Президент МА “Знание” Ефим Малитиков является доктором экономических наук, доктором технических наук, доктором экономики и права, профессором Чикагского и Денверского университетов (США), Председателем Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. Он добился высокого авторитета в самых разных сферах деятельности.
Прошел путь от начальника отдела, заместителя директора ЦНИИТЭИ; директора предприятия, главного инженера и генерального директора промышленного объединения до начальника Всесоюзного управления, заместителя министра СССР, Председателя Межгосударственного Комитета СНГ.
Целеустремленный, мобильный и разносторонне одаренный он не терпит архаичных («аналоговых») схем. «Цифровой» стандарт — одно из любимых его понятий — характеризует его стиль жизни. Его «кипучая» натура соединяет в себе ум ученого, хватку бизнесмена и талант администратора-руководителя. Он — профессор знаменитых американских университетов — управляет множеством международных проектов: образовательных; в области строительства аэропортов, электростанций, дамб, телекоммуникаций; ВПК.
В годы перестройки он создал и возглавил МНПА «ОЛИМП», в который вошли 112 крупных промышленных предприятий стран СНГ ведущих отраслей экономики. Инициировал создание и возглавил в качестве генерального директора НПА «Возрождение», Почетным Президентом которой являлся Б. Ельцин.
Он — девятый президент за всю 50-летнюю историю Общества «Знание» — сумел не только сохранить интеллектуальный и кадровый потенциал «знаниевцев» во всех странах СНГ и Балтии, но и придать мощный импульс развитию самой крупной общественной структуры бывшего СССР — Всесоюзного общества «Знание», ставшего правопредшественником Международной Ассоциации «Знание» (МА «Знание»).
Е. Малитиков упрочил авторитет Ассоциации в мире. Экономический и социальный совет ООН присвоил МА “Знание» высший генеральный статус для неправительственных организаций ООН, а Малитикову — статус ее официального представителя.
По личному приглашению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана он был единственным представителем от неправительственных организаций мира на Саммите Тысячелетия — Форуме президентов всех государств мира.
МА “Знание» получила статус регионального координатора и головной неправительственной организации ООН по Восточной Европе, главного оператора Всемирного Электронного Форума неправительственных организаций мира со статусом в ООН. В 2001 г Всемирная организация по индустриальному развитию ООН предоставила ей консультативный статус ЮНИДО. МА «Знание» стала истинно международным объединением союзов общественных неправительственных некоммерческих организаций, представляющая более чем 30 НПО в 24 странах мира. Среди них: Международная ассоциация негосударственных вузов, Российская ассоциация негосударственных вузов, Ассоциация российских (государственных) вузов, Международный союз экономистов, Вольное экономическое общество России и др.
Признание МА «Знание» на общественном уровне позволяет осуществлять ей и межгосударственные инициативы.
Всемерно поддерживая “Повестку дня на XXI век ООН» и «Программу ООН по устойчивому развитию», Е. Малитиков ежегодно выступает с докладами и инициативами в различных городах и государствах. Пропагандирует развитие новой наднациональной суперотрасли планетарного мироустройства — образование взрослых, важнейшего фактора и инструмента общественного развития.
По инициативе Президента МА «Знание» — Е. Малитикова, Президент Кыргызстана, Президент Молдовы, а также премьер министр Армении выступили с предложением создать Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. 17 января 1997 г на заседании Совета Глав Правительств СНГ было подписано “Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых» и был создан Межгосударственный Комитет СНГ. Председателем Комитета был избран Е. Малитиков. МА «Знание» является полноправным членом этого Комитета.
Межгосударственный Комитет СНГ и МА «Знание» совместно с Межпарламентской ассамблеей СНГ приняли для рассмотрения на Совете Глав Государств и Совете Глав Правительств СНГ, в частности, проект решения: о создании национальных комитетов в каждом го- сударстве-участнике СНГ; открытии дверей всех образовательных учреждений (государственных и негосударственных) для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых; о разграничении задач, полномочий и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, кооперации между ними.
