Развитие Сибири. Сибирь в федеральной политике пространственного развития
Кузнецова Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/kuznetsova-olga-vladimirovna/
Выходные данные: Кузнецова О.В. Сибирь в федеральной политике пространственного развития // Сайт ИНП РАН. — 24-25 марта 2023, Сергиев Посад. — V-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/prostranstvennoe-razvitie-sibiri/ (дата обращения: 16.02.2024).
00:00:00 Вступление
00:01:00 Место Сибири в федеральной политике
00:08:36 Стратегия социально-экономического развития СФО
00:10:42 Макрорегионы
00:14:00 Текущая стратегия развития Сибири
00:15:50 Отсутствие муниципализации
00:17:09 Разобщенность наук
—————————
Заметки:
Структура доклада
• Сибирь в федеральной политике пространственного развития: особенности федеральной политики в отношении Сибири, место Сибири в федеральной поддержке социально-экономического развития территорий
• Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 129-р от 26 января 2023 г.) как иллюстрация общих проблем федеральной политики пространственного развития
Отсутствие в России актуальной сетки экономических районов
• Советская сетка экономических районов не актуализировалась с конца 1980-х годов, за 35 лет (особенно учитывая кардинальные изменения в экономике) границы экономических районов не могли не измениться
• Попытки возродить экономическое районирование провалились (преимущественно по политическим причинам): при разработке и Стратегии-2020 (Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной в 2008 г.), и Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г. (утвержденной в 2019 г.)
Макрорегионы: возможные подходы к выделению с учетом накопленного опыта (зарубежного и отечественного)
• Формирование макрорегионов может как предусматривать, так и не предусматривать создание специальных управленческих структур (органов власти) в макрорегионах
• Сетки макрорегионов могут быть как универсальными, так и отраслевыми; следовательно сеток макрорегионов может быть несколько (для разработки общих стратегий социально-экономического развития, для стратегий и программ развития отдельных отраслей, для размещения объектов социальной инфраструктуры и т.д.)
• Может быть сетка макрорегионов одного уровня и сетки макрорегионов разных уровней (пример Германии: две управленческие сетки – правительственных округов и административных районов + сетка регионов организации территории для территориального планирования и регионов рынка труда для региональной политики)
• Формирование макрорегионов, покрывающих всю территорию страны, и/или макрорегионов, покрывающих только часть страны
Сетка макрорегионов может быть как стабильной, так и регулярно пересматриваемой
Отсутствие «муниципализации» федеральной политики пространственного развития
Несмотря на то, что Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г. стала первым документом именно пространственного развития, муниципальные образования так и не стали ключевым объектом федеральной пространственной политики:
• Мониторинг социально-экономического развития в разрезе муниципальных образований не налажен
• В Стратегии развития СФО до 2035 г. вопросы, связанные с системой расселения, не рассматриваются; моногорода, наукограды и другие особые типы населенных пунктов не упоминаются
Разобщенность региональной экономики и мировой экономики как направлений экономической науки, экономгеографии России и экономгеографии зарубежных стран
И в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., и в Стратегии развития СФО на период до 2025 г. роль внешнеэкономических связей, в том числе приграничного сотрудничества, в социально-экономическом развитии регионов не рассматривается