Сизифов камень российской электроэнергетики — Договор о Предоставлении Мощности (ДПМ)

Жихарев Валерий Александрович
Начальник Департамента розничного рынка и сетей Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»

Договоры предоставления мощности – особая форма обязательных для заключения покупателями электроэнергии договоров, свойственных только для рынка электроэнергии и мощности России.

ДПМ заключается в отношении генерирующих объектов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, между покупателями, организациями коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка и генерирующими компаниями оптового рынка, созданными путем реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ РАО ЕЭС России.

ДПМ является нерыночным по сути механизмом, гарантирующим полный возврат с высокой доходностью инвестиционных расходов генерирующих компаний.

Выступление прошло в рамках Энергетического семинара А.С. Некрасова. Другие сессии семинара: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/ekonomicheskie-problemy-energeticheskogo-kompleksa/

Выходные данные: В.А. Жихарев. ДПМ на ОРЭ: «Сизифов камень» российской электроэнергетики / Жихарев В.А. // Сайт ИНП РАН. — 27 апреля 2021. — Энергетический семинар А.С. Некрасова. — URL: https:// ecfor.ru/publication/tarifnoe-regulirovanie-elektroenergetiki (дата обращения: 12.08.2020).

Файлы презентации: https://ecfor.ru/publication/tarifnoe-regulirovanie-elektroenergetiki

00:00:00 Вступление
00:00:31 История ДПМ
00:03:49 ДПМ – нерыночный механизм
00:10:09 До четверти объектов генерации ДПМ имеют КИУМ ниже 30%
00:11:19 Платежи ДПМ не зависят от эффективности использования установленной мощности
00:12:36 ДПМ – сизифов камень
00:15:01 Что делать?
Вопросы и обсуждение:
00:17:03 Потребители могут отказаться от платы по ДПМ?
00:18:23 Почему государство не увеличивает вместо ДПМ свою долю в мощностях?
00:20:45 Есть ли альтернативное ДПМ предложение?
00:22:17 Как сопоставлять цены на электроэнергию в разные страны?
00:24:19 Почему выбран метод альткотельной?


——————————

Заметки:

ДПМ — производная недостижимости рыночных преобразований в электроэнергетике


Реформирование электроэнергетики задумывалось с целью перевода отрасли с монополистических на рыночные отношения на основе развития конкуренции на формируемых рынках электроэнергии. В основе лежала логика, что развитие конкурентных рыночных отношений в электроэнергетике приведёт к повышению её эффективности и росту инвестиций.

Однако масштабы и последствия московской аварии 25 мая 2005 года вынудили отказаться от такого подхода и ускоренно переформатировать процесс реформирования под привлечение инвестиций на основе их гарантированного возврата.
Результатом стал запуск с 1 июля 2008 года переходного рынка мощности, а с 2011 года долгосрочного рынка мощности, которым вводился регулируемый механизм договоров о предоставлении мощности (ДПМ).

В следствии чего к 2020 году регулируемая доля ДПМ (всех видов) на рынке мощности составила порядка 70% или примерно 540 млрд рублей в годовом исчисление. А сам ДПМ из механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику превратился в инструмент повышения и поддержания высоких финансовых показателей деятельности генерирующих компаний, межтерриториального и межотраслевого перекрёстного субсидирования.


Целесообразно:

1.Создавать работоспособный энергорынок, на котором в полной мере действуют законы спроса и предложения. Свести к минимуму и отказаться от дальнейшей практики введения на рынке новых нерыночных доплат.
2.Использовать действующие механизмы рынка для обеспечения потребности в содержании и обновлении генерирующим мощностей (КОМ, РСВ).
3.Для замены объектов с низкой рыночной эффективностью есть механизм присвоения временного статуса «вынужденной» генерации с регулируемым тарифом на период замещения этого объекта более эффективным решением.
4.Для предупреждения проблемы локальных дефицитов генерирующей мощности в 2015 году был утверждён и запущен механизм конкурсного отбора проектов строительства новой генерирующей мощности (КОМ НГО). Отборы проводятся заблаговременно на основании данных о локальном дефиците из Схемы и программы развития ЕЭС (отборы проектов строительства генерации в Крыму и на Таманском полуострове).
5.В 2017 году утверждена методология ценообразования по методу «альтернативной котельной» на рынках теплоснабжения, открывшая дополнительные возможности для инвестиций в тепловую генерацию.
6.Регулярно выполнять международные ценовые сопоставления и оценку стоимости собственного производства электроэнергии. Использовать результаты для корректировки тарифно-ценовой нагрузки электроэнергетики на экономику для сохранения конкурентоспособности российской промышленности.
7.Внедрять экономические критерии эффективности регулирования отрасли, такие, как снижение доли расходов на электроснабжение в ВВП.