Проект «Говорим». Современный человек в контексте православной антропологии. Протоиерей Вадим Леонов
Кто такой человек, с точки зрения христианства? В чем смысл его земного бытия?
Человек есть высшее творение Пресвятой Троицы. Венчая все мироздание, человек несет в себе единство видимого и невидимого миров.
Будучи сотворен как Образ Божий, человек отражает такие присущие лишь Богу качества как ум, свобода выбора, творчество, духовность, царственное достоинство и предназначение в мире. В то же время человеческая личность не исчерпывается никакими определениями, являясь столь же непознаваемой по своей сущности, как и создавший ее Бог.
Отражая всю полноту божественного Первообраза, человек становится «драгоценней всех тварей» (св. Макарий Великий), в том числе и невидимых ангелов, исполняющих роль служебных духов в деле его спасения. Исключительное положение человека предполагает его особую миссию, заключающуюся в «повелении стать Богом» (св. Григорий Богослов).
Священное Писание говорит нам о трех состояниях человека: естественном, нижеестественном, вышеестественном. Из естественного в нижеестественное состояние человек падает в результате грехопадения. В вышеестественное он может прийти в результате правильной жизни в Церкви.
Изучением человека как высшего творения Божьего занимается христианская наука Антропология. Мы решили поговорить с автором лучшего в РПЦ учебника по Антропологии – прот. Вадимом Леоновым, и.о. ректора Сретенской духовной академии.
В рамках проекта «Говорим» мы побеседуем о том, как работают христианские богословские идеи в отношении человека современного, и реально ли для нас то состояние обожения, о котором пишут святые отцы?