Ноосфера Вернадского — 17 мая 2016 г. — Бейрут, Ливан

МАЛИТИКОВ Е.М.

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГЛОБАЛЬНОГО УСТОЙЧИВОГО                  РАЗВИТИЯ И В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.И. Вернадский и революция в образовании ХХI в.: космос на службе просветительства

Вся история человечества — это история его взаимодействия с природой, с географической средой. В процессе данного взаимодействия между ними происходит стабильный̆ обмен веществ, имеющий трудный и во многом противоречивый характер. Год от года характер этого взаимодействия меняется. Причем быстрыми темпами растет давление общества на природу.

Экосистемы планеты — это живые организмы. Они чувствуют, видят, слышат и реагируют. Реагируют адекватно и могущественно. Природа и деятельность человека на Земле находятся в состоянии несоответствия, за что человечество расплачивается природными и техногенными катастрофами, и это угрожает не только разобщенным мировым экономикам и местечковым междоусобным менталитетам государств и правительств, но и устойчивому развитию жизни на Земле.

Глобализация, технологический прогресс поставили перед человечеством проблему сохранения окружающей среды, ее защиты от природных и техногенных катаклизмов.

Развитие широкого международного сотрудничества — веление времени. Появление все новых и обострение многих существующих угроз глобального масштаба — от терроризма и распространения оружия массового уничтожения до природных и техногенных катастроф — требует солидарного ответа всего мирового сообщества.

В то же время взаимозависимость глобализующегося мира и нарождающаяся многополярность создают благоприятные условия для развития международных связей в интересах максимально полного использования достижений науки и передовых технологий на благо всех стран и народов.

Выдающийся ученый и просветитель современности Владимир Иванович Вернадский с удивительной прозорливостью говорил: «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться всё, им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного процесса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Владимир Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы.

Среди основных предпосылок возникновения ноосферы великий просветитель и популяризатор знаний отмечал победу демократии и доступ к управлению широких народных масс, а также все более масштабное вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Вернадский верил в предназначение науки как главного фактора усовершенствования общества.

Отдавая себе отчет в том, что в России развитие науки возможно лишь при поддержке государства, вечный критик властей Вернадский прилагал все усилия для укрепления научного потенциала страны, понимая, что Романовы и Ленины уходят, а Россия должна выстоять в катаклизмах XX века.

Вернадский активно отстаивал свободу научного творчества и верил, что под влиянием успехов науки трансформируется самый аморальный режим.

Ученый писал: «Вся история науки на каждом шагу показывает, что отдельные личности были более правы в своих утверждениях, чем целые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживавшихся господствующих взглядов… Истина нередко в большем объеме открыта этим научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Конечно, не все группы и лица, стоящие в стороне от научного мировоззрения, обладают этим великим прозрением будущего человеческой мысли, а лишь некоторые, немногие. Но настоящие люди с максимальным для данного времени истинным научным мировоззрением всегда находятся среди них, среди групп и лиц, стоящих в стороне, среди научных еретиков, а не среди представителей господствующего научного мировоззрения. Отличить их от заблуждающихся не суждено современникам».

Покорение человеком космоса — однозначно один из важнейших поворотов в истории развития человеческого общества. Этот поворот развития расширил сферу разума, сферу взаимодействия природы и общества.

 Космонавтика самым непосредственным образом влияет на дела земные, помогая, тем самым, людям в их труде и образовании.

Принимая во внимание огромное прикладное значение накопленного человечеством аэрокосмического потенциала в интересах предупреждения угроз природного и техногенного характера, Международная Ассоциация «Знание» совместно с Международной Академией Астронавтики и Российской Академией Космонавтики им. К.Э. Циолковского выступила с инициативой создания Международной Аэрокосмической Системы Глобального Мониторинга (МАКСМ).

Проект МАКСМ — инициатива российских научных и общественных организаций по созданию Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга — крупной организационно-технической системы, интегрирующей в своем составе (наряду со специально создаваемым космическим сегментом — группировкой микроспутников с бортовой аппаратурой обнаружения ранних признаков стихийных бедствий и эшелоном раннего предупреждения об астероидно-кометной опасности) как существующие, так и перспективные национальные и международные авиационные и наземные средства, включая контактные и дистанционные датчики, космические системы ДЗЗ, связи и ретрансляции, метеорологического и навигационного обеспечения (либо выделяемые информационные и организационные ресурсы), а также соответствующую наземную инфраструктуру средств выведения, управления и технического обслуживания КА, приема, обработки и распространения мониторинговой информации в целях глобального прогнозирования и раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, возникающих на Земле и в космосе.

Важным элементом МАКСМ может стать международная подсистема дистанционного обучения в области мониторинга и прогнозирования природных и техногенных катастроф, которая позволит как существенно расширить возможности освоения профильных образовательных программ повышения квалификации и оперативной подготовки соответствующих специалистов, так и повысить качество обучения в образовательных учреждениях, находящихся вдали от административно-промышленных и культурных центров.

Участниками реализации Проекта МАКСМ являются:

  • космические агентства и приравненные к ним по статусу государственные структуры;
  • международные организации и частные компании;
  • неправительственные организации;
  • предприятия ракетно-космической отрасли;
  • академии наук;
  • научно-исследовательские учреждения и вузы.

Использование интегрируемых в будущую систему навигационных, телекоммуникационных и информационных ресурсов мирового сообщества позволит с помощью МАКСМ эффективно решать современные гуманитарные проблемы человечества, к которым, наряду с привычным уже дистанционным обучением и телемедициной в необорудованных в информационном отношении районах, относятся сохранение культурных ценностей, объектов природного и исторического наследия, поддержание экологии, оценка состояния и сохранение биосферно-ноосферного своеобразия в национальных и региональных масштабах.

