Федеральная газета № 09 (98), октябрь 2004 г. «Образование через всю жизнь» (из выступлений)

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

Наш мир — Корабль и он слабей,
Его одолевающего шквала.
И в трюме много женщин и детей,
А тех, кто может плавать — слишком мало.
И если вспыхнет на борту вражда,
И если драку матросня затеет,
Что делать всем? Что ждать тогда?
Всем слабым, всем, кто плавать не умеет…
Расул ГАМЗАТОВ

Миллионы граждан СССР имели членский билет Всесоюзного общества «Знание» и гордились им. 250 миллионов жителей необъятной страны в городах и аулах, в цехах и на стройках имели возможность приобщиться к Знанию. И здесь — никакой иронии. Тайны мироздания, религия, политика, здоровье — всех тем не перечесть. «Знания — массам!» — отнюдь не лозунг, а реальная практика. И к этому стоит относиться с пиететом, как к своей собственной истории.

Теперь «Знание» — особая марка. Международная ассоциация «Знание» обладает генеральным статусом в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Департаменте общественной информации ООН (ДОИ).

После развала Советского Союза эта марка, а с ней и сама философия образования взрослых, могли «приказать долго жить». Здания, издательства, типографии, а с ними санатории, пансионаты и дома отдыха в России и за рубежом, несущий знания ледокол «Красин» — собственность общества, нажитая десятилетиями, растаскивалась и, чаще всего, бесследно.

К счастью, марку «знание» удалось не только спасти, но сделать популярным, признанным в мире брендом. И главное — вдохнуть новую жизнь в процесс образования взрослых, создать по сути новые, современные механизмы распространения и обновления знаний, приобщить к нему авторитет ООН, включиться в программы и повестку дня ООН на XXI век.

Немалая заслуга в этом ЕФИМА МАЛИТИКОВА, являющегося Президентом Международной ассоциации «Знание» с 1995 года, стремящегося побудить все сообщество революционно изменить традиционный, укоренившийся среди догм ушедшего столетия взгляд на наше с Вами образование — образование на всю жизнь на установку: образование — через всю жизнь.

Знания и образование — главная тема «ФП сегодня.

«ЦИФРОВОЙ» СТАНДАРТ — СТИЛЬ ЕГО ЖИЗНИ
Президент МА «Знание» Ефим Малитиков является доктором экономических наук, доктором технических наук, доктором экономики и права, профессором Чикагского и Денверского университетов (США), Председателем Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. Он добился высокого авторитета в самых разных сферах деятельности.

Прошел путь от начальника отдела, заместителя директора ЦНИИТЭИ; директора предприятия, главного инженера и генерального директора промышленного объединения до начальника Всесоюзного управления, заместителя министра СССР, Председателя Межгосударственного Комитета СНГ.

Целеустремленный, мобильный и разносторонне одаренный он не терпит архаичных («аналоговых») схем. «Цифровой» стандарт — одно из любимых его понятий — характеризует его стиль жизни. Его «кипучая» натура соединяет в себе ум ученого, хватку бизнесмена и талант администратора-руководителя. Он — профессор знаменитых американских университетов — управляет множеством международных проектов: образовательных; в области строительства аэропортов, электростанций, дамб, телекоммуникаций; ВПК.

В годы перестройки он создал и возглавил МНПА «ОЛИМП», в который вошли 112 крупных промышленных предприятий стран СНГ ведущих отраслей экономики. Инициировал создание и возглавил в качестве генерального директора НПА «Возрождение», Почетным Президентом которой являлся Б. Ельцин.

Он — девятый президент за всю 50-летнюю историю Общества «Знание» — сумел не только сохранить интеллектуальный и кадровый потенциал «знаниевцев» во всех странах СНГ и Балтии, но и придать мощный импульс развитию самой крупной общественной структуры бывшего СССР — Всесоюзного общества «Знание», ставшего правопредшественником Международной Ассоциации «Знание» (МА «Знание»).

Е. Малитиков упрочил авторитет Ассоциации в мире. Экономический и социальный совет ООН присвоил МА «Знание» высший генеральный статус для неправительственных организаций ООН, а Малитикову — статус ее официального представителя.

По личному приглашению Генерального секретаря ООН Кофи Аннан был единственным представителем от неправительственных организаций мира на Саммите Тысячелетия — Форуме президентов всех государств мира.

МА «Знание» получила статус регионального координатора и головной неправительственной организации ООН по Восточной Европе, главного оператора Всемирного Электронного Форума неправительственных организаций мира со статусом в ООН. В 2001 г Всемирная организация по индустриальному развитию ООН предоставила ей консультативный статус ЮНИДО.

МА «Знание» стала истинно международным объединением союзов общественных неправительственных некоммерческих организаций, представляющая более чем 30 НПО в 24 странах мира. Среди них: Международная ассоциация негосударственных вузов, Российская ассоциация негосударственных вузов, Ассоциация российских (государственных) вузов, Международный союз экономистов, Вольное экономическое общество России и др.

Признание МА «Знание» на общественном уровне позволяет осуществлять ей и межгосударственные инициативы.

Всемерно поддерживая «Повестку дня на XXI век ООН» и «Программу ООН по устойчивому развитию», Е. Малитиков ежегодно выступает с докладами и инициативами в различных городах и государствах. Пропагандирует развитие новой наднациональной суперотрасли планетарного мироустройства — образование взрослых, важнейшего фактора и инструмента общественного развития.