В настоящее время в странах Содружества идет активная работа по созданию отделений и филиалов СГА (Современной гуманитарной академии).
При Межгосударственном Комитете СНГ на базе СГА был создан Современный университет непрерывного образования взрослых.
Особое внимание вопросу образования взрослых уделялось на Саммите Президентов — Форуме Тысячелетия в Нью-Йорке, а также глав Большой Восьмерки в Японии и Германии, Всемирной конференции ЮНЕСКО. На этих форумах было заявлено о необходимости государственной и политической поддержки непрерывного образования взрослых в эпоху информационной революции и перехода к информационному обществу во имя процветания планеты без войн, терроризма и конфликтов.
Е. Малитиков — автор более 90 научных работ, известных международных докладов и публичных инициатив, президент Академии ин- формациологии международных структур, академик Международной академии информатизации, Международной энергетической академии, Армянской академии гуманизма, Нью-Йоркской академии наук и ряда других академий наук мира. Он является академиком Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, почетным профессором Современного гуманитарного университета и Армянского открытого университета. Он учредитель именных премий и стипендий для лучших студентов ряда государств СНГ.
Е. Малитиков — член Всемирного экономического форума, Первый вице-президент Российской ассоциации Римского Клуба, член Международного Венского совета и член Президиума Дунайско-Европейского института, член Международного союза экономистов и Правления Российского Вольного экономического общества, член рабочей группы ООН «ТАСК — ФОРС», учредитель и член Попечительского совета Благотворительного фонда «Культура и образование в экстремальных условиях». Он также является заместителем Генерального директора Международного биографического центра по Европе, членом Международной биографической ассоциации, лауреатом премии Леонардо да Винчи «За вдохновляющие достижения».
Е. Малитиков удостоен звания «Международный просветитель года-2003», титулов Международного Посла Доброй Воли и Междуна
родного Посла Мира, награжден Международной Почетной медалью и Именной лентой, назван «Человеком года 2004”, стал обладателем Международной премии мира.
Ефим Михайлович увлекается водными лыжами, подводным плаванием, кайтсерфингом, самостоятельно пилотирует самолет, купается в проруби — имеет немало уче- ников-последователей в этом экстремальном способе оздоровления и др. Женат. Супруга — Л. Малитикова, доктор химических наук, профессор, Председатель Совета директоров Международного химического концерна «ЭЛИН».
В эпоху информационных технологий, обилия информации, развития процессов глобализации на планете, возникновения ранее неведомых человечеству проблем, каждый житель планеты должен обладать определенным интеллектом, чтобы понять окружающий его мир, проблемы современности, должен иметь доступ к информации, возможность получать и обновлять знания. Пришло время самого пристального внимания совершенствованию знаний человека, его образованию. Президент Международной Ассоциации “Знание», Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых — ЕФИМ МАЛИТИКОВ многие годы воплощает в жизнь установку: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ», решает проблему образования взрослых, доступа знаний в самые отдаленные и труднодоступные уголки планеты. Выступая с докладами на всемирных саммитах, конференциях, конгрессах в Женеве (Швейцария), Грайфсвалде, Йоханнесбурге (Германия), в других странах он затрагивает актуальные вопросы — применение спутниковых технологий в образовании, важнейшие инструменты развития человеческих ресурсов в современных формах образования, освоение достижений информационного общества, озвучивает свою философию мирового образования. Слово Ефиму Малитикову.
Уровень жизни людей определяет их уровень образованности. Причем, мы не считаем необразованными тех, кто когда-то получил образование, ведем их статистику, отчитываемся: сколько людей окончило школу, сколько — получило высшее образование. Но о том, сколько их отстало, не могут писать и читать — учет вообще не ведется…
Миллиарды людей на планете сегодня, в XXI веке (!), не могут писать и читать. Миллиарды — живут на 1 долл, в день, а в российских глубинках и странах СНГ — и того меньше. Голодные и бескровные, необразованные люди готовы на любые преступления. Они и образуют ту фанатическую часть человечества, критическая масса которой очень велика.
