Выступление на пленарном заседании 7-го Глобального форума по реструктуризации системы государственного управления. Создание доверия к государственному управлению. Австрия, Вена
Выступление Его Превосходительства
академика, профессора Ефима Михайловича Малитикова,
Председателя Межгосударственного Комитета СНГ
по распространению знаний и образованию взрослых,
Президента Международной Ассоциации «Знание»
на пленарном заседании 7-го Глобального форума
по реструктуризации системы государственного управления
Создание доверия к государственному управлению
26 – 29 июня 2007 года
Вена (Австрия)
Уважаемый господин Председатель!
Ваши Превосходительства!
Господа и дамы!
Я хотел бы информировать о решениях Регионального Форума Санкт-Петербурга. Региональный форум по теме «Обеспечение доверия правительству посредством формирования возможностей руководства» проводился в Санкт-Петербурге (Россия) с 28 по 30 сентября 2006 года. Он был организован Департаментом по экономическим и социальным вопросам (UNDESA) и Отделом государственных административных органов и управления развитием (DPADM) совместно с Межпарламентской ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств (IPACIS).
Основные вопросы и вызовы
- Формирование важнейших возможностей руководства в странах с переходной экономикой является залогом обеспечения доверия между правительством, гражданским обществом и частным сектором.
- Доверие правительству легко утратить и сложно восстановить. Тем не менее, доверие правительству крайне важно для достижения успеха в странах с переходной экономикой этого региона (Восточная Европа) с помощью создания успешных партнёрств между правительством и другими социальными институтами, такими, как деловой сектор и гражданское общество.
- Среди мер, принятых в поддержку перехода к рыночной экономике, есть такие, как снятие ограничений, либерализация, приватизация и децентрализация. Главная проблема, которую предстоит решить, заключается в том, чтобы те, кто занимает ключевые руководящие позиции в правительстве, частном секторе и гражданском обществе, полностью осознавали собственную ответственность за обеспечение достаточно «спокойного» перехода от прежней централизованной модели командного управления к системе, основанной на партнерских отношениях между государственным и частным сектором.
Рекомендации
- Этичность, честность и подотчётность руководства государственного сектора и общественное доверие
- Для поддержания этичности на государственной службе необходимо рассмотреть следующие вопросы: обучение этике снизит уровень коррупции, но не искоренит её, поскольку это связано с вопросом компетентности в правительственных учреждениях; существует естественная «напряжённость» между политическими лидерами и профессиональными чиновниками.
- Поскольку государственный сектор – это некоммерческая структура, работающая на благо граждан, этичность и подотчётность должны быть ключевыми элементами в обучении новых лидеров (в частности, тех из них, кто пришёл из частного сектора) с тем, чтобы избежать конфликта интересов.
- Способствовать тому, чтобы лидеры государственного управления выступали посредниками между различными сторонами.
- Способствовать тому, чтобы лидеры государственного управления выступали социальными организаторами и были в курсе работы граждан.
- Укрепить государственные структуры системы аудита, включая независимый аудит.
- Упростить внутренний регламент и процедуры. Увеличить прозрачность и усилить контроль.
- Улучшить предоставление услуг с помощью децентрализованного государственного руководства
- Усилить ориентацию на работу с клиентами, а также привлечение местных сообществ.
- Увеличить подотчётность и прозрачность с помощью таких механизмов, как электронное правительство (e-government) и информационно-коммуникационные технологии.
- Укрепить партнёрства, а также ориентированные на результат партнёрские отношения между центральным правительством и органами местного самоуправления, и между органами местного самоуправления и местными участниками.
- Развивать/формировать возможности чиновников национальных правительств и органов местного самоуправления, связанных с децентрализацией.
- Привлекать региональные этнические группы через национальные границы, а также решить общие проблемы: децентрализация расширяет доступ к предоставляемым услугам и повышает их качество, хотя стоимость не всегда снижается; кроме того, децентрализация может привести к неравенству между регионами.
- Поддерживать трансграничную торговлю и экономическое сотрудничество.
- Организовывать региональные семинары по созданию сетей между ассоциациями для обмена передовым опытом.
- Поддерживать возможности местного руководства мыслить на основе общения и проведения диалога между гражданским обществом, деловым сектором и центральным правительством.
- Поддерживать местных лидеров в чётком разграничении ответственности между центральным и местным уровнями в процессе децентрализации, включая такие области, как здравоохранение, образование и городское планирование.
- Поддерживать местных лидеров в проведении децентрализации с ясной задачей, чётким видением и понятными конечными результатами.
- Укрепление руководства государственного сектора с помощью образования и обучения
- Обучение должно быть непрерывным в течение всего срока службы чиновников.
- Обучение должно концентрироваться не только на профессионалах (например, чиновниках), но и на представителях научного сообщества с тем, чтобы происходило взаимообогащение реальности и теории.
- Организации Объединённых Наций следует проводить мероприятия с высокопоставленными руководителями из государственного сектора, чтобы они могли узнать о новых идеях, а также важности этического поведения.
- ООН должно разработать рекомендации по улучшению обучения высокоуровневых чиновников и политиков, а также помочь правительствам в определении критериев по подбору государственных сотрудников.
- Рассмотреть карьерные потребности чиновников, оценить их работу и разработать программы для достижения улучшений.
- Предварительный вариант регламента или закона, ориентированный на обеспечение стабильности высокопоставленных лиц, находящихся на государственной службе.
- Просвещение политических лидеров о важности государственных служащих и стабильности государственного управления.
- Обеспечить диалог между политиками, государственным управлением и частным сектором.
- Определить существующие в институтах и университетах программы, и улучшить их.
- Сделать образовательную систему более гибкой и поддержать появление конкуренции.
- Создать практические программы («обучение на практике»).
- Расширить сотрудничество между странами за счёт программ обмена.
- Организовать проведение ежегодной конференции под эгидой Департамента по экономическим и социальным вопросам (UNDESA) и Отдела государственных административных органов и управления развитием (DPADM), а также Ассоциацией институтов и школ государственного управления в Центральной и Восточной Европе (NISPAcee) с целью обмена опытом по различным программам, реализованным в предыдущем году.
- Создать региональные образовательные и учебные центры, и разработать региональные программы.
- С помощью информационных технологий сделать информацию о передовом опыте более доступной для профессионалов.
- Улучшить телекоммуникационную структуру в странах данного региона.
Благодарю Вас за внимание.