По инициативе Президента МА «Знание» — Е. Малитикова, Президент Кыргызстана, Президент Молдовы, а также премьер министр Армении выступили с предложением создать Межгосударственный комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых. 17 января 1997 г на заседании Совета Глав Правительств СНГ было подписано «Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых» и был создан Межгосударственный Комитет СНГ. Председателем Комитета был избран Е. Малитиков. МА «Знание» является полноправным членом этого Комитета. Межгосударственный Комитет СНГ и МА «Знание» совместно с Межпарламентской ассамблеей СНГ приняли для рассмотрения на Совете Глав Государств и Совете Глав Правительств СНГ, в частности, проект решения: о создании национальных комитетов в каждом государстве- участнике СНГ; открытии дверей всех образовательных учреждений (государственных и негосударственных) для использования в качестве учебной базы системы образования взрослых; о разграничении задач, полномочий и ответственности между системами базового образования и образования взрослых, кооперации между ними. В настоящее время в странах Содружества идет активная работа по созданию отделений и филиалов СГА (Современной гуманитарной академии).

При Межгосударственном Комитете СНГ на базе СГА был создан Современный университет непрерывного образования взрослых. Особое внимание вопросу образования взрослых уделялось на Саммите Президентов — Форуме Тысячелетия в Нью-Йорке, а также глав Большой Восьмерки в Японии и Германии, Всемирной конференции ЮНЕСКО. На этих форумах было заявлено о необходимости государственной и политической поддержки непрерывного образования взрослых в эпоху информационной революции и перехода к информационному обществу во имя процветания планеты без войн, терроризма и конфликтов.

Е. Малитиков — автор более 90 научных работ, известных международных докладов и публичных инициатив, президент Академии ин- формациологии международных структур, академик Международной академии информатизации, Международной энергетической академии, Армянской академии гуманизма, Нью-Йоркской академии наук и ряда других академий наук мира. Он является академиком Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, почетным профессором Современного гуманитарного университета и Армянского открытого университета. Он учредитель именных премий и стипендий для лучших студентов ряда государств СНГ.

Е. Малитиков — член Всемирного экономического форума, Первый вице-президент Российской ассоциации Римского Клуба, член Международного Венского совета и член Президиума Дунайско-Евро- пейского института, член Международного союза экономистов и Правления Российского Вольного экономического общества, член рабочей группы ООН «ТАСК — ФОРС», учредитель и член Попечительского совета Благотворительного фонда «Культура и образование в экстремальных условиях». Он также является заместителем Генерального директора Международного биографического центра по Европе, членом Международной биографической ассоциации, лауреатом премии Леонардо да Винчи «За вдохновляющие достижения».

Е. Малитиков удостоен звания «Международный просветитель года-2003», титулов Международного Посла Доброй Воли и Международного Посла Мира, награжден Международной Почетной медалью и Именной лентой, назван «Человеком года 2004», стал обладателем Международной премии мира.

Ефим Михайлович увлекается водными лыжами, подводным плаванием, кайтсерфингом, самостоятельно пилотирует самолет, купается в проруби — имеет немало учеников- последователей в этом экстремальном способе оздоровления и др. Женат. Супруга — Л. Малитикова, доктор химических наук, профессор, Председатель Совета директоров Международного химического концерна «ЭЛИН».

ЗНАНИЕ — НАШЕ БУДУЩЕЕ
В эпоху информационных технологий , обилия информации, развития процессов глобализации на планете , возникновения ранее неведомых человечеству проблем, каждый житель планеты должен обладать определенным интеллектом, чтобы понять окружающий его мир, проблемы современности, должен иметь доступ к информации, возможность получать и обновлять знания. Пришло время самого пристального внимания совершенствованию знаний человека, его образованию. Президент Международной Ассоциации «Знание», Председатель Межгосударственного Комитета СНГ по распространению знаний и образованию взрослых — ЕФИМ МАЛИТИКОВ многие годы воплощает в жизнь установку: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ», решает проблему образования взрослых, доступа знаний в самые отдаленные и труднодоступные уголки планеты. Выступая с докладами на всемирных саммитах, конференциях, конгрессах в Женеве (Швейцария), Грайфсвалде, Йоханнесбурге (Германия), в других странах он затрагивает актуальные вопросы — применение спутниковых технологий в образовании, важнейшие инструменты развития человеческих ресурсов в современных формах образования, освоение достижений информационного общества, озвучивает свою философию мирового образования. Слово Ефиму Малитикову.

ОШИБКИ МОГУТ стоить ОЧЕНЬ ДОРОГО!

Уровень жизни людей определяет их уровень образованности. Причем, мы не считаем необразованными тех, кто когда-то получил образование, ведем их статистику, отчитываемся: сколько людей окончило школу, сколько — получило высшее образование. Но о том, сколько их отстало, не могут писать и читать — учет вообще не ведется…

Миллиарды людей на планете сегодня, в XXI веке (!), не могут писать и читать. Миллиарды — живут на 1 долл. в день, а в российских глубинках и странах СНГ — и того меньше. Голодные и бескровные, необразованные люди готовы на любые преступления. Они и образуют ту фанатическую часть человечества, критическая масса которой очень велика.

А если бы на ментальном уровне человек был свободен от необходимости ежедневно бороться за выживание, то не было бы нужды нарушать законы.

Говоря, в первую очередь, о взрослых людях, отмечу особо, что через 5-6 лет после окончания самого современного, могущественного, именитого учебного заведения, но, не имея возможности применить свои знания в жизни, человек становится интеллектуальным банкротом, в каком бы ранге он не был.

Да, кто-то держался лишь за счет того, что обладал быстрой реакцией на изменения в обществе, а кто-то объединялся порочным кругом для достижения общих целей и не впускал туда тех, кто мыслит современно, владеет ситуацией. Образование, которое мы получили однажды, чтобы им пользоваться — недостаточно.

Человек должен понять и не считать, что получил законченное образование. В любом, даже 80-летнем возрасте, он должен иметь доступ к информации, знаниям, которые постоянно обновляются. Кто ими не обладает в достаточной мере, может оказаться на обочине — никому не нужным.

