5.4.Теория акторных сетей = Акторно-сетевая теория

Теория акторных сетей (ТАС) — направление, развившееся из СНЗ. Основателями направления считаются Бруно Латур, Мишель Каллон и Джон Ло.

ТАС предлагает основывать изучение науки на трёх принципах:
агностицизме — беспристрастного отношения к разногласиям;
обобщенной симметричности — объяснение происходящего в науке в одних терминах;
свободных ассоциациях — отказа от различения естественного (природного) и социального.

Как отмечает Б. Латур, в традиции социальных наук дать социальное объяснение означает заместить природный объект другим, социальным объектом, который может быть представлен как истинная сущность. Самое всеобщее свойство социальных объектов — их языковая форма. Социальные объекты опираются на знаки и символы. Отсюда интерес ТАС к семиотике и её инструментам. Прежде всего, влияние на ТАС оказала Парижская семиотическая школа.

Latour, Bruno (2000). When things strike back: a possible contribution of ‘science studies’ to the social sciences British Journal of Sociology, Vol. 51, No. 1, p. 109.

По мнению М. Каллона, центральным процессом научного познания выступает процесс перевода. Он состоит из четырех стадий:

проблематизация;
завлечение;
вербовка;
мобилизация союзников.

На первой стадии определяется кто из акторов (людей, животных, институтов… всё годится) заинтересован в проблеме и кто будет их представлять. Сами ученые пытаются представить себя «непременной точкой перехода», чтобы стать в глазах других акторов незаменимыми. Далее, ученые-инициаторы предлагают другим акторам определённые роли, пытаясь их заинтересовать. Третья стадия — принятие ролей акторами. Завершается всё получением поддержки завербованными представителями со стороны масс.