«Федеральная газета», октябрь 2004 г. «Цифровой» стандарт — стиль его жизни»

ЦИФРОВОЙ СТАНДАРТ — СТИЛЬ ЕГО ЖИЗНИ

Президент МА “Знание” Ефим Малитиков является доктором эко­номических наук, доктором техни­ческих наук, доктором экономики и права, профессором Чикагского и Денверского университетов (США), Председателем Межгосу­дарственного Комитета СНГ по рас­пространению знаний и образова­нию взрослых. Он добился высоко­го авторитета в самых разных сфе­рах деятельности.

Прошел путь от начальника от­дела, заместителя директора ЦНИИТЭИ; директора предприятия, главного инженера и генерального директора промышленного объединения до начальника Всесоюзного управления, заместителя министра СССР, Председателя Межгосудар­ственного Комитета СНГ.

Целеустремленный, мобильный и разносторонне одаренный он не терпит архаичных («аналоговых») схем. «Цифровой» стандарт — одно из любимых его понятий — характе­ризует его стиль жизни. Его «кипу­чая» натура соединяет в себе ум ученого, хватку бизнесмена и та­лант администратора-руководителя. Он — профессор знаменитых аме­риканских университетов — управ­ляет множеством международных проектов: образовательных; в обла­сти строительства аэропортов, электростанций, дамб, телекомму­никаций; ВПК.

В годы перестройки он создал и возглавил МНПА «ОЛИМП», в кото­рый вошли 112 крупных промыш­ленных предприятий стран СНГ ве­дущих отраслей экономики. Иници­ировал создание и возглавил в ка­честве генерального директора НПА «Возрождение», Почетным Президентом которой являлся Б. Ельцин.

Он — девятый президент за всю 50-летнюю историю Общества «Зна­ние» — сумел не только сохранить интеллектуальный и кадровый по­тенциал «знаниевцев» во всех стра­нах СНГ и Балтии, но и придать мощ­ный импульс развитию самой круп­ной общественной структуры бывшего СССР — Всесоюзного обще­ства «Знание», ставшего правопред­шественником Международной Ас­социации «Знание» (МА «Знание»).

Е. Малитиков упрочил автори­тет Ассоциации в мире. Экономи­ческий и социальный совет ООН присвоил МА “Знание» высший ге­неральный статус для неправи­тельственных организаций ООН, а Малитикову — статус ее официаль­ного представителя.

По личному приглашению Гене­рального секретаря ООН Кофи Ан­нана он был единственным предста­вителем от неправительственных организаций мира на Саммите Тысячелетия — Форуме президентов всех государств мира.

МА “Знание» получила статус регионального координатора и го­ловной неправительственной орга­низации ООН по Восточной Евро­пе, главного оператора Всемирно­го Электронного Форума неправи­тельственных организаций мира со статусом в ООН. В 2001 г Всемир­ная организация по индустриально­му развитию ООН предоставила ей консультативный статус ЮНИДО. МА «Знание» стала истинно между­народным объединением союзов общественных неправительствен­ных некоммерческих организаций, представляющая более чем 30 НПО в 24 странах мира. Среди них: Меж­дународная ассоциация негосудар­ственных вузов, Российская ассо­циация негосударственных вузов, Ассоциация российских (государ­ственных) вузов, Международный союз экономистов, Вольное эконо­мическое общество России и др.

Признание МА «Знание» на об­щественном уровне позволяет осу­ществлять ей и межгосударствен­ные инициативы.

Всемерно поддерживая “Пове­стку дня на XXI век ООН» и «Про­грамму ООН по устойчивому раз­витию», Е. Малитиков ежегодно вы­ступает с докладами и инициатива­ми в различных городах и государ­ствах. Пропагандирует развитие новой наднациональной суперотрасли планетарного мироустройства — образование взрослых, важнейше­го фактора и инструмента обще­ственного развития.

По инициативе Президента МА «Знание» — Е. Малитикова, Прези­дент Кыргызстана, Президент Мол­довы, а также премьер министр Ар­мении выступили с предложением создать Межгосударственный ко­митет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. 17 января 1997 г на заседании Совета Глав Правительств СНГ было под­писано “Соглашение о сотрудниче­стве в области распространения знаний и образования взрослых» и был создан Межгосударственный Комитет СНГ. Председателем Ко­митета был избран Е. Малитиков. МА «Знание» является полноправным членом этого Комитета.