ОТ СССР — К СНГ
С момента распада Советского Союза новые государства почувствовали ложную свободу, независимость, особенно, независимость от русского языка. Русский язык был государственным среди 250 млн. населения бывшего СССР — 1/ 6 суши планеты. Но, независимые государства решили иметь свою письменность, культуру — хотя и раньше ее сохраняли, свой официальный государственный язык. Имеют право! Однако потерять единый язык…

Есть слова, которые не существовали в азербайджанском, армянском, киргизском и других языках, но были утверждены как англо- русские во всех официальных отношениях. В результате, не выучив английского, люди потеряли и русский язык.Приведу пример. Чтобы создать внешнеторговый российско-грузинско- английский словарь терминов, необходимо было найти, придумать, изобрести аналогичное, адекватное русскому и английскому слову — уже принятому в мире — грузинское. В итоге, сегодня все внешнеторговые документы подписываются на русском и английском языках.

Новое поколение, например, в аулах, кишлаках, говоря на родном языке, не развивает, а теряет свою культуру. Так как русская культура развивалась, вбирая в себя духовные и культурные ценности народов, проживающих на территории российского государства. Многие президенты государств СНГ сегодня это поняли и возвращают русский язык…

Образование должно придти даже в те аулы, где проживает всего 60 человек, в самые недоступные уголки, горячие точки планеты. Там люди особенно нуждаются в знаниях и не обременены никакими традиционными условностями, но они сегодня не могут не только доехать до университетского центра внутри своей страны, но и дойти до школы в соседнем ауле из-за отсутствия одежды. К тому же, нет электричества, транспорта. А дай им знания — они начнут продвигать жизнь своего богом забытого края.

МОЯ ФИЛОСОФИЯ
Знания — это пища для людей и они дают энергию уму и телу. Ум указывает путь и делает будущее реальностью.

Я считаю, что, в первую очередь, нужно обратить внимание на философию жизни, на то, что нам мешает. Мы увлеклись днем сегодняшним. А тот, кто не думает о завтрашнем дне, практически, лишает себя его.

На сегодняшний день дефицит педагогов, число необразованных людей настолько велико, что закрыть эту пропасть можно только резким, многократным увеличением обучаемой аудитории, внедрением в жизнь установки — «образование через всю жизнь».

Это установка всего мирового сообщества! На этом сконцентрированы программы ООН на XXI век, все задачи тысячелетия. Когда разум обладает знаниями и осознает, что у него есть будущее, сила его не ослабевает, и он не вырождается, так как жизнь должна получать интеллектуальную пищу.

Психически сломленные и физически нездоровые пожилые люди не видят для себя положительного будущего. Но, когда вы даете им образование, интеллектуальную пищу, вы продлеваете им жизнь, сокращая при этом расходы на пенсии, дома престарелых — сохраняете экономические ресурсы государства. Длительная жизнь — без традиционного ухода на пенсию — делает страну более сильной, обеспечивает полезную работу для пожилых, неоценимую информацию для детей, у которых теперь есть учителя, способные передать свой опыт. Образование — не просто отдельная отрасль, а инструмент устойчивого развития человечества, важнейший фактор общественного развития.

Любой из нас, будь то президент страны или президент академии наук, может оказаться в детской среде и быть подвержен критике за непонимание многих процессов, которыми владеют дети. Молодое поколение в один прекрасный момент начнет управлять миром по- новому. Это будет жесткий стиль, где для взрослых, пожилых людей, их ментальности не останется места. А чтобы быть авторитетными для молодежи, необходимо, с точки зрения образования, начать совершенствоваться и думать о том, как жить завтра. Сочетание опыта пожилых и энергии юных — бесценно! Ум поддерживает человека в течение многих лет — пища только в течение часов.

ОБРАЗОВАНИЕ — НАШЕ ПРАВО

Несмотря на право каждого учиться, я считаю, что образование у нас настолько заорганизовано, что право на него имеют сегодня только «лучшие». Только те, у кого есть средства платить за обучение. Причем, никто не задумывается о том, что человек, подобно бутону цветка, может расцвести, проявить свои способности в разном возрасте и разное время. Например, есть студенты, бывшие отличники школ, которые успевают лишь на 1 — 2 курсах института, а к 4-му — теряют лидерство. Или те, кто приехал из сельской местности, проявил максимум усердия и выдержал экзамен. Такие студенты к концу учебы в вузе отличаются наибольшей подготовленностью.

Я считаю, что учеба должна быть доступна каждому человеку, независимо от того, есть у него деньги или нет. Собеседование должно проходить с каждым поступающим в вуз, чтобы понять его стремление.

Все ли наши академики вышли отличниками из школы, и все ли отличники стали академиками? И сколько детей «готового рубля» сегодня достигает успехов? …

Так называемый, купленный диплом — вещь временная. Работодателю сегодня важен не диплом, а умения и навыки, желание человека трудиться. Нельзя утешать себя только наличием диплома. Все наши подходы к образованию зиждятся на Конституции, которая обязана дать лишь среднее образование, а высшее — по конкурсу и на бюджете. Достаточных бюджетных средств на обеспечение современного образования у нас никогда не было, как их нет и у такой богатой страны, как Америка.Для подготовки современных людей необходимо иметь 6% национального валового продукта, вложенного в образование. Этого не даст никто и никогда.

Тем не менее, люди должны сами выбирать, где им учиться — в платном или бесплатном, государственном или негосударственном вузе. А монополизировать эту отрасль за счет того, что у государственных вузов есть большие здания с колоннами — нельзя.