А если бы на ментальном уровне человек был свободен от необходимости ежедневно бороться за выживание, то не было бы нужды нарушать законы.
Говоря, в первую очередь, о взрослых людях, отмечу особо, что через 5-6 лет после окончания самого современного, могущественного, именитого учебного заведения, но, не имея возможности применить свои знания в жизни, человек становится интеллектуальным банкротом, в каком бы ранге он не
Да, кто-то держался лишь за счет того, что обладал быстрой реакцией на изменения в обществе, а кто-то объединялся порочным кругом для достижения общих целей и не впускал туда тех, кто мыслит современно, владеет ситуацией.
Образование, которое мы получили однажды, чтобы им пользоваться — недостаточно.
Человек должен понять и не считать, что получил законченное образование. В любом, даже 80-летнем возрасте, он должен иметь доступ к информации, знаниям, которые постоянно обновляются. Кто ими не обладает в достаточной мере, может оказаться на обочине — никому не нужным.
С момента распада Советского Союза новые государства почувствовали ложную свободу, независимость, особенно, независимость от русского языка. Русский язык был государственным среди 250 млн. населения бывшего СССР -1/ 6 суши планеты. Но, независимые государства решили иметь свою письменность, культуру — хотя и раньше ее сохраняли, свой официальный государственный язык. Имеют право! Однако потерять еди-
Есть слова, которые не существовали в азербайджанском, армянском, киргизском и других языках, но были утверждены как англо-русские во всех официальных отношениях. В результате, не выучив английского, люди потеряли и русский язык.
Приведу пример. Чтобы создать внешнеторговый российско-грузинско-английский словарь терминов, необходимо было найти, придумать, изобрести аналогичное, адекватное русскому и английскому слову — уже принятому в мире — грузинское. В итоге, сегодня все внешнеторговые документы подписываются на русском и английском языках.
Новое поколение, например, в аулах, кишлаках, говоря на родном языке, не развивает, а теряет свою культуру. Так как русская культура развивалась, вбирая в себя духовные и культурные ценности народов, проживающих на территории российского государства.
Многие президенты государств СНГ сегодня это поняли и возвращают русский язык…
Образование должно придти даже в те аулы, где проживает всего 60 человек, в самые недоступные уголки, горячие точки планеты. Там люди особенно нуждаются в знаниях и не обременены никакими традиционными условностями, но они сегодня не могут не только доехать до университетского центра внутри своей страны, но и дойти до школы в соседнем ауле из-за отсутствия одежды. К тому же, нет электричества, транспорта. А дай им знания — они начнут продвигать жизнь своего богом забытого края.
Знания — это пища для людей и они дают энергию уму и телу. Ум указывает путь и делает будущее реальностью.
Я считаю, что, в первую очередь, нужно обратить внимание на философию жизни, на то, что нам мешает. Мы увлеклись днем сегодняшним. А тот, кто не думает о завтрашнем дне, практически, лишает себя его.
На сегодняшний день дефицит педагогов, число необразованных людей настолько велико, что закрыть эту пропасть можно только резким, многократным увеличением обучаемой аудитории, внедрением в жизнь установки — «образование через всю жизнь».
Это установка всего мирового сообщества! На этом сконцентрированы программы ООН на XXI век, все задачи тысячелетия.
Когда разум обладает знаниями и осознает, что у него есть будущее, сила его не ослабевает, и он не вырождается, так как жизнь должна получать интеллектуальную пищу.
Психически сломленные и физически нездоровые пожилые люди не видят для себя положительного будущего. Но, когда вы даете им образование, интеллектуальную пищу, вы продлеваете им жизнь, сокращая при этом расходы на пенсии, дома престарелых — сохраняете экономические ресурсы государства.