В этой связи неотъемлемой частью МАКСМ являются образовательная и просветительская деятельность и Всемирная биржа знаний на основе космических телекоммуникаций, способные эффективно противостоять разрушительным процессам, с которыми не справится ни одна отдельно взятая экономика мира.

Традиционное образование в силу своей инертности не поспевает за изменением мира. А мир радикально меняется на наших глазах, формируя новую научную парадигму XXI века. Разумеется, новому поколению уже недостаточно прежнего информационного и интеллектуального ресурса.

Веками знания представлялись в виде некоего ограниченного объема, которым можно овладеть лишь в стенах школы или университета. Однако в информационном обществе этого объема на всю жизнь нам уже не хватает, через всю жизнь трубопроводы знаний не протянуты.

Великий ученый В.И. Вернадский утверждал: «Человечество — совершенно уникальная разновидность земных ресурсов, обладающая очень специфической природой пополнения энергии — через знания».

Современные университеты и учебные центры должны обладать собственными космическими телепортами, становясь, по существу, телекомпаниями для обмена взаимно акцептируемыми

лучшими контентами. Все они должны быть вовлечены в экспорт-импорт знаний через единый дистрибьюторский телепорт, который становится Планетарной биржей знаний, поставляющей их по запросу в любой конец мира, любому потребителю — от индивида до университета.

В то же время биржа должна собирать, обрабатывать, переводить, обеспечивая субтитрами и синхронным переводом, эти знания на любой язык, освобождая молодое поколение и взрослых от непосильных затрат и дорогостоящего паломничества за знаниями в другие города и страны, Третьяковки и Лувры.

Взяв на себя благородную просветительскую миссию и став технической базой биржевого распространения знаний, проект МАКСМ будет иметь все основания для ускорения окупаемости своих затрат и заслужит благодарность потомков.

Цифровой разрыв должен стать цифровой возможностью, а не пропастью.

Нам не на кого переложить ответственность, мы не сможем найти себе дублера в борьбе с нарушением устойчивого развития, за сохранение биологического разнообразия Земли. Инстинкт сохранения вида — инструмент третичного периода — отстает от идущих на Земле деструктивных процессов, равно как и классно-урочная система образования с меняющимися раз в 30 лет знаниями прошлого столетия не удовлетворяет законам производительности мирового управления.

Непрерывное образование — это и есть тот инструмент, та удочка, которая позволит разомкнуть тиски нищеты и насилия, создать рабочие места, минимизировать хаотическую миграцию. Жизнь без образования — никчемное существование. Власть без образования тупа и убийственна. Страна без законов об образовании взрослых — поле, зарастающее ядовитыми сорняками.

В распоряжении человечества уже есть глобальный потенциал спутниковых коммуникаций, которые при массовом использовании в сто раз дешевле, чем кабельный Интернет.

Следуя мировому запросу, Межгосударственный Комитет по распространению знаний и образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» как Генеральный консультант ООН имеют членство и статус базовой организации в суперсовременной образовательной структуре — Современной гуманитарной академии (СГА).

СГА входит в пятерку самых крупных университетов мира. Она располагает собственным космическим телепортом, покрывающим более 900 городов в 14 государствах мира. 2500 профессоров обеспечивают обучение 175 тыс. студентов по 68 специальностям.

Следуя доктрине конверсии военного производства, Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых и Международная ассоциация «Знание» совместно с английской компанией SatEduNet выдвинули идею создания Всемирного университета дистанционного обучения (ВУДО) и обеспечения глобального покрытия в интересах мирового сотрудничества и международного разделения труда через взаимный обмен в виде экспорта-импорта знаний от ведущих университетов и профессоров мира.

Всемирный университет как дистрибьютор современных знаний — гарант

обеспечения мировой экономики высококвалифицированными трудовыми ресурсами на национальном и международном уровне.

Организационно, юридически и фактически работа ВУДО началась усилиями Содружества Независимых Государств. Так, технический центр ВУДО обеспечивается Научно-исследовательским институтом космических систем при поддержке Российской Академии Космонавтики имени Константина Циолковского.

К сожалению, эффективность данной работы снижают разнородные представления о ней, негибкая политика отдельных государств, несовершенные международные механизмы, национальный эгоизм, местнические интересы. Кроме того, старая образовательная система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем.

Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции. Человечеству следует опираться на принципиально новые знания. Требуется высоко мотивированная самостоятельность людей в изучении новых дисциплин, овладении новыми профессиями, приемами и принципами жизни. Все это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний.

В.И. Вернадский утверждал: «Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности».

Этому может способствовать стремление любого государства сделать проект МАКСМ приоритетом своей политики и реализовать новую философию и формулу «Образование — через всю жизнь!» как составную часть законов и конституций, а затем и ментальную установку человеческой цивилизации.

Государствам необходимо внедрять эту формулу, чтобы противостоять глобальным проблемам всего человечества.

Взаимодействие с правительством своей страны всегда менее эффективно, чем диверсифицированные разносторонние отношения и контакты с коалицией государств, оглядывающихся друг на друга.

Вот почему в космические программы вовлечено сегодня почти 50 государств, преодолевших бюрократические препоны и уже создавших свои космические агентства, не имея космодромов и собственной космической промышленности.

В то же время человечество накопило опыт, имеет измерительную и прогнозирующую технику, позволяющие при наличии политической воли государств и их руководителей свести на нет человеческие жертвы и свести к минимуму утрату материальных ценностей.

Не всем обсуждаемым проектам суждено реализоваться, но наука иначе не развивается. Лишь благодаря противоречиям и ошибкам достигается прогресс. Но и достижения могут быстро обесцениться, если не будут освоены новые методы работы, соответствующие вызовам времени.