Межгосударственный Комитет СНГ и МА «Знание» совместно с Межпарламентской ассамблеей СНГ приняли для рассмотрения на Совете Глав Государств и Совете Глав Правительств СНГ, в частно­сти, проект решения: о создании на­циональных комитетов в каждом го- сударстве-участнике СНГ; открытии дверей всех образовательных уч­реждений (государственных и него­сударственных) для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых; о разграни­чении задач, полномочий и ответ­ственности между системами базо­вого образования и образования взрослых, кооперации между ними.

В настоящее время в странах Содружества идет активная работа по созданию отделений и филиалов СГА (Современной гуманитарной академии).

При Межгосударственном Ко­митете СНГ на базе СГА был создан Современный университет непре­рывного образования взрослых.

Особое внимание вопросу обра­зования взрослых уделялось на Саммите Президентов — Форуме Тысячелетия в Нью-Йорке, а также глав Большой Восьмерки в Японии и Германии, Всемирной конферен­ции ЮНЕСКО. На этих форумах было заявлено о необходимости го­сударственной и политической под­держки непрерывного образования взрослых в эпоху информационной революции и перехода к информа­ционному обществу во имя процве­тания планеты без войн, террориз­ма и конфликтов.

Е. Малитиков — автор более 90 научных работ, известных между­народных докладов и публичных инициатив, президент Академии ин- формациологии международных структур, академик Международ­ной академии информатизации, Международной энергетической академии, Армянской академии гу­манизма, Нью-Йоркской академии наук и ряда других академий наук мира. Он является академиком Рос­сийской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, почетным профессором Современного гума­нитарного университета и Армянс­кого открытого университета. Он учредитель именных премий и сти­пендий для лучших студентов ряда государств СНГ.

Е. Малитиков — член Всемирно­го экономического форума, Первый вице-президент Российской ассо­циации Римского Клуба, член Меж­дународного Венского совета и член Президиума Дунайско-Евро­пейского института, член Междуна­родного союза экономистов и Прав­ления Российского Вольного экономического общества, член рабочей группы ООН «ТАСК — ФОРС», учре­дитель и член Попечительского со­вета Благотворительного фонда «Культура и образование в экстре­мальных условиях». Он также яв­ляется заместителем Генерально­го директора Международного био­графического центра по Европе, членом Международной биографи­ческой ассоциации, лауреатом пре­мии Леонардо да Винчи «За вдох­новляющие достижения».

Е. Малитиков удостоен звания «Международный просветитель года-2003», титулов Международно­го Посла Доброй Воли и Междуна­
родного Посла Мира, награжден Международной Почетной медалью и Именной лентой, назван «Челове­ком года 2004”, стал обладателем Международной премии мира.

Ефим Михайлович увлекается водными лыжами, подводным пла­ванием, кайтсерфингом, самосто­ятельно пилотирует самолет, купа­ется в проруби — имеет немало уче- ников-последователей в этом экст­ремальном способе оздоровления и др. Женат. Супруга — Л. Малити­кова, доктор химических наук, про­фессор, Председатель Совета ди­ректоров Международного хими­ческого концерна «ЭЛИН».

ЗНАНИЕ — НАШЕ БУДУЩЕЕ

В эпоху информационных технологий, обилия информации, развития процессов глоба­лизации на планете, возникновения ранее неведомых человечеству проблем, каждый житель планеты должен обладать определенным интеллектом, чтобы понять окружающий его мир, проблемы современнос­ти, должен иметь доступ к информации, возможность получать и обновлять знания. Пришло время самого пристального внимания совершенствованию знаний человека, его образованию. Президент Международной Ассоциации “Знание», Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых — ЕФИМ МАЛИТИКОВ многие годы воплощает в жизнь установку: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ», решает проблему образования взрослых, доступа знаний в самые отдаленные и труднодоступные уголки планеты. Выступая с докладами на всемирных саммитах, конференциях, конгрес­сах в Женеве (Швейцария), Грайфсвалде, Йоханнесбурге (Германия), в других странах он затрагивает актуальные вопросы — применение спутниковых технологий в образовании, важнейшие инструменты разви­тия человеческих ресурсов в современных формах образования, освоение достижений информационного общества, озвучивает свою философию мирового образования. Слово Ефиму Малитикову.


Ошибки могут стоить очень дорого!

