Протоиерей Артемий Владимиров. Как готовиться к исповеди?

— Если речь идет о первой Исповеди, я могу вспомнить самого себя, студенческие годы. Будучи студентом Московского университета, филологом, занимаясь в библиотеке, вдруг случайно увидел книжечку. На ней были написаны не слишком понятные на первый взгляд слова «Мытарства блаженной Феодоры». Есть такая книжка, весьма интересная для исследования. Церкви Божией была открыта судьба души этой самой Феодоры, жившей в позднем средневековье, по исходе из тела. И когда передо мной открылась эта книжка, у меня загорелись щеки, я забыл вся и все вокруг себя. Наша душа восходит к Престолу Божиему от одной заставы к другой, мытарства — те заставы, где падшие духи, демоны, выходят, как таможенники, и высматривают, нет ли чего в душе, чем они могут поживиться: неизжитые страсти, неисповеданные грехи. И, вы знаете, до закрытия библиотеки сидел и выписывал, выписывал все по пунктам, потому что многое соответствовало моей еще тогда юной, но не совсем прекрасной жизни. И помню, как с этим кондуитиком я, не без борьбы внутренней, пришел на исповедь. При том что какой-то вкрадчивый голос мне внушал: «Куда ты идешь? Как священник посмотрит на тебя? Что он скажет, узнав о тебе вот это?» А вот теплый ветер благодати, как я сейчас понимаю, подталкивал: «Только сегодня! Ни днем позже! Пусть весь мир осудит, но не ты, Господи!» И сердце меня не обмануло. Действительно, священник, упокой, Господи, его милостивую душу, с таким терпением выслушал мои откровения, которые жгли язык, совесть, сердце. Однако, вы знаете, выйдя по ступенечкам вниз, спустившись после этой исповеди, я познал, что Бог не просто есть, а что Он своей благодатью присутствует в нас. Было такое ощущение, что тело стало легче, как будто все сочленения, кости очистились от каких-то шлаков. Но, самое главное, всех хотелось любить, все были такие симпатичные, светлые. Теперь я убежден, что оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение у христиан рождается именно после очищения совести.