Сегодня, благодаря Современной Гуманитарной Академии (бывший университет СГУ), имеющей 400 собственных институтов-филиалов, использованию спутниковых технологий, дети, не выходя из аулов, не зная английского языка, имеют возможность прослушать курс, сдать экзамен и получить соответствующий диплом непосредственно в Университете в Кембридже. СГА — головной базовый образовательный центр МА «Знание» (регионального координатора неправительственных организаций ООН по Восточной Европе и СНГ) — имеет Генеральный консультативный статус ЭКОСОС ООН и Консультативный статус в ЮНИДО, является оператором постоянно действующего всемирного межрегионального электронного форума — сети НПО/ООН IREN. Это — пятый ВУЗ в мире (после подобных вузов Китая, Индии, Мексики и Великобритании), по численности своих абитуриентов в семь раз опережающий МГУ им. М.В. Ломоносова; самый крупный на постсоветском пространстве, в т.ч. и по концентрации новейших собственных технологических внедрений. СГУ вернул горным селам, малоимущим глубинкам России, стран СНГ конституционное право на образование, нереализованное до сих пор из-за труднодоступных природных условий.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СНГ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЮ ВЗРОСЛЫХ, ПРЕЗИДЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ «ЗНАНИЕ», ПРОФЕССОРА ЕФИМА МАЛИТИКОВА

Новейшие технологии образования -важнейший инструмент общественного развития
Газета «Известия», апрель 2002 г.

Процесс ментальных изменений — самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни, т.к. затрагивает генетический, политический и социальный статус и аспект нашего бытия.

Сегодня мы часто можем видеть самый высокий и большой в округе загородный дом, который по архитектуре, вкусу, ложному представлению о достатке и функциям является примитивной деревенской избой.

Он лишь размерами демонстрирует нереализованную сущность и несостоявшийся стиль своего хозяина, истосковавшегося по честолюбивому самовыражению, генетически малоразвитого человека. Счастье многих поколений его предков заключалось в слепой борьбе за кусок хлеба и крышу над головой.

Получив шанс материально изменить жизнь, такой человек пытается изменить, таким способом, своё сословие. «Знай, мол, наших!».

Мечтая о дворце — он строит сарай, затрачивая порой средства, которых хватило бы и на дворец.

Наше общество — производная самовыражения влиятельных, наделённых властью людей, получивших однажды давно условно приличное образование. При этом они показушно демонстрируют свою прогрессивность на фоне ментальной отсталости.

Бюджетный конституционный социалистический строй и классно-урочная форма образования создали глубокую колею, из которой не могут выйти многие поколения людей, правительства и государства.

Бесспорно, в старые времена советская система образования была хороша и дала миру выдающихся учёных и специалистов. Но, с тех пор прошли многие десятилетия, изменившие мир, его научные представления и взгляды на будущее. И задача не в том, чтобы ускорить, дополнить, подправить или отрегулировать систему образования, а в коренной перемене установок, лежащих в основе Устойчивого развития человечества. Не случайно, более 1 миллиарда людей живёт меньше чем на 1 доллар в день, а половина планеты, т.е. 3 миллиарда жителей — меньше чем на 2 доллара в день. Не случайно, 880 млн. людей на Земле абсолютно безграмотны — не умеют читать и писать.

К этому надо добавить и нас с Вами, мы — в числе 4,5 млрд. людей, не обладающих достаточными, современными знаниями. При этом мы продолжаем думать, что управляем обществом. Реально же, мы пока управляем, но уже почти не зависящим от нас цифровым миром, допотопными или, если хотите, антикварными аналоговыми способами и решениями …

Старые прекрасные педагоги «аналогового» прошлого века уже недопустимо отстают от современных знаний. Им уже нечего сказать даже своим бывшим «аналоговым», но продвинувшимся по жизни ученикам. Для современных же молодых людей с цифровым от рождения мышлением они уже не педагоги. Они — максимум ученики, но кто и как может научить их при всеобщем мировом педагогическом дефиците в 15 миллионов человек из 59? И эта цифра постоянно растёт.

Старая система настаивает, что главный фактор успешного образования — непосредственный контакт между учеником и учителем. Действительно, это важный фактор. Но, что поделаешь, если он уже не эффективен для общества Третьего тысячелетия. Классно-урочный способ не обеспечивает охват даже элементарной грамотностью сотен миллионов людей.

Когда-то Сократ учил индивидуально, Платон создал целую академию, где было всего несколько учеников. Они учились, прогуливаясь в беседах по саду. Ученики делали жизнь со своего учителя, проникаясь его представлениями о мире и копируя даже образ его мыслей.

Однако, классно-урочная система сменила платоновскую, когда потребовались тысячи образованных людей. Пришло время распрощаться и с ней. Ведь население планеты растёт ежесекундно, а безграмотность — ещё быстрее. Дефицит педагогов, не говоря уже об учителях, удовлетворяющих современным требованиям, постоянно увеличивается.

Планетарная образованность людей имеет красное сальдо.

Разумный размер классов и аудиторий, равно как и число учеников в них, величина ограниченная. Даже 40 человек трудно держать в тесном контакте с учителем.

Кроме того, преподавательская опека заедает и выводит на обочину собственные природные качества личности, которая нуждается в самостоятельном поиске истины, профессии, цели.

Нужны новые технологии обучения, позволяющие мгновенно реагировать на изменения среды обитания человека и геополитические тенденции.

Человечеству нужно опираться на принципиально новые знания.

Нужна высокомотивированная самостоятельность людей в изучении новых профессий, дисциплин, приёмов и принципов жизни. Всё это заставляет искать новые современные инструменты распространения знаний.

Они уже есть в распоряжении человечества…

Необходимые приоритеты политики государств. Инструменты развития человеческих ресурсов в современных формах образования
Всемирная встреча по устойчивому развитию
Йоханнесбург, 30 августа 2002 г.

«…Значительная часть деклараций человечества не достаточно эффективна или остаётся на бумаге, несмотря на то, что их приняли на высоких форумах, саммитах и конференциях. Декларация Рио за 10 лет также не достигла в полной мере поставленной цели.

Почему!? Ответ таков:

Мы все активно работаем и осуществляем мозговую атаку на таких очных встречах как сегодня. Но это имеет не долговечный си- нергетический эффект.

