С какого возраста говорить о половом воспитании?

Если бы я был мамой («Папа может, папа может все что угодно, только мамой, только мамой не может быть»), я бы беседовал с младенцем, нося его под сердцем: «Миленькая ты моя крошка, и какой же ты у меня сильный мальчик, ты не будешь поддаваться дурному влиянию, ты будешь личностью, которая делает правильный выбор. Дай-ка я тебе спою песенку…». Наука доказала, что если мама поет колыбельные младенчику, пока он еще там у нее в животике, дитя рождается одаренным музыкальными способностями.

Ну а я скажу вам как учитель высшей категории (я не хвалюсь, но констатирую факт), что вот с этими дошколятами на самом деле можно беседовать примерно в таком духе: «Ты когда вырастешь, Сашенька, если захочешь, то, наверное, найдешь себе невесту, будешь жить с ней дружно, богато, весело. Как ты думаешь, сколько у вас будет детей?» Что, преступно или нет, с 6-летним об этом беседовать? Я думаю, что нет, потому что он сам, участвуя в этой беседе (называется «эвристический метод», вы наводите его на размышления), себе программирует вот эту дорогу чести. Как дети по-разному отвечают! 7-летний мальчик говорит: «У меня будет мальчик и девочка» — «А почему так?» — «А потому что жизнь, — отвечает он, — есть единство противоположностей». Ну, где-то вычитал, сейчас дети даже в интернете учат законы физики. «А ты, Маша, как считаешь, сколько у тебя будет деток?» — «Сколько Бог даст». Богословски грамотнее ответа просто не придумаешь. «Ну а ты как считаешь?» — «А я, батюшка, имею свое суждение, но Вам об этом не скажу, потому что у меня еще есть время подумать».

Вы знаете, общение с детьми, прежде всего, нас обогащает, радует и просвещает. Вот такие разговоры с малышами на самом деле являются замечательной профилактикой, например, против разводов. «Дети, милые, как вы думаете, что такое верность в семейной жизни?». И они начинают об этом рассуждать и говорят: «Батюшка, это то, что гуси и лебеди проявляют в своем жизненном обиходе». Действительно, есть такие птицы, которые не меняют своих избранников. Как бы то ни было, но подобные уроки, я убежден, не сослужат им в дурном смысле, не будут для них «медвежьей услугой», потому что здесь и высота, здесь и идеал, здесь, конечно, с опережением возрастной психологии, уже некоторые светлые мечты. Еще Луначарский говорил, что молодежь должна мечтать, а мы поможем, чтобы эта мечта была действительно чистой.