Михаил Соколов. Культурный капитал и социальная революция
Почему люди готовы тратить время и деньги на то, чтобы стать знатоками и ценителями искусства, и что определяет их художественные вкусы? Ответ, который дадут на этот ответ большинство социологов сегодня, может задеть чувства людей, гордящихся своей «культурностью». Знакомство с тем, что в данном обществе считается «высокой культурой» образует – скажут социологи – культурный капитал, являющийся социальным ресурсом. Европейская «высокая культура» возникает исходно в придворных обществах; с ее помощью аристократия выстраивает барьер между собой и необразованными простолюдинами и, до некоторой степени, легитимирует свои наследственные привилегии. Механизм продолжает работать и после того, как аристократия сходит с исторической сцены; высшие классы предпочитают определять себя как, прежде всего, утонченную духовную элиту, личностная исключительность которой объясняет, почему жизнь так благосклонна к ним. Разумеется, на самом деле имеет значение не столько врожденная исключительность, сколько праздность, богатство и натаскивание. При этом, поскольку массы стремятся подражать элитам и перенимать их вкусы, каноны хорошего вкуса иногда приходится пересматривать, и эти ревизии являются одним из источников культурной динамики.