Длительная жизнь — без традиционного ухода на пенсию — делает страну более сильной, обеспечивает полезную работу для пожилых, неоценимую информацию для детей, у которых теперь есть учителя, способные передать свой опыт.
Образование — не просто отдельная отрасль, а инструмент устойчивого развития человечества, важнейший фактор общественного развития.
Любой из нас, будьте президент страны или президент академии наук, может оказаться в детской среде и быть подвержен критике за непонимание многих процессов, которыми владеют дети. Молодое поколение в один прекрасный момент начнет управлять миром по- новому. Это будет жесткий стиль, где для взрослых, пожилых людей, их ментальности не останется места. А чтобы быть авторитетными для молодежи, необходимо, с точки зрения образования, начать совершенствоваться и думать о том, как жить завтра. Сочетание опыта пожилых и энергии юных — бесценно! Ум поддерживает человека в течение многих лет — пища только в течение часов.
Несмотря на право каждого учиться, я считаю, что образование у нас настолько заорганизовано, что право на него имеют сегодня только «лучшие”. Только те, у кого есть средства платить за обучение.
Причем, никто не задумывается о том, что человек, подобно бутону цветка, может расцвести, проявить свои способности в разном возрасте и разное время. Например, есть студенты, бывшие отличники школ, которые успевают лишь на 1- 2 курсах института, а к 4-му — теряют лидерство. Или те, кто приехал из сельской местности, проявил максимум усердия и выдержал экзамен. Такие студенты к концу учебы в вузе отличаются наибольшей подготовленностью.
Я считаю, что учеба должна быть доступна каждому человеку, независимо от того, есть у него деньги или нет. Собеседование должно проходить с каждым поступающим в вуз, чтобы понять его стремление.
Все ли наши академики вышли отличниками из школы, и все ли отличники стали академиками? И сколько детей «готового рубля» сегодня достигает успехов? …
Так называемый, купленный диплом — вещь временная. Работодателю сегодня важен не диплом, а умения и навыки, желание человека трудиться. Нельзя утешать себя только наличием диплома.
Все наши подходы к образованию зиждятся на Конституции, которая обязана дать лишь среднее образование, а высшее — по конкурсу и на бюджете. Достаточных бюджетных средств на обеспечение современного образования у нас никогда не было, как их нет и у такой богатой страны, как Америка.
Для подготовки современных людей необходимо иметь 6% национального валового продукта, вложенного в образование. Этого не даст никто и никогда.
Тем не менее, люди должны сами выбирать, где им учиться — в платном или бесплатном, государственном или негосударственном вузе. А монополизировать эту отрасль за счет того, что у государственных вузов есть большие здания с колоннами — нельзя.
Сегодня, благодаря Современной Гуманитарной Академии (бывший университет СГУ), имеющей 400 собственных институтов-филиалов, использованию спутниковых технологий, дети, не выходя из аулов, не зная английского языка, имеют возможность прослушать курс, сдать экзамен и получить соответствующий диплом непосредственно в Университете в Кембридже. СГА — головной базовый образовательный
центр МА «Знание» (регионального координатора неправительственных организаций ООН по Восточной Европе и СНГ) — имеет Генеральный консультативный статус ЭКОСОС ООН и Консультативный статус в ЮНИДО, является оператором постоянно действующего всемирного межрегионального электронного форума — сети НПО/ООН IREN.
Это — пятый ВУЗ в мире (после подобных вузов Китая, Индии, Мексики и Великобритании), по численности своих абитуриентов в семь раз опережающий МГУ им. М.В. Ломоносова; самый крупный на постсоветском пространстве, в т.ч. и по концентрации новейших собственных технологических внедрений.
СГУ вернул горным селам, малоимущим глубинкам России, стран СНГ конституционное право на образование, нереализованное до сих пор из-за труднодоступных природных условий.