Выйдя из очного контакта, мы, под давлением внутренних проблем и будучи весьма занятыми, переходим к малоэффективной разрозненной переписке уже не в режиме реального времени, а по мере возможности и наличия весьма скромного технического часто несовременного инструментария… Безусловно, мы пока не готовы работать как единое мировое электронное правительство. Хотя этому мешает не низкий уровень технического прогресса. Ведь технологии и технические средства в распоряжении человечества уже имеются. Проблема в ментальной инертности и консервативности управленческих процессов, аналоговом мышлении в начавшийся цифровой век. Мы должны оперативно осваивать постоянно обновляющиеся достижения информационного общества.

Речь идёт о самых новых технологиях с использованием спутниковых дистанционных интерактивных коммуникаций. Виртуальность в этом случае не уступает очной форме общения и поддерживает синергетический эффект. Таким образом, достижимо оперативное планетарное сотрудничество во всех областях через конкретные или национальные телепорты. Устойчивое развитие — величина не постоянная. На одной чаше весов — проблемы цивилизации и они постоянно обновляются. На другой — наши знания и прогноз надвигающихся перемен, которые постоянно отстают. Современные знания слишком медленно распространяются и применяются человечеством с большим опозданием. Отставание обходится весьма дорого.

Знания обновляются ежегодно на 17%. И этот процесс идет с ускорением. Через 6 лет информационного застоя или невосприятия современных знаний человек становится интеллектуальным банкротом, а общество банкротом во всех областях, включая экономическую, а затем и политическую. Роль образования в устойчивом развитии человечества не может ограничиваться высшим образованием, она недостаточно оценена и не пересматривается долгие десятилетия. Конституции, законы и бюджеты не успевают создавать условия для необходимых перемен в нашем образовании и информированности. Они базируются на старом классно-урочном подходе и формуле: » Образование — на всю жизнь «, что было достаточно, когда знания обновлялись раз в 30 лет.

Жизнь требует сегодня другой формулы: » Образование — через всю жизнь «, т. е. непрерывного образования в течение всей жизни. Это должно стать приоритетом политики государств, составной частью законов и конституций, а затем — ментальной установкой человеческой цивилизации. Необходима имплементация этой формулы во все усилия государств, чтобы противостоять проблемам …

Красное образовательное сальдо на планете стоит 6% национального валового продукта каждой стране и миру в целом. Это не по карману ни одному бюджету.

Передовая наука и практика уже располагает инструментами, способными помочь человечеству справиться с этим многократно дешевле и быстрее.

До сих пор новые дистанционные, особенно, спутниковые технологии в образовании не входили в приоритеты политики государств и правительств.

Этим занимались новаторы на свой страх и риск, а также предприниматели и НПО. К новому сознанию без поддержки правительств переход займет недопустимо много времени.

Взаимодействие НПО и Правительств в этой области — мост в будущее. В СНГ в 1997 г. создан Межгосударственный Комитет по распространению знаний и образованию взрослых. В нем одновременно работают НПО и Правительства государств.

Совместными усилиями создан самый большой в России, СНГ, Европе и крупнейший в мире Современный Гуманитарный Университет, работающий как космическая телекомпания.

Услугами этого телепорта уже сегодня пользуются более 2.0 тыс. НПО и государственных структур в сети ООН\НПО\ИРЕН, созданной по инициативе ООН в Бразилии в 2001 г.

Такой вид образования должен быть включён в число Приоритетов Саммита, наряду с защитой окружающей среды, экономическим и социальным развитием.

Этим мы продемонстрируем и вариант партнёрства 2-го типа, и прекрасный пример для работы и программ правительств и политики государств».

Горы — как люди
Глобальный Горный Саммит, Бишкек (Кыргызская Республика), 2002 г.

«…Горы — как люди. Они чувствуют, видят, слышат и реагируют. Реагируют адекватно и могущественно.

В истории народов планеты, благодаря Вашему патронажу, увенчавшему Глобальным Саммитом Международный Год Гор, сделан беспрецедентный шаг к новым ресурсам жизни на Земле.

Весьма символично, что именно Кыргызская Республика взяла на себя эту инициативу, ответственность и честь, не уступив её даже богатой горной Швейцарии. К сожалению, человечество не сохранило Знания, Способности и Могущество горных империй Ацтеков и Майя, оставив разгадку их тайн исследователям.

Однако качественный и цифровой разрыв в жизненном уровне горцев и жителей равнин лишь подтверждает необходимость обратной реструктуризации человеческого долга перед Природой. Она трагическим списком катастроф напоминает о неразумной деятельности человека.

Вода — главный ресурс жизни Человека на Земле, из которого на 80% состоит наш организм, для половины человечества охраняется исполинами горного безмолвия. Кладовые недр для Будущего также вынесены туда, где под силу жить лишь их настоящим хранителям — верноподданным жителям гор.

Мужественную верность горам хранит пятая часть человечества, расплачиваясь за неё неустроенным бытом и бедностью. Нужны новые знания о Земле, которую своими объятиями скрепляют горы и их экосистемы. Новое видение, подходы и инструментарий внесли в копилку Саммита лучшие представители более, чем 100 государств мира.

Распространить эти знания среди тех, кто живёт с горами одной жизнью, неся все тяготы и лишения, — вот задача Глобального масштаба. Решив её для горцев, мы получим прибавку к их мужеству и природной смекалке. Эта прибавка — армия грамотных высокообразованных людей — хранителей жизненных ресурсов для будущего жителей опустошаемых ресурсов равнин.

Горцы и страны, где они живут, вновь станут империей.

Говоря об экономике, экологии, социальной сфере, прописывая их в декларациях и коммюнике, мы лишь сотрясаем воздух. Для горцев — это пустой звук, пока им за образованием нужно спускаться в долины, столицы, университетские центры, а за культурой — в Лувры, Третьяковки и другие музеи в неведомых им мегаполисах. Образование, причём самое высококачественное, эксклюзивное, самые новые знания должны придти прямо к ним в юрту на вечно белоснежном склоне, на пастбище. Жизнь меняется стремительно…

Ещё 5 лет назад на визитной карточке Президента Германского телекома не было электронного адреса. А сегодня … Современный Гуманитарный Университет из московского спутникового телепорта учит Казахских студентов по месту их проживания международному праву в Кембридже без затрат на поездку и проживание в Англии. Учит даже тех, кто не знает английского языка, современные технологи это позволяют.

