4.4. Поощрение и наказание в науке

Поскольку наука постоянно подвергается угрозам изнутри со стороны таких явлений как фальсификации или патологическая наука в институт науки встроен механизм поддержания образца. Его цель — поддерживать единство научной деятельности и избавляться от опасных элементов и процессов. Как и в других социальных институтах в науке существует механизм поощрения и наказания. Любой механизм поощрения и наказания в общем случае использует три типа технологий: кнут, пряник и уговоры. Говоря научным языком: негативные и позитивные санкции и вербальное воздействие.

В науке существует собственный этос. Он формируется как условие реализации требования объективности и состоит в особых правилах отношения к собственному труду. Хотя конкретные правила научного этоса разные исследователи формулируют по-разному, общий принцип можно сформулировать следующим образом: «неэтично всё, что ставит под угрозу объективный характер научного результата». Собственный этос, особая «научная честность», не делает ученых более честными людьми в обыденном смысле. Он заставляет их уделять большое внимание опровержению собственных теорий. Наука как социальный институт имеет внутренней целью опровержение необоснованных теорий. Для этого ученые проводят проверки теоретических предсказаний и получают новые знания. Что является первичной функцией науки.
Система поощрения и наказания в науке существует, но не имеет столь большого значения, как в других социальных институтах. Ее основная цель — внешняя оценка научной деятельности, организация взаимодействия науки с другими социальными структурами (государство, образование и т.д.). Внутри науки система поощрений и наказаний может привести к искажению научных результатов. Поэтому ученые как можно реже стараются использовать эту систему для решения внутренних проблем.
Если вы хотите использовать систему поощрения и наказания для своих целей, вам следует постараться выйти за пределы собственно науки и придать делу общественное звучание.
Если поощрения в науке не поощряют, а наказания не наказывают, то как это сопоставимо с нормативными теориями? Ответ заключается в том, что единство науки основано не на нормах, а на ценностях. То, что Мертон называл императивами, относится не к поведению, а к впечатлению от поведения. Ученый не должен быть бескорыстным, он должен действовать так, чтобы его считали бескорыстным. Бескорыстие в таком случае не норма жизни, а идеал, говоря социологически — ценность.
Нормы в науке не являются столь важными как в других институтах потому, что специфическая функция науки — получение нового знания. А получить новое, без некоторого нарушения норм невозможно. Поэтому безусловное следование нормам в науке нежелательно.