Возлюби ближнего своего как самого себя. А в молитве преподобного Силуана Афонского читаем : "Господи не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого из людей, но думать как о худшем всех, и никого не осуждать". Как же может человек, который считает себя худшим, а значит не любит себя, возлюбить ближнего своего?
То, что я вижу себя худшим, не значит, что я себя не люблю. Если я вижу себя больным, это что значит, что я не люблю себя, да? Это как же понять такую логику? Да, именно только при этом условии, чем больше я вижу себя больным, тем с большей искренностью и большей силой, я бы сказал, я буду обращаться к врачу. Как мы обращаемся к врачам тела, так же мы будем обращаться и к врачу душ наших — ко Христу. Видение себя грешным и больным совсем не означает какую-то нелюбовь к себе. Ничего подобного. Это совершенно ложная мысль. Напротив, мы только сейчас говорили, какого ребенка мать любит больше? Больного или здорового? Ясно… Так и здесь. Когда я больше о себе беспокоюсь? Когда я здоров или когда я болен? Здоров — давай выпьем, давай напьемся… Ничего… А когда врачи сказали, если ты выпьешь больше — все, голубчик, ты можешь тут же… О! И испугался! Диету… Ой, да, это мне нельзя, это — извините. Видите, какая забота? Почему, потому, что видит себя больным и уже опасается. Вот так. Здесь, в данном случае, нужно иметь ввиду обратное. Повторяю еще раз замечательный критерий Петра Дамаскина, Высказанный Петром Дамаскиным, на самом деле он присущ всем святым отцам.
«Первым признаком начинающего здравия души является видение грехов своих. И это видение как раз и понуждает меня с еще большей ревностью обращаться ко Христу».