Уровень жизни людей определя­ет их уровень образованности. При­чем, мы не считаем необразованны­ми тех, кто когда-то получил обра­зование, ведем их статистику, отчи­тываемся: сколько людей окончило школу, сколько — получило высшее образование. Но о том, сколько их отстало, не могут писать и читать — учет вообще не ведется…

Миллиарды людей на планете сегодня, в XXI веке (!), не могут пи­сать и читать. Миллиарды — живут на 1 долл, в день, а в российских глубинках и странах СНГ — и того меньше. Голодные и бескровные, необразованные люди готовы на любые преступления. Они и обра­зуют ту фанатическую часть чело­вечества, критическая масса кото­рой очень велика.

А если бы на ментальном уров­не человек был свободен от необходимости ежедневно бороться за выживание, то не было бы нужды нарушать законы.

Говоря, в первую очередь, о взрослых людях, отмечу особо, что через 5-6 лет после окончания са­мого современного, могуществен­ного, именитого учебного заведе­ния, но, не имея возможности при­менить свои знания в жизни, чело­век становится интеллектуальным банкротом, в каком бы ранге он не

Да, кто-то держался лишь за счет того, что обладал быстрой ре­акцией на изменения в обществе, а кто-то объединялся порочным кру­гом для достижения общих целей и не впускал туда тех, кто мыслит со­временно, владеет ситуацией.

Образование, которое мы полу­чили однажды, чтобы им пользо­ваться — недостаточно.

Человек должен понять и не считать, что получил законченное образование. В любом, даже 80-лет­нем возрасте, он должен иметь до­ступ к информации, знаниям, кото­рые постоянно обновляются. Кто ими не обладает в достаточной мере, может оказаться на обочине — никому не нужным.

ОТ СССР — К СНГ

С момента распада Советского Союза новые государства почув­ствовали ложную свободу, незави­симость, особенно, независимость от русского языка. Русский язык был государственным среди 250 млн. населения бывшего СССР -1/ 6 суши планеты. Но, независимые государства решили иметь свою письменность, культуру — хотя и раньше ее сохраняли, свой офици­альный государственный язык. Имеют право! Однако потерять еди-

Есть слова, которые не суще­ствовали в азербайджанском, ар­мянском, киргизском и других язы­ках, но были утверждены как анг­ло-русские во всех официальных от­ношениях. В результате, не выучив английского, люди потеряли и рус­ский язык. 

Приведу пример. Чтобы создать внешнеторговый российско-гру­зинско-английский словарь терми­нов, необходимо было найти, при­думать, изобрести аналогичное, адекватное русскому и английско­му слову — уже принятому в мире — грузинское. В итоге, сегодня все внешнеторговые документы подпи­сываются на русском и английском языках.

Новое поколение, например, в аулах, кишлаках, говоря на родном языке, не развивает, а теряет свою культуру. Так как русская культу­ра развивалась, вбирая в себя ду­ховные и культурные ценности на­родов, проживающих на территории российского государства.

Многие президенты государств СНГ сегодня это поняли и возвра­щают русский язык…

Образование должно придти даже в те аулы, где проживает все­го 60 человек, в самые недоступные уголки, горячие точки плане­ты. Там люди особенно нуждаются в знаниях и не обременены никаки­ми традиционными условностями, но они сегодня не могут не только доехать до университетского цент­ра внутри своей страны, но и дойти до школы в соседнем ауле из-за от­сутствия одежды. К тому же, нет электричества, транспорта. А дай им знания — они начнут продвигать жизнь своего богом забытого края.

МОЯ ФИЛОСОФИЯ

Знания — это пища для людей и они дают энергию уму и телу. Ум указывает путь и делает будущее реальностью.

Я считаю, что, в первую оче­редь, нужно обратить внимание на философию жизни, на то, что нам мешает. Мы увлеклись днем сегод­няшним. А тот, кто не думает о зав­трашнем дне, практически, лишает себя его.

На сегодняшний день дефицит педагогов, число необразованных людей настолько велико, что зак­рыть эту пропасть можно только резким, многократным увеличени­ем обучаемой аудитории, внедре­нием в жизнь установки — «образо­вание через всю жизнь».

Это установка всего мирового сообщества! На этом сконцентри­рованы программы ООН на XXI век, все задачи тысячелетия.

Когда разум обладает знания­ми и осознает, что у него есть бу­дущее, сила его не ослабевает, и он не вырождается, так как жизнь должна получать интеллектуаль­ную пищу.

