Программы повышения энергоэффективности: оценка результатов; развитие теплоэнергетики // Семикашев

Семикашев Валерий Валерьевич, к.э.н., заведующий лабораторией ИНП РАН

Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/semikashev/

———————

Выступление состоялось в рамках прошедшей 23-24 марта 2020 г. II-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИЭОПП СО РАН, ИНП РАН и экономическим факультетом НГУ.

Выходные данные: Семикашев В.В. Развитие ТЭК и экономики России в условиях климатического регулирования: альтернативные оценки / В.В. Семикашев // Сайт ИНП РАН. — 24 марта 2020, Бердск. — II-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: https:// ecfor.ru/publication/razvitie-tek-klimaticheskoe-regulirovanie/ (дата обращения: 12.10.2020).

Страница с файлом презентации:: https://ecfor.ru/publication/razvitie-tek-klimaticheskoe-regulirovanie

———————

00:00:00 Стратегия низкоуглеродного развития России
00:01:00 Результаты уже реализованных программ
00:04:38 Энергоаудит — результаты
00:05:12 Реформа электроэнергетики – результаты
00:06:44 Программа развития ВИЭ – плюсы и минусы
00:11:49 Предложение – развитие теплофикации (когенерация)
00:17:07 Учтено ли в предложении состояние сетей?
00:19:02 Каковы ограничения предложенной меры?
00:23:54 Готовы ли сами энергетики к такому предложению?

По результатам участия в Парижском соглашении России необходимо:

1. Разрабатывать низкоуглеродную стратегию развития экономики России
2. Разработать и внедрить систему измерения выбросов СО2

Общий контекст

• Скорее всего, со стороны международного сообщества будет призыв к усилению мер по достижению заданных целей Парижского соглашения и пересмотру целевых индикаторов в сторону их увеличения (ужесточения)

Высокая амбициозность целей

Пересмотр раз в пять лет

• Все решения на национальном уровне разрабатываются с учетом национальных особенностей
• Учитывать вклад лесов и болот в поглощающую способность
• Предложение — развитие теплофикации
• Увеличение доли ТЭЦ в выработке тепла с 40% до 60%
• Дополнительные 280 млн Гкал будут выработаны на ТЭЦ вместо котельных
• Снижение удельных расходов за счет перевода на ТЭЦ на ~25-35 кг у.т./Гкал

Минусы

• Перестройка рынка электроэнергии и мощности
• Институциональные преобразования

Плюсы

• Прекращение тренда на ухудшение режимов работы ТЭЦ и другой традиционной генерации (за счет новых программ АЭС, ГЭС, ВИЭ и крупных парогазовых блоков), что вызывает рост удельных расходов и ухудшение экономики ТЭЦ
• Развитие рынков и российских производств по оборудованию для ТЭЦ
• Дополнительная «дешевая» электроэнергия

Выводы:
• Наибольший эффект на сокращение выбросов СО2 в российской экономике был достигнут во время периода активного экономического роста в 2000-2008 гг. и модернизации и запуска новых производств и предприятий, обновлении парка машин и оборудования

Госпрограммы по повышению энергоэффективности не дали эффекта в первую очередь из-за кризиса и стагнации в экономике

• Программы ДПМ и ДПМ-ВИЭ дали эффекты в части повышения энергоэффективности
• Для программы ДПМ затраты на тонну сэкономленных выбросов СО2 можно оценить в размере 225 тыс. руб.
• Для программы ДПМ-ВИЭ — размере 167 тыс. руб.

• Если разработать программу по увеличению доли ТЭЦ в выработке тепла в системах централизованного теплоснабжения (СЦТ), то при следующих параметрах это в два раза выгоднее (дешевле) как мера по сокращению выбросов СО» и несет ряд дополнительных положительных эффектов

• Увеличение доли ТЭЦ в выработке тепла с 40 до 60% или на 280 млн. Гкал. Что приводит к уменьшению удельных расходов топлива для этого объема на 25-35 кг у.т./Гкал.

• Тогда при совокупном эффекте в сокращенных выбросах в 43 млн. т СО2, и заданном уровне затрат на тонну сэкономленных выбросов СО2 на уровне 100 тыс. руб. (в 1,5-2 раза ниже, чем в реализованных программах) совокупный инвестиционный ресурс для этого может составить 4,3 трлн. руб.

• Это позволит модернизировать и перестроить многие СЦТ, получить значимый экологический эффект, положительные экономические эффекты для участников рынка и СЦТ из такой программы


Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.