— Уважаемый Алексей Ильич, что такое грех с христианской точки зрения?
— В Новом Завете у апостола Иоанна Богослова находим такие слова. По-гречески они звучат: η αμαρτία είναι η ανομία, то есть грех есть беззаконие. Два слова находим здесь αμαρτία и ανομία. Слово «грех» означает промах, ошибку, неудачное ошибочное действие. Одно дело, на соревнованиях кто проиграл и упустил медаль. Огорчительно? — Да. А другое дело, семья, которая умирает от голода. И остался один патрон. Представьте, и муж может последним патроном застрелить животное, и они будут сыты. Они будут спасены. Или он промахнется — это будет ужасно.
Промах может быть разным. Можно промахнуться в несущественном вопросе, и тогда все пройдет, чуть-чуть огорчишься. А можно очень здорово промахнуться. Поэтому мы видим деление грехов на обычные, малые грехи, и большие, смертные грехи. Мне хочется обратить внимание на другую сторону. Апостол Иоанн сказал: είναι η ανομία. Беззаконие — нарушение закона. О каком законе идет речь? Понимание этого имеет очень большое значение, когда речь идет о грехе. Надо обратить внимание: есть законы юридические (государственные, общественные), есть законы естественные, природные.
Еду я на машине, мне надо завернуть. Вижу, одна сплошная линия, две сплошные линии. Пересек их — ничего страшного. Правда, если меня увидят, то оштрафуют. То есть, если я нарушаю закон юридический, то дурных последствий для меня не будет. И если последствия будут, то только со стороны внешней. А чего касаются законы природные?! Наше человеческое существо как устроено? Наш организм устроен закономерно! Душа и тело взаимодействуют целесообразно! И нарушение тут функционирования души и тела, к чему могут привести? К тяжелейшему заболеванию. К разным степеням страдания и заболевания. Может быть, и такое нарушение функционирования, что человек кончает суицидом.
Оказывается, когда мы говорим о грехе, речь идет не о юридическом его понимании, в том смысле, что Бог его нам дал и наказывает за него: вот тебе наказание! Речь идет о том, что каждым промахом мы наносим рану себе. Это важное понимание! Мы не прогневляем Бога, а наносим раны себе! Иначе Бог был бы самым страдающим существом.