Психически сломленные и фи­зически нездоровые пожилые люди не видят для себя положительного будущего. Но, когда вы даете им об­разование, интеллектуальную пищу, вы продлеваете им жизнь, со­кращая при этом расходы на пен­сии, дома престарелых — сохраняе­те экономические ресурсы госу­дарства.

Длительная жизнь — без тради­ционного ухода на пенсию — делает страну более сильной, обеспечивает полезную работу для пожилых, неоценимую информацию для де­тей, у которых теперь есть учите­ля, способные передать свой опыт.

Образование — не просто от­дельная отрасль, а инструмент ус­тойчивого развития человечества, важнейший фактор общественного развития.

Любой из нас, будьте президент страны или президент академии наук, может оказаться в детской среде и быть подвержен критике за непонимание многих процессов, ко­торыми владеют дети. Молодое по­коление в один прекрасный момент начнет управлять миром по- ново­му. Это будет жесткий стиль, где для взрослых, пожилых людей, их ментальности не останется места. А чтобы быть авторитетными для молодежи, необходимо, с точки зрения образования, начать совер­шенствоваться и думать о том, как жить завтра. Сочетание опыта пожилых и энергии юных — бесценно! Ум поддерживает человека в тече­ние многих лет — пища только в те­чение часов.

ОБРАЗОВАНИЕ — НАШЕ ПРАВО

Несмотря на право каждого учиться, я считаю, что образова­ние у нас настолько заорганизова­но, что право на него имеют сегод­ня только «лучшие”. Только те, у кого есть средства платить за обу­чение.

Причем, никто не задумывает­ся о том, что человек, подобно бу­тону цветка, может расцвести, про­явить свои способности в разном возрасте и разное время. Например, есть студенты, бывшие отличники школ, которые успевают лишь на 1- 2 курсах института, а к 4-му — теря­ют лидерство. Или те, кто приехал из сельской местности, проявил максимум усердия и выдержал эк­замен. Такие студенты к концу уче­бы в вузе отличаются наибольшей подготовленностью.

Я считаю, что учеба должна быть доступна каждому человеку, независимо от того, есть у него деньги или нет. Собеседование должно проходить с каждым посту­пающим в вуз, чтобы понять его стремление.

Все ли наши академики вышли отличниками из школы, и все ли от­личники стали академиками? И сколько детей «готового рубля» се­годня достигает успехов? …

Так называемый, купленный диплом — вещь временная. Работо­дателю сегодня важен не диплом, а умения и навыки, желание челове­ка трудиться. Нельзя утешать себя только наличием диплома.

Все наши подходы к образо­ванию зиждятся на Конституции, которая обязана дать лишь сред­нее образование, а высшее — по конкурсу и на бюджете. Достаточ­ных бюджетных средств на обес­печение современного образова­ния у нас никогда не было, как их нет и у такой богатой страны, как Америка.

Для подготовки современных людей необходимо иметь 6% наци­онального валового продукта, вло­женного в образование. Этого не даст никто и никогда.

Тем не менее, люди должны сами выбирать, где им учиться — в платном или бесплатном, государ­ственном или негосударственном вузе. А монополизировать эту от­расль за счет того, что у государ­ственных вузов есть большие зда­ния с колоннами — нельзя.

Сегодня, благодаря Современ­ной Гуманитарной Академии (быв­ший университет СГУ), имеющей 400 собственных институтов-фили­алов, использованию спутниковых технологий, дети, не выходя из аулов, не зная английского языка, имеют возможность прослушать курс, сдать экзамен и получить соответ­ствующий диплом непосредственно в Университете в Кембридже. СГА — головной базовый образовательный
центр МА «Знание» (регионального координатора неправительственных организаций ООН по Восточной Ев­ропе и СНГ) — имеет Генеральный консультативный статус ЭКОСОС ООН и Консультативный статус в ЮНИДО, является оператором по­стоянно действующего всемирного межрегионального электронного форума — сети НПО/ООН IREN.

Это — пятый ВУЗ в мире (после подобных вузов Китая, Индии, Мек­сики и Великобритании), по числен­ности своих абитуриентов в семь раз опережающий МГУ им. М.В. Ло­моносова; самый крупный на пост­советском пространстве, в т.ч. и по концентрации новейших собствен­ных технологических внедрений.

