Выступление на Пленарном заседании Всемирного Саммита по вопросам информационного общества. Швейцария, Женева

Всемирный Саммит по вопросам информационного общества

Женева, Швейцария, 10-12 декабря 2003 г.

Пленарное заседание

Выступление

Председателя Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых,

Президента Международной Ассоциации «Знание»,

академика, профессора Малитикова Ефима Михайловича

 

Благодарю Вас, господин Председатель! Спасибо за демократичность и талант управления спрессованным временем Саммита.

Господин Председатель!

Ваши Превосходительства!

Дамы и господа!

Равно как за одну неделю невозможно осмыслить и, тем более, спланировать будущее столетие, так же невозможно за одно десятилетие сформулировать детально Задачи Тысячелетия, в котором, как мы видим, пока не приживаются даже Понятия и Термины Прошлого века.

Человечество с надеждой и доверием следит за систематическими усилиями ООН, которая последовательно и энергично, высвечивает маяки в межнациональном и межментальном, финансовом и политическом разнообразии установок и интересов планетарного мироустройства.

В одном контексте идут прошедший недавно в Йоханнесбурге Саммит по Устойчивому Развитию Человечества, Саммит горных народов в Бишкеке, десятки иных международных мероприятий и инициатив.

Этот Всемирный Саммит по вопросам информационного общества – прямой инструмент в Будущее, в решениях которого и Опасности и Перспективы Глобального мира.

Сегодня невозможно действовать локально вне контекста ответственности за глобальные последствия. Политические и даже финансовые интересы не должны превалировать над глобальной конструкцией в мышлении и поступках, отодвигая на второй план даже национальный Закон Стоимости.

Маргинализация, Бедность и Нищета, которые как элементы таблицы Менделеева составляют Устойчивое Развитие Человечества, будут до тех пор, пока мы не станем сообществом равномерного распределения и равноправного использования  планетарных  Знаний, как  данных  Богом.

И неважно, кто первым их добыл, раскопал, осознал и применил, если это Знания о Земле, Человеке, Окружающей среде.  

Из-за разных стартовых условий развития Знания по Земле ровным слоем, как масло по хлебу, не намазаны. А современные технологии их распространения в основном базируются на E-mail формуле. Законодателями мод и доминирующими пользователями в мире являются Развитые страны США и Европы.

Для развивающихся стран и слаборазвитых народов – Закон Стоимости, Географическая Неприступность и Удалённость, Климатическая и Природная составляющие и Финансовая недоступность выражены известными статистическими данными: большая половина человечества живёт менее чем на два доллара в день, а более 2-х миллиардов – менее, чем на один доллар. И это среднестатистические цифры, для многих людей в разных странах показатели еще ниже. Все это потому, что почти миллиард среди них абсолютно безграмотны, т. е., не умеют читать и писать. Остальные – не обладают достаточными современными знаниями.

ИНТЕРНЕТ доминирует над другими информационными технологиями, но не достигает той самой большей половины безграмотного, а значит, обречённого человечества.

Ведь пятая его часть живет в горах, значительная часть —  в труднодоступных, не охваченных цивилизацией в далеких уголках планеты, где Интернет по природно-климатическим и стоимостным причинам не проведён и не придёт.

Горячие точки Планеты, тюрьмы, где отстают от «поезда жизни» миллионы людей, которых не отправишь на Луну – также белое пятно на карте. Итоговый планетарный баланс, таким образом, не справляется с помощью кабельного Интернета, как инструмента, с задачами информационного общества. Делая ставку только на Интернет наш Саммит не справится со своей задачей.

Тем не менее, не принимаются во внимание, многократно приводимые нами примеры эффективного распространения знаний с помощью современных спутниковых технологий, где доступен любой уголок Планеты, не имеющий ни транспорта, ни электричества, ни связи, ни дворцов Знаний, ни школ, ни учителей, дефицит которых в мире превышает 15 миллионов человек из 60 ежедневно отстающих от современных знаний.

Не принимается во внимание, что при большой, столь необходимой численности охвата, спутниковые технологии становятся в 100 раз дешевле Интернета и с увеличением количества пользователей становятся доступными даже бедным людям. При этом производительность и без того дефицитного современного  учителя и лектора увеличивается на необходимую и достаточную для сокращения цифрового разрыва величину.

Языковый барьер исчезает, а финансы для дорогостоящего путешествия в университетские центры мира и уникальные по талантам школы становятся дешевыми и доступными каждому на Земле.

400 городов разных государств покрыты нашими университетскими центрами из московского телепорта, численность студентов многократно превышает численность традиционных классно-урочных образовательных центров и университетов.

В прежние времена, в течение более чем 50-ти лет классического лекционного распространения знаний эту работу делали 4,5 миллиона наших лекторов и ученых – членов Всесоюзного общества «Знание», читая 25 миллионов лекций в год, что сегодня абсолютно недостаточно при существующей скорости обновления знаний.

Сегодня, без затрат на каменные дворцы для школ, прямо в пастушьем ауле, в глубокой деревне, в Чечне, в других горячих точках Планеты и в тюрьмах эффективно работают наши 2500 профессоров без опасности для собственной жизни, без психических стрессов и без снижения синергетического эффекта взаимодействия с учениками. При этом увеличивается самостоятельность и творчество у тех и у других.

Пора сместить акценты, принять очевидное и включить наше предложение в Декларацию Принципов и План действий Саммита, чтобы к тунисскому этапу встречи появилась бы новая статистика эффективности нашей работы.

Благодарю за внимание.