Пространственное развитие России: успехи, проблемы, решения
Дмитрий Борисович Кувалин, зам. директора ИНП РАН, д.э.н.
Выступление прошло 11 апреля 2023 в рамках семинара «Российская экономика в новых геополитических условиях: отрасли и регионы» ИНП РАН и ВолНЦ РАН . Все выступления сессии: https://ecfor.ru/publication/rossijskaya-ekonomika-v-novyh-geopoliticheskih-usloviyah/
Выходные данные: Кувалин Д.Б. Проблемы пространственного развития России в современных условиях // Сайт ИНП РАН. — 11 апреля 2023. — Семинар «Российская экономика в новых геополитических условиях: отрасли и регионы». — URL: https:// ecfor.ru/publication/prognozirovanie-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/ (дата обращения: 12.12.2023).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/prognozirovanie-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona
00:00:00 Вступление
00:00:40 Политика пространственного развития
00:02:30 Успехи российской политики пространственного развития
00:05:10 Проблемы
00:16:41 Что делать
Обсуждение
00:18:40 О модели пространственного развития
00:22:10 Что с точками роста?
00:24:12 Как активизировать инвестиции?
——————————
Заметки:
Успехи российской политики пространственного развития
• Введение в строй новых портов в Ленинградской области
• Значительное улучшение состояния федеральных и части региональных автотрасс
• Развитие портового хозяйства на Дальнем Востоке
• Увеличение провозной способности Транссиба и БАМа
• Строительство трубопроводов ВСТО и «Сила Сибири»
• Строительство автотрассы «Амур» от Хабаровска до Читы
• Развитие газодобычи и строительство железной дороги, заводов СПГ и портов на Ямале
• Создание нового туристического кластера в Сочи и на Красной Поляне
• Развитие агломерации Владивостока, в т.ч. строительство новых мостов, дорог и электростанций
• Строительство Крымского моста и восстановление экономики Крыма
Ключевые проблемы пространственного развития России
• Проблемы исторического характера
• Отсутствие цельной (комплексной) политики пространственного развития;
• Сохранение недопустимо высокой дифференциации российских регионов по уровням социально-экономического развития (максимальный разрыв по душевому ВВП между регионами составляет 51 раз; по среднедушевым доходам – 5 раз)
• Недостаточный уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры в целом ряде важных для России регионов (Сибирь, Дальний Восток, Арктика)
• Деградация целого ряда региональных комплексов высокотехнологичной промышленности
• Общая нехватка финансовых ресурсов, с которой сталкивается большинство российских регионов и муниципалитетов
• Вывод финансовых ресурсов из регионов крупными корпорациями
• Наличие институциональных разрывов в системе управления пространственным развитием и развитием регионов
Пространственные проблемы в условиях новой геополитической реальности
• Решение срочных социальных проблем в новых регионах России; размещение, адаптация и трудоустройство до 2-3 миллионов беженцев
• Полноценное восстановление экономики и социальной сферы в новых регионах
• Необходимость резко усилить внимание к пространственным аспектам обороноспособности страны (децентрализация промышленности, прежде всего оборонной, с целью снижения ее уязвимости; строительство дублирующих транспортных магистралей; улучшение транспортной доступности уязвимых территорий и т.д.)
Предложения по решению проблем пространственного развития России
• Принятие срочных решений по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей разворот внешнеторговых связей России на юг и восток
• Усиление пространственной политики на законодательном и административном уровнях (включая использование плановых механизмов при решении пространственных проблем экономической безопасности). Увеличение бюджетных инвестиций, нацеленных на решение пространственных проблем
• Более глубокая проработка пространственной политики, возврат к разработке Генеральной схемы размещения производительных сил
• Создание механизмов, стимулирующих локализацию смежных и вспомогательных производств на территориях, где функционируют основные производства крупных корпораций
• Внесение дальнейших изменений в законодательство, нацеленных на облегчение межрегионального сотрудничества (упрощение процедур софинансирования регионами межрегиональных проектов, финансирования создания объектов на других территориях и т.д.)
• Дебюрократизация процесса управления регионами
• Ограничение масштаба финансовых льгот, предоставляемых на региональном уровне