В Казахстане 17 учебных центров такого типа, один из них на 8 тыс. студентов. По Вашему поручению, Нурсултан Абишевич, — строится в Астане новый корпус нашего образовательного Центра …

Наш сигнал придёт картинкой, мультобра- зом, обаятельным жестом уникального лектора или выдающегося учёного из любой страны. Таких учителей в стенах одного традиционного ВУЗА не соберёшь.

Наш сигнал придёт туда, где не приемлем ни один транспорт, — туда, где нет даже электричества …

Сегодня уже есть такой институт — филиал — центр и в Кыргызской Республике сейчас поставляются и монтируются ещё шесть. Они развиваются под патронажем академика А. Айдаралиева …

Вношу Предложение создать в Бишкеке Международный Информационно-образовательный Центр на основе новейших спутниковых телекоммуникационных технологий. Без спутникового образования, проникающего туда, где иным способом не дотянуться, нам не решить глобальной проблемы человечества на Земле — искоренения безграмотности.

Приглашаем Совет Патронов и Вас, Аскар Акаевич, лично, и Вас, Нурсултан Абишевич, персонально посетить наш базовый комплекс в Москве. Посещать университеты — издавна хороший тон для Президентов Государств Мира.

Будете приятно удивлены, а Ваши впечатления — момент истины для целой страны».

«Поезд жизни» для миллионов людей
Всемирный Саммит по вопросам информационного общества. Женева, Швейцария, 10-12 декабря 2003 г.

«Равно как за одну неделю невозможно осмыслить и, тем более, спланировать будущее столетие, так же невозможно за одно десятилетие сформулировать детально Задачи Тысячелетия, в котором, как мы видим, пока не приживаются даже Понятия и Термины Прошлого века.

Человечество с надеждой и доверием следит за систематическими усилиями ООН, которая последовательно и энергично, высвечивает маяки в межнациональном и межментальном, финансовом и политическом разнообразии установок и интересов планетарного мироустройства.

В одном контексте идут прошедший недавно в Йоханнесбурге Саммит по Устойчивому Развитию Человечества, Саммит горных народов в Бишкеке, десятки иных международных мероприятий и инициатив.

Этот Всемирный Саммит по вопросам информационного общества — прямой инструмент в Будущее, в решениях которого и Опасности и Перспективы Глобального мира.

Сегодня невозможно действовать локально, вне контекста ответственности за глобальные последствия. Политические и даже финансовые интересы не должны превалировать над глобальной конструкцией в мышлении и поступках, отодвигая на второй план даже национальный Закон Стоимости. Маргинализация, Бедность и Нищета, которые как элементы таблицы Менделеева составляют Устойчивое Развитие Человечества, будут Д9 Т§.х П9Р; П9гШ мы н§ станем сообществом равномерного распределения и равноправного использования планетарных Знаний, как данных Богом.

И неважно, кто первым их добыл, раскопал, осознал и применил, если это Знания о Земле, Человеке, Окружающей среде… ИНТЕРНЕТ доминирует над другими информационными технологиями, но не достигает той самой большей половины безграмотного, а значит, обречённого человечества. Ведь пятая его часть живет в горах, значительная часть — в труднодоступных, не охваченных цивилизацией,далеких уголках планеты, где Интернет по природно-климатическим и стоимостным причинам не проведен и не придет.

Горячие точки Планеты, тюрьмы, где отстают от «поезда жизни» миллионы людей, которых не отправишь на Луну, — также белое пятно на карте. Итоговый планетарный баланс, таким образом, не справляется с помощью кабельного Интернета, как инструмента, с задачами информационного общества. Делая ставку только на Интернет, наш Саммит не справится со своей задачей.

Тем не менее, не принимаются во внимание многократно приводимые нами примеры эффективного распространения знаний с помощью современных спутниковых технологий… Не принимается во внимание, что при большой, столь необходимой численности охвата, спутниковые технологии становятся в 100 раз дешевле Интернета и с увеличением количества пользователей становятся доступными даже самым бедным людям. При этом производительность и без того дефицитного современного учителя и лектора увеличивается на необходимую и достаточную для сокращения цифрового разрыва величину.

Языковый барьер исчезает, а финансы для дорогостоящего путешествия в университетские центры мира и уникальные по талантам школы становятся дешевыми и доступными каждому на Земле …

Сегодня, без затрат на каменные дворцы для школ, прямо в пастушьем ауле, глубокой деревне, в Чечне, других горячих точках Планеты, в тюрьмах эффективно работают 2.5 тыс. наших профессоров без опасности для собственной жизни, без психических стрессов и без снижения синергетического эффекта взаимодействия с учениками. При этом увеличивается самостоятельность и творчество у тех и у других …»

«Остров Будущего» — Всемирный Университет
Верхнеуровневый сегмент ЭКОСОС
Нью-Йорк, 29 июня 2004 г.

«… Глобализация неумолимо пришла в наш мир. Она оплодотворила наше сознание и ментальность, покрыла мегаполисы и провинциальные центры.

Её признаки появились в деревнях, вторглись в каждый дом, участвуют в судьбе каждого человека.

Она предопределила жизнь последующих поколений и диктует правительствам свои условия.

Она пришла невидимо, как радиация, и теперь галопом движется по планете. Глобализация делает нас либо своими жертвами, либо наездниками, оседлавшими ее.

Ее трудно и не нужно останавливать. Она — объективна, логична и неотвратима. Её нужно принять или стать её рабом.

Я — сторонник положительного восприятия, приветственного подхода и активного сотрудничества с глобальными процессами.

