— В чем смысл Православия с точки зрения здоровья человека. Если Бог посылает человеку лучшее, то зачем тогда посылает ему болезни и смерть? Возможны ли исцеление и здоровье, что для этого нужно? Какой иконе нужно молиться при опухоли?
— Все, что именуется грехом вовсе не выдумка. Грех — это та рана, которую я наношу себе сам. Поскольку мы — единый организм души и тела, то все повреждения, которые мы наносим своей психике, нервам, своему духу, все они сказываются на нашем здоровье. Поэтому если мы не хотим скорбей и болезней, надо постараться меньше грешить.
Ведь как много мы расстраиваемся из-за чепухи, самолюбия, тщеславия, например, от того, что на меня не так посмотрели или не так сказали. Рассказывали, как один батюшка, раздавая за столом селедочку, одной из рядом сидящих монахинь дал хвостик, сколько же тут было слез! Вот что такое страсти! Как мы себя мучаем глупостями!
Всякий грех есть рана, и она сказывается не только на душе, но и теле. Если мы хотим сохранить здоровье, постараемся не осуждать. Какое мне дело до того, что он такой плохой, я, может быть, в тысячу раз хуже. Ругают меня — пусть, им хуже. Хвалят — не буду восторгаться. Помните, как у Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца».
Что касается опухоли… издаются целые книжки о том, при какой болезни какому святому или иконе молиться, какой молебен заказывать, то есть целая магия, но уже православная магия. Мы превращаем нашу веру в какое-то язычество, и какая это беда! Как-то я грозно спросил у аудитории:
— Кому надо молиться от пьянства?
— «Неупиваемой чаше» — ответили все.
— Правильно — сказал я, — и не вздумайте молиться «Казанской» или «Иверской», не поможет!
Так кому же мы молимся? Иконе или Божией Матери? Это уже некая умственная ограниченность. Икона есть образ, напоминающий о том, к Кому мы обращаемся. Такая вот беда: оказывается, легко превратить Православие, истинную религию, в религию языческую. Да не будет этого!