Оn May 1, 1947, Efim Malitikov was born into a family of an army officer in Stalinabad (now Dushanbe, Tajikistan). During his youth, he was actively involved in sports: skiing, track and field and decathlon. He became USSR Master of Sport, prizewinner at republic and international competitions and a candidate for the national team. He has two higher educations, defended candidate’s and doctor’s theses, he is professor and academician.
Being purposeful, mobile and versatilly gifted man, he does not tolerate archaic («analog») schemes. «Digital» standard is one of his favorite terms that characterize his lifestyle. His energetic character combines mind of scientist, grasp of businessman and talent of administrator. He is professor of the famous American universities; he manages many international projects, among which — construction of airports, telecommunications, defense industry and educational projects etc.
He was the only representative from an NGO to receive a personal invitation from the UN Secretary General Kofi Annan to participate in the Millennium Summit — a Forum for Presidents of all states.
Recognition of IA «Znanie» both on regional and international levels allows it to propose legislative initiatives.
Professor Efim Malitikov is the author of more than 90 scientific publications, international reports and public initiatives.
Efim Malitikov is the President of the Academy of Informatization of International Institutions, Professor at the International Academy of Informatization, International Academy of Energy Sciences, Armenian Academy of Humanism, New York Science Academy and other scientific academies around the world. He has been elected an Academician of the Russian Academy of Space Science named after K.Ziolkovsky, Professor of the University of Chicago and the University of Denver (USA) and is the Honorary Professor of the Modern University of Humanities and the Armenian Free University. He is the creator of nominal awards and scholarships for the best students from the CIS.
He is also Honorary Professor of the Modern University for the Humanities and the Armenian Open University named after him, and is the founder of open awards and scholarships for the best students from the CIS.
Professor Efim Malitikov is the holder of the Da Vinci Prize «For Inspirational Accomplishment», was awarded with the title «International Educator of the Year — 2003′ as well as «International Ambassador of Goodwill», and prizes — International Medal of Honor and Official Ambassadorial Sash, named «2004 — Man of the Year», he has International Peace Prize.
He is fond of water-skiing, diving, kite surfing and piloting planes. Throughout his life, he has been swimming in ice-holes and has many followers in this extreme activity of health improvement.
«…Today, time of information technologies, abundance of information, development of globalization processes on the planet, and emergence of previously unknown problems, every person on our planet should have sufficient intellect to understand surrounding world, current problems, have access to information, ability to gain and renew knowledge. It is a high time for putting a lot of attention to knowledge improvement of human being and his education.
President of the International Association «Znanie», Chairman of Interstate Committee of CIS on Knowledge Promotion and Adult Education EFIM MALI- TIKOV has spent many years for implementation of principle «LIFELONG EDUCATION», solving of adult education problem, and dissemination of knowledge to remote and geographically inaccessible regions of the world.
Participating on world summits, conferences, and congresses, he raises actual issues — the use of satellite technologies in education, the most important means of human resources development in the modern types of education, mastering of information society achievements, he sounds his philosophy of world education.
Today we would like to introduce Professor Efim M. Malitikov to the readers of «FG», as well as some of his reports.
MISTAKES CAN COST VERY DEARLY!
“…Education, gained once to use, is not enough. It is necessary to adapt mentality and principles to lifelong education not for life.
One has to understand that he or she is not having a complete education. In any age, even being 80-years old, he has to have access to education, knowledge which are constantly renewing. The one who has not had sufficient education could stay behind.
Opposition of the peoples escalates situation in the world and it can lead to terrible consequences, irreversible processes on our planet. This is education that is viable for ethical recovery of society and its survival.
Knowledge is like food for people and it gives energy for mind and body. Mind shows the way and makes future reality…
Once, young generation will rule the world in a new way. It would be tough style, where there is no place for adults and elderly persons as well as their mentality. And if we want to be authoritative for the young it is necessary to begin to be perfected from the point of education and to think of tomorrow.
The combination of the experience of the elderly and the energy of the youth is priceless.
THE MIND SUSTAINS A PERSON FOR MANY YEARS — FOOD ONLY FOR HOURS.