Уверен, что нужно занять попутную, а не заградительную позицию в этом. Необходимо своевременно войти в поезд под названием «Глобализация».

Многие страны и народы до конца не осознали этого и пребывают в иллюзии, что глобализация их не коснется, что от неё можно отгородиться, зашторившись в комфортной нише с привычным и освоенным объёмом достатка.

Но благополучие может уйти из-под фундамента любой, даже богатой страны, если она застоится в своём консервативном благоденствии, расходуя накопления предыдущей фазы своего развития. Такое миропонимание безрассудно.

К грядущим процессам, с которыми в одиночку не справится ни одна отдельно взятая страна, нужно готовиться в режиме форсажа.

Лучшим тренажёром для этого является наше с вами образование. Но не то, которым мы пользовались в прошлом веке, а принципиально новое, основанное на новых ментальных установках и новейших технологиях внедрения и распространения знаний…

Десятилетний опыт работы созданного в России Современного Гуманитарного Университета с собственным спутниковым телепортом продемонстрировал справедливость высказанных мной доводов:

— Стоимость обучения 165 тыс. студентов с использованием спутниковых технологий — 5 долл. на человека в год, а через Интернет — более 500 долл;

— Университет силами 2.5 тыс. профессоров покрывает более 400 городов учебными центрами в 14 государствах мира, распространяя знания по 68 специальностям;

— Он — самый крупный в России и СНГ и четвертый по численности в мире;

— Его виртуальная аудитория в 4 тысячи раз больше классической;

— Его студентам… доступно обучение в Кембридже без затрат на выезд из своего села.

А ведь именно безграмотность и, как следствие, неконкурентоспособность привели к тому, что сотни миллионов людей живут в полной, беспросветной нищите, в мало совместимых с цивилизованной жизнью условиях, а более 3 млрд. — больше половины — живут на 2 долл. в день…

Ещё недавно образование высокоразвитой и богатой Германии считалось одним из самых престижных в мировой образовательной системе. Сегодня, по многим объективным качественным составляющим в мировом рейтинге, Германия попала в нижнюю треть прогрессивной шкалы, несмотря на наличие старейших школ и университетов с многовековой историей и опытом обучения.

«Знания на экспорт!» — вот выдвигаемая нами новая теория успеха, его социальная и экономическая составляющая …

Когда количество безграмотных, неконкурентоспособных людей на Земле превысит критическую массу, они могут похоронить не только спокойствие, но и само Устойчивое Развитие Человечества.

В содружестве с НИИ Космических систем и Российской Академией Космонавтики, следуя конверсионной доктрине военного производства, Межгосударственный Комитет СНГ по распространению знаний и образованию взрослых и Международная Ассоциация «Знание» выдвинули идею создания совместно с английской компанией «SatEduNet» Всемирного Университета для обеспечения глобального покрытия в интересах взаимного обмена и экспорта знаний между ведущими университетами мира.

Процесс ментальных изменений самый сложный и продолжительный процесс в нашей человеческой жизни. Но, несмотря на тенденции и стремление людей к возведению, перекраиванию и тяготению к границам, человечество остаётся единым организмом планеты.

Преодолеть эту ментальность поможет молодой Остров Будущего — Всемирный Университет…»

Основные тезисы вышеизложенного доклада профессора Е. Малитикова прозвучали и с трибуны Конференции по применению спутниковых технологий в образовании в г. Грайфсвалде (Германия) 16-18 июня 2004 г.

В выступлении также отмечалось, что «… Современному профессору нужна не 40- местная аудитория, не класс, а полумиллионная армия слушателей. Тем более, что из 60- ти млн. преподавателей в мире 15 млн. составляют дефицит. Цифровой разрыв при таком учительском соотношении с планетарным балластом безграмотности будет ещё более увеличиваться.

В то же время, знания для человечества ровным слоем, как масло на хлебе, по планете не размазаны. Получить их порой можно лишь из бережных рук уникального учёного совсем на другом континенте и не на общепринятом языке массового употребления.

Совершенно необходимо изменить старую формулу на современный запрос, на новую ментальную установку: «Знания — через всю жизнь!». Важно добиться реального, а не декларативного включения в приоритеты политики государств наднациональной внебюджетной суперотрасли планетарного мироустройства — Образование взрослых.

Сегодня, не будучи прописанной в Конституциях государств и уставах министерств образования, эта отрасль — экономический подснежник в государственной экономике — оборачивает в два с половиной раза больше денежных средств, чем совокупный бюджет государств на образование.

Она самодостаточна, так как является востребованной сознательной частью населения планеты для карьерного роста и удовлетворения материальных потребностей взрослого человека и его семьи …»

СТРАНИЦА ИСТОРИИ
1 мая 1947 г в центральной печати было опубликовано обращение группы видных ученых, общественно-политических и военных деятелей (среди них — С. Вавилов, Б. Греков, Н. Тихонов, Е. Тарле, А. Опарин, К. Симонов, Г. Уланова) ко всем представителям науки, литературы и искусства, к научным, общественным организациям и учреждениям Советского Союза о создании Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Трудное послевоенное время, необходимость оперативного и масштабного восстановления народного хозяйства остро поставили вопрос о повышении уровня образования советских людей.

Совет Министров СССР Постановлениями за подписью В. Сталина от 29 апреля и 16 декабря 1947 г одобрил обращение группы ученых и общественных деятелей о создании Общества и утвердил оргкомитет, передал обществу Политехнический музей, материальную базу Всесоюзного лекционного бюро.

На первом заседании 12 мая 1947 г оргкомитет принял решение об организации отделений общества во всех, кроме РСФСР (Российское общество «Знание» было создано в 1957 г), союзных республиканских и крупнейших краевых и областных центрах России.

