложно представить, как это происходит…
— Понимаете, ВУДО — не только учебное заведение, но и всемирная биржа знании, куда стекаются контенты лучших университетов и профессоров. Например, сотни популяризаторов физики из разных стран сдали в наше хранилище свои контенты, и каждый учащийся имеет возможность «пролистать» их, чтобы выбрать тот, который больше придется по душе или лучше усваивается. Примерно так мы выбираем в магазине аудиозаписи или фильм — происходит «естественный отбор». Обратите внимание — я беру, я выбираю, а не «мне дают». Причем в данном случае виртуальность поддерживает известный синергетический эффект, присущий очной форме общения ученика с педагогом.
— Видимо, сами учащиеся все-таки иногда затрудняются с выбором. Может быть, в этом случае нужна помощь тьютера?
— Само собой, тыотерство является одним из наших инструментов. А вот от тьютеров в обычных вузах проку немного — там студенты все равно вынуждены терпеть своих «аналоговых» педагогов, которые по 30 лет читают одни и те же лекции. Вместо образования часть ребят интересуется лишь сдачей «динозаврам» экзаменов и получением диплома. А другие вовсе забрасывают учебу. Двоечник — не всегда тот, кто туп. Это тот, кто сначала не понял, а потом постеснялся спросить, чтобы не показаться отсталым. Зачастую виноват не двоечник, а бесталанный курс, но ни один педагог этого не признает. У нас же всякий получает возможность выбрать увлекательный курс по предмету, к которому ощущает тягу, сродство. Наша формула: независимо от стартовых условий человек в любой области за 15 лет с нуля может дорасти до профессора.
— Во Всемирном университете будут вступительные испытания или достаточно предоставить результаты ЕГЭ?
— Знаете, наше бесплатное образование — горькая улыбка судьбы. Все равно оно платное. И выпускные экзамены, и поступление на бюджетное место превратились в конкурс не столько знаний, сколько родительских связей и кошельков. Все эти испытания порождают стресс и коррупцию, а заодно усугубляют неравенство. За бортом качественного образования навсегда остаются миллионы одареннейших людей — миллионы исковерканных судеб. Разве они виноваты в том, что на их малой родине нет университетского центра, что у их родителей нет денег на репетиторов и взятки? Зачисление в ВУДО производится на основании собеседования, в ходе которого преподаватели выясняют, что абитуриент, во-первых, адекватен, во-вторых, имеет мотивацию к учебе, а в-третьих, готов личным трудом покрыть минимальные расходы.
— О каких суммах идет речь, и как быть тому, кто вообще не способен платить?
— В отличие от Интернета, космические технологии в геометрической прогрессии уменьшают стоимость обучения по мере роста числа пользователей. Для одного человека космический телепорт немыслимо дорог. Для 100 человек — очень дорогое удовольствие. Но цена для одного из миллионов пользователей асимптотически приближается к нулю. К тому же стоимость обучения привязана к средней зарплате: например, в Москве стоимость составляет 900 долларов в год, а в Киргизии — 300 долларов. А уж если человек совершенно нищ, обучение оплатит наш фонд «Культура и образование в экстремальных условиях». Бедность — одно из таких условий. Кстати, среди учредителей Фонда отрадно отметить депутата Государственной Думы и выдающегося артиста Иосифа Кобзона.
— Позвольте, но как при плате меньше 2000 рублей в месяц можно покрыть расходы на лучшую профессуру со всего света?
— Действительно, стоимость нашей 45-минутной лекции превосходит месячную зарплату российского профессора. По этой причине отечественные вузы и не приглашают в свои аудитории светил мирового уровня. Аудитория же УДО скоро приблизится к 200 тысячам человек, и если каждый из них заплатит лишь по 50 центов, светило получит очень неплохой гонорар.
— Скажите, а как осуществляется обратная связь со студентами, проверка их знаний?
— Экзамены принимаются через Интернет при помощи тестирования, которое состоит из сотен вопросов; результаты оценивает автор соответствующего курса со своими ассистентами. Но вначале студент устраивает самопроверку, пытаясь набрать максимальное число баллов и заново просматривая видео с записанным спутниковым сигналом. Если учащийся чего-то не понимает, то также через Интернет задает вопросы, ответы на которые приходят в течение
суток. А ответы на часто задаваемые вопросы размещены на портале Университета. «Всерьез» студент приступит к сдаче экзамена после того, как почувствует себя готовым к высокой оценке.
— Какие возможности открываются перед вашими выпускниками — каков, так сказать, вес такого диплома?
— Здесь нет высшего образования в привычном понимании. Не покидая родных мест и даже не владея английским, студент получает за каждый изученный курс сертификат Кембриджского, Калифорнийского, Принстонского или иного авторитетного университета в зависимости от происхождения выбранного контента. Эти сертификаты признаются другими учебными заведениями и работодателями. Например, студент СГУ из Казахстана, где 27 образовательных центров, или из Киргизии, где таких центров свыше 15. может получить работу в любой из стран происхождения контента, предъявив сертификат.
— Между тем, дипломы вышеназванных зарубежных университетов в России не признаются?
— И точно так дипломы «обычных» отечественных вузов не признаются в большинстве стран. Когда потребуются другие знания, студент возобновит обучение, выбрав новые курсы. Эта непрерывность отменяет понятие «выпускник» и тоже представляет собой новую технологию. А вот если у вас имеется диплом, скажем, Челябинского индустриального университета, то, присовокупив к нему наши сертификаты, вы получите всемирно признаваемый диплом ВУДО.
— Возможно ли спрогнозировать, когда человечество в массовом порядке воспримет все эти новации?
— Новое образование быстро пробивает себе дорогу. Например, в Калининграде, где ректором филиала ВУДО работает бывший командир атомной подлодки, число студентов за два-три года достигло 8000. Однако этот процесс удастся существенно ускорить, если сделать его приоритетом государственной политики и конституционно поддержать начавшееся создание необходимой правовой базы.