— Преподобный Исаак Сирин в 58 Слове говорит, что страсть лучше отгонять припоминанием добродетели, чем сопротивлением страсти, потому что она может запечатлеться в уме и навредить духу. В 30 Слове он говорит, что помыслы лучше отгонять молитвой, что человек, который это делает, поистине познал премудрость, и лучше не противоречить помыслам, потому что это может повредить ум. Из предосторожности не читал Порфирия Кавсокаливита, но из любопытства вопрос, может быть высказыванием «Не боритесь со страстями, а любите Бога» он имел в виду «Не противоречьте помыслам, а предавайтесь молитве»?
— Мы можем гадать многое, но если мы посмотрим, чему научает Церковь, тогда поймем. Сейчас начнется Великий пост. Тот, кто может среди недели побывать на богослужении, тот услышит замечательную молитву Святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Церковь со слезами, с земными поклонами молится — «Господи, избави!..». Под противоречием помыслам Исаак Сирин подразумевает, когда человек начинает в своем уме рассуждать об этом. Пришла мне воровская мысль, и я вместо того, чтобы отсечь ее, начинаю рассуждать: «Воровать нехорошо, я сворую — могу причинить беду такому-то человеку, с человеком может случиться то-то». Т.е. начинаю разговаривать с этим помыслом — вот этого делать не нужно. Не надо рассуждать с ними, а бороться с ними обязательно нужно! «Блаженны чистые сердцем», если мы не будем бороться со всякой гадостью, так во что же мы превратимся тогда? Это первое.
Второе, то о чем пишет Порфирий Кавсокаливит «…любите Бога». Исаак Сирин одному монаху на его «Я бы хотел любить Бога…» отвечает: «Что ты пишешь? У тебя нет никакого порядка, невозможно приобрести любовь Божию, не препобедив прежде страстей». И Апостол пишет, что любовь — это «соуз», т.е. сочетание, верх всех совершенств. А Порфирий — сразу про любовь к Богу. Это то же что у католических святых, они все горят любовью и играют в роман со Христом. Порфирий глубоко ошибается, он вопреки всему учению Церкви. Христос говорит даже так: «Соблазняет тебя глаз твой — вырви его, соблазняет рука твоя — отсеки ее». Это, конечно, образ, но борьба должна быть до крови. Есть такой лозунг отцов: «Дай кровь и прими дух». А тут нет никакой крови, сразу прими дух любви, с 1-го этажа сразу на 101-й без всякого труда. Это невозможно, это глубочайшее заблуждение, отцы назвали бы это безумием.