7 июля 1947 г в Большом театре в Москве состоялось общее собрание членов-учредителей и действительных членов Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. В нем приняло участие 930 человек, в т.ч. 578 — из 15 союзных республик. А 9 июля, после обсуждения, был принят Устав, избрано правление общества и ревизионная комиссия.

Вступительное слово на открытии учредительного собрания произнес председатель оргкомитета, президент Академии наук СССР академик С. Вавилов. Он, в частности, сказал: «Науке обучают, знание передается от одного человека к другому — в этом особый смысл данного русского слова … Наше общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу … Мы надеемся, что в рядах нашего Общества будет вся передовая научная интеллигенция Советского Союза».

10 июля на Пленуме правления общества были избраны: председатель правления — президент Академии наук СССР С. Вавилов, первый заместитель председателя — М. Митин, заместители председателя Правления были избраны академик И. Артоболевский, профессора В. Докукин и И. Зубов. Членами Президиума правления стали академик Е. Варга, генерал-майор М. Галактионов, член-корреспондент АН СССР Е. Коровин, академик И. Минц, профессор М. Нечкина, академики А. Опарин и Е. Чудаков.

В разное время Всесоюзное общество «Знание» возглавляли такие видные деятели, как С. Вавилов, академики и лауреаты Нобелевской премии Н. Семенов и Н. Басов, вице- президент Академии наук, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Государственного комитета СССР по науке и технике В. Кириллин, академики И. Артоболевский и К. Фролов. Первыми почетными членами общества стали академики Н. Зелинский, В. Обручев, Д. Прянишников.

За первые 20 лет своего существования Всесоюзное общество «Знание» из небольшого элитного отряда ученых превратилось в массовую организацию. Наряду с лекциями широкое распространение получили тематические вечера, теоретические и научно-производственные конференции, беседы, устные журналы и т.д. Успешно развивалась издательская деятельность. Годовой тираж выпускаемых обществом журналов, брошюр, книг составлял 30 млн. экз. около 500 названий. Среди них были такие популярные журналы, как «Наука и жизнь», «Международная жизнь», «Наука и религия», «Знание-сила», «Слово лектора». В 1972 г просветительские заслуги общества «Знание» отмечены орденом Ленина.

К началу 1990-х годов в его рядах насчитывалось почти 4 млн. человек. Общество объединяло 2 тыс. академиков, более 25 тыс. докторов наук и профессоров, 383 тыс. инженеров, 208 тыс. врачей, 184 тыс. специалистов сельского хозяйства.

Его материальная база включала «Дома Знания», Дома научно-технической пропаганды, лектории, планетарии, издательства. Его визитной карточкой стали 34 серии цикла «Новое в жизни, науке, технике». Большим интересом у читателя пользуются научно-популярные книги серий «Жизнь замечательных людей», «Наука и прогресс», «Творцы науки и техники». Назревший к началу 1990-х кризис в политической, экономической и духовной жизни страны не мог не сказаться и на деятельности общества, его республиканских организаций. Оно не сумело перестроиться, самостоятельно, без руководства КПСС, действовать в условиях многопартийности и перехода на рыночные отношения.

4 ноября 1991 г XI съезд принял решение в интересах сохранения традиционных связей интеллигенции суверенных республик преобразовать Всесоюзное общество «Знание» в Международную ассоциацию «Знание» (МА «Знание»). Президентом Ассоциации избрали вице-президента АН СССР академика К. Фролова. С 1994 г, вследствие неумелой деятельности Исполкома Ассоциации в течение нескольких лет, она оказалась на грани банкротства. На II конгрессе (25 января 1994 г) были приняты дополнения и внесены изменения в Устав Ассоциации, в частности, было закреплено равноправие всех без исключения членов Ассоциации.

29 июня 1995 г состоялся III конгресс, внеочередной созыв которого был вызван принятием нового Федерального Закона РФ «Об общественных объединениях». В соответствии с этим законом, Конгресс освободил К. Фролова от обязанностей президента по его просьбе.

Новым президентом Международной ассоциации «Знание» стал Е. Малитиков. В 2000 г IV Международный конгресс МА «Знание» на Кипре вновь единогласно избрал академика Е. Малитикова президентом на новый пятилетний срок.

Биография академика Е. Малитикова опубликована в официальных изданиях: «Элита информационного мира — XX-XXI век»; «Кто есть кто в современном мире» — «200 выдающихся деятелей современности»; «Россия — 2000. Современная политическая история. Лица России»; «30 лет Римскому Клубу»; «2000 Выдающихся Интеллектуалов XXI века»; «Первые пять сотен» и др.

Сегодня Международная ассоциация «Знание» является членом:
— Международного совета по образованию взрослых;
— Европейской организации по образованию взрослых;
— Рабочей группы «Таек Форс» ООН;
— Конференции неправительственных организаций ООН (CONGO);
— Головной неправительственной организацией ООН по Восточной Европе и странам СНГ;
— Оператором всемирной сети UN NGO IRENE.

На протяжении последнего десятилетия академик Е. Малитиков разработал новую стратегию деятельности МА «Знание» на основе глубокого анализа новой эры в развитии мировой цивилизации.

МА «Знание» активно сотрудничает с авторитетными международными организациями, культурными и образовательными центрами различных государств.

О растущем международном авторитете и признании МА «Знание» говорит ее статус в ООН, наделяющий ее правом аккредитации своих представителей в штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке, Вене, Женеве и других столицах мира.

История МА «Знание» с 1995 г может быть описана отдельным томом — это новая жизнь организации, насыщенная активной работой, внедрением новых проектов, в т.ч. научных, образовательных.

В преддверии 50-летия Ассоциации, ее учредители и структуры, общественные и неправительственные организации мира, старейшины и молодежь объединяют усилия для достойной встречи юбилея всемирно известной, старейшей неправительственной организации, как в России, СНГ, так и за рубежом — МА «Знание». Она родила и создала суперотрасль — образование взрослых, которая превратилась в важнейший инструмент и аргумент общественного развития человечества.