Выступление перед слушателями экспериментального учебного курса повышения квалификации «Международное образование и московская школа». Москва, Россия

Выступление

профессора Е.М. Малитикова,

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ

по распространению знаний и образованию взрослых,

 Президента Международной ассоциации «Знание»,

перед слушателями экспериментального учебного курса

повышения квалификации

«Международное образование и московская школа»,

Департамент образования Правительства Москвы

Москва, 29 марта 2007 года

 Уважаемые коллеги!

Фактически весь мир сегодня — это совокупность региональных блоков, связанных общими экономическими и геополитическими интересами. На фоне глобализации мировой экономики все они удовлетворяют, прежде всего, корпоративные интересы объединяющихся государств. И в этом их сила, несопоставимая с возможностями отдельно взятой страны.

Существование Содружества Независимых Государств убедительно показывает, что важнейшими движущими мотивами межгосударственного сотрудничества являются экономический интерес, создание взаимовыгодной системы, позволяющей каждому участнику реализовывать свои экономические возможности, компенсировать недостатки собственного развития и размещения производительных сил.

Содружество Независимых Государств образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской; Федерации и Украины.

Цели:

  • осуществление сотрудничества     в     политической,     экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • сбалансированное экономическое и социальное развитие;
  • обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • мирное разрешение    споров    и    конфликтов    между    государствами Содружества.

Важнейшие стратегические задачи:

  • формирование зоны свободной торговли;
  • борьба с организованной преступностью и международным терроризмом.

Взаимодействие осуществляется через Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны,     Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею,   Экономический Суд и отраслевые межгосударственные органы.

Стремление найти консенсус одновременно по многим направлениям возможного сотрудничества побудило отдельные государства Содружества обратиться к таким формам сотрудничества, как создание двух- и многосторонних региональных межгосударственных объединений. В результате на территории СНГ сформировались пять региональных экономических объединений.

Союзное государство (Республика Беларусь и Российская Федерация)

Евразийское    экономическое     сообщество    (ЕврАзЭС) объединяет    шесть государств: Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан и Республику Узбекистан.

Родилась и перестала существовать Организация — Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАС) (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан).

Объединение ГУАМ — организация, объединяющая четыре  государства: Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Молдова и Украину.

Региональные экономические объединения государств участников СНГ имеют существенные различия во взаимозависимости их экономик.

19 сентября 2003 г. подписано Соглашение о формировании   Единого   экономического   пространства   (ЕЭП).

Сохранение баланса интересов и экономическая целесообразность — главное условие надежности межгосударственных региональных экономических объединений СНГ и развития интеграционных процессов в Содружестве.

Исполнительный комитет СНГ располагается в Москве и создан в соответствии с Решением Со­вета глав государств о совершенствовании и реформировании структуры ор­ганов Содружества от 2 апреля 1999 года. Свою деятельность он осуществляет исходя из Положения об Исполкоме СНГ, утвержденного Советом глав госу­дарств 21 июня 2000 года, согласно которому Исполком — по­стоянно действующий исполнительный орган Содружества Независимых Государств; он обеспечивает организа­цию работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета мини­стров иностранных дел, Экономического совета и других органов Содружест­ва; руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами, заключенными между государствами, решениями высших органов Содружества; подотчетен Совету глав государств, Совету глав прави­тельств, а также, Совету министров иностранных дел и Экономическому совету.

Вместе с Советом постоянных полномочных представителей государств — участников Содружества Исполком разра­батывает совместно с государствами предложения о перспективах развития Содружества, проекты документов и вносит их на рассмотрение руководящих органов СНГ.

К направлениям деятельности Исполкома относятся:

  • многосторонняя производственная кооперация,
  • формирование транспортных коридоров,
  • налаживание инвестиционного со­трудничества,
  • решение вопросов свободы транзита, осо­бенно трубопроводного, автомобильного, железнодорожного транспорта,
  • разрешение миграционных и гуманитарных проблем,
  • борьба с организованной преступностью и терро­ризмом,
  • совершенство­вание правовой базы экономического сотрудничества и интеграции,
  • формиро­вание информационного пространства.

Исполком СНГ совместно с представителями государств:

  • формирует проекты повестки дня заседаний высоких органов,
  • разрабатывает проект единого бюджета органов СНГ и осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета,
  • осуществляет экспертную правовую проработку внесен­ных соглашений и решений,
  • организует учет документов главных органов и ведет архив,
  • является депозита­рием принятых документов.

Важнейшей задачей Исполкома является — обеспечение качественной подготовки процедур и организации работы органов Содружества,

За период с 8 декабря 1991 года по настоящее время проведено 34 заседания Совета глав государств, 7 неформальных встреч глав государств, 48 заседаний Совета глав правительств, 40 заседаний Совета министров иностранных дел, 32 заседания Экономического совета СНГ.

15-летний период функционирования СНГ спрессовал в себе сложнейшие проблемы и задачи, по сути своей не имеющие аналогов, а тем более апробированных алгоритмов их разрешения.

Создание Содружества было, прежде всего, политическим шагом, призванным сохранить в том или ином виде систему экономических и культурно-исторических связей на постсоветском пространстве

Формирование Содружества происходило под воздействием распространенных в тот период искренних иллюзий. Предполагалось, что культурно-историческое единство естественным образом останется на прежнем уровне.

Т.е. в базовых документах СНГ была сделана заявка на интеграцию высокого уровня. Здание Содружества во многом строилось на завышенных ожиданиях, что стало одной из причин последующего разочарования и критики в его адрес.

Доминировала тенденция противопоставления понятий национальной государственности и межгосударственной интеграции.

В итоге многие проблемы оставались нерешенными, а в обществе укреплялось мнение о низкой эффективности СНГ

Было бы ошибкой оценивать развитие Содружества лишь в негативном плане. Содружество проявило себя не только как инструмент «цивилизованного развода» бывших союзных республик, но выполнило важную и крайне сложную историческую миссию — сформировало основы новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.

Оно стало и прочной базой становления независимости государств и гарантом развития взаимовыгодного сотрудничества между ними.

Вопрос о будущем Содружества из теоретической перешел в практическую плоскость.

Без согласованных коллективных усилий невозможно эффективно бороться с нарастанием масштабов международного терроризма, организованной преступности, наркобизнеса, угрозой техногенных катастроф, последствиями разрушительных стихийных бедствий.

Усилиями всех государств – участников СНГ создана и функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьмиГлавный итог совместной работы – сохранение контроля над криминогенной ситуацией на пространстве государств  участников Содружества. И здесь крайне важно не утратить уже наработанный потенциал.

Ключевой ресурс в гуманитарной сфере.

Идет работа по формированию образовательного пространства СНГ в области здравоохранения в сфере труда и социальной защиты.

         Содружество находится на сложном и крайне ответственном этапе. Прогнозируемые сценарии его дальнейшего развития противоречивы и даже полярны.

Однако, мы не разделяем пессимистических настроений. Поскольку на этом завязано благосостояние людей на пространстве Содружества.

Благодарю за внимание.