СГУ вернул горным селам, ма­лоимущим глубинкам России, стран СНГ конституционное право на об­разование, нереализованное до сих пор из-за труднодоступных природ­ных условий.


«DIGITAL» STANDARD IS HIS LIFESTYLE

Оn May 1, 1947, Efim Malitikov was born into a family of an army officer in Stalinabad (now Dushanbe, Tajikistan). During his youth, he was actively involved in sports: skiing, track and field and decathlon. He became USSR Master of Sport, prizewinner at republic and international competitions and a candidate for the national team. He has two higher educations, defended candidate’s and doctor’s theses, he is professor and academician.

Being purposeful, mobile and versatilly gifted man, he does not tolerate archaic («analog») schemes. «Digital» standard is one of his favorite terms that characterize his lifestyle. His energetic character combines mind of scientist, grasp of business­man and talent of administrator. He is professor of the famous American universities; he manages many international projects, among which — construction of airports, telecommunications, defense industry and educational projects etc.

He was the only representative from an NGO to receive a personal invitation from the UN Secretary General Kofi Annan to participate in the Millennium Summit — a Forum for Presidents of all states.

Recognition of IA «Znanie» both on regional and international levels allows it to propose legislative initiatives.

Professor Efim Malitikov is the author of more than 90 scientific publications, international reports and public initiatives.

Efim Malitikov is the President of the Academy of Informatization of Interna­tional Institutions, Professor at the International Academy of Informatization, Inter­national Academy of Energy Sciences, Armenian Academy of Humanism, New York Science Academy and other scientific academies around the world. He has been elected an Academician of the Russian Academy of Space Science named after K.Ziolkovsky, Professor of the University of Chicago and the University of Denver (USA) and is the Honorary Professor of the Modern University of Human­ities and the Armenian Free University. He is the creator of nominal awards and scholarships for the best students from the CIS.

He is also Honorary Professor of the Modern University for the Humanities and the Armenian Open University named after him, and is the founder of open awards and scholarships for the best students from the CIS.

Professor Efim Malitikov is the holder of the Da Vinci Prize «For Inspirational Accomplishment», was awarded with the title «International Educator of the Year — 2003′ as well as «International Ambassador of Goodwill», and prizes — International Medal of Honor and Official Ambassadorial Sash, named «2004 — Man of the Year», he has International Peace Prize.

He is fond of water-skiing, diving, kite surfing and piloting planes. Throughout his life, he has been swimming in ice-holes and has many followers in this extreme activity of health improvement.

KNOWLEDGE IS OUR FUTURE

«…Today, time of information technologies, abundance of information, de­velopment of globalization processes on the planet, and emergence of previ­ously unknown problems, every person on our planet should have sufficient intellect to understand surrounding world, current problems, have access to information, ability to gain and renew knowledge. It is a high time for putting a lot of attention to knowledge improvement of human being and his education.

President of the International Association «Znanie», Chairman of Interstate Committee of CIS on Knowledge Promotion and Adult Education EFIM MALI- TIKOV has spent many years for implementation of principle «LIFELONG EDUCATION», solving of adult education problem, and dissemination of knowl­edge to remote and geographically inaccessible regions of the world.

Participating on world summits, conferences, and congresses, he raises actual issues — the use of satellite technologies in education, the most impor­tant means of human resources development in the modern types of educa­tion, mastering of information society achievements, he sounds his philosophy of world education.

Today we would like to introduce Professor Efim M. Malitikov to the read­ers of «FG», as well as some of his reports.

MISTAKES CAN COST VERY DEARLY!

“…Education, gained once to use, is not enough. It is necessary to adapt mentality and principles to lifelong education not for life.

One has to understand that he or she is not having a complete education. In any age, even being 80-years old, he has to have access to education, knowledge which are constantly renewing. The one who has not had sufficient education could stay behind.

Opposition of the peoples escalates situation in the world and it can lead to terrible consequences, irreversible processes on our planet. This is education that is viable for ethical recovery of society and its survival.

Knowledge is like food for people and it gives energy for mind and body. Mind shows the way and makes future reality…

Once, young generation will rule the world in a new way. It would be tough style, where there is no place for adults and elderly persons as well as their mentality. And if we want to be authoritative for the young it is necessary to begin to be perfected from the point of education and to think of tomorrow.

The combination of the experience of the elderly and the energy of the youth is priceless.

THE MIND SUSTAINS A PERSON FOR MANY YEARS — FOOD ONLY FOR HOURS.