Почему растут цены на бензин? || Механизм ценообразования на моторные топлива

Колпаков Андрей Юрьевич, к.э.н., заведующий лабораторией ИНП РАН,

Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/kolpakov/

Выступление прошло 26 января 2023 в рамках сессии «Потребительские цены: тенденции последних лет» Секции Управления Экономики Центрального Дома Ученых. Все выступления сессии: https://ecfor.ru/publication/tsenovaya-dinamika-i-razvitie-ekonomiki-rossii/

Выходные данные: Колпаков А.Ю. Ценообразование на моторные топлива // Сайт ИНП РАН. — 26 января 2023. — Центральный Дом Ученых, заседание «Секции Управления Экономикой». — URL: https:// ecfor.ru/publication/tsenovaya-dinamika-i-razvitie-ekonomiki-rossii/ (дата обращения: 12.07.2023).

Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/tsenovaya-dinamika-i-razvitie-ekonomiki-rossii

00:00:00 Динамика цен на бензин
00:01:46 Механизм ценообразования на бензин
00:06:29 Анализ оптовых цен на бензин
00:10:01 Проблемы и возможные пути их решения
00:16:38 Как на цену на бензин повлияет потеря нефтяными компаниями зарубежных активов?
00:19:09 Как можно избежать колебаний цен на бензин в случае изменений механизма ценообразования?





——————————

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.

——————————

Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists

На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:

https://ecfor.ru/publication/?date=&author=&field=&type=&source=&media=&lab=

——————————

Заметки:

Актуальные проблемы и возможные пути их решения


Проблемы:

• Цена Urals стала «непрозрачной», что создает неопределенности при формировании внутренних цен на нефть, а также при расчете нефтяных налогов
• Высокий уровень и постоянный рост акцизов, что предопределено принципом их адресности. Для сравнения, в 2022 году акциз на бензин составил 13,8 тыс. руб./т; экспортная пошлина на бензин – 1 тыс. руб./т; НДПИ на нефть – 16,4 тыс. руб./т
• Создана изощренная система регулирования из-за установки на сдерживание цен моторных топлив при значительном влиянии конъюнктуры внешних рынков и валютного курса. Пример: при профиците ДТ на внутреннем рынке в 120% действует price-cap

Возможные меры:

• Формирование либерализованного рынка нефти в России. Возможно, сейчас очень подходящее время для этого: внутренний рынок является гарантированным с точки зрения сбыта, тогда как экспорт сопряжен с рисками
• Наполнение региональных дорожных фондов через транш из федерального бюджета: лучше распределить финансовую нагрузку на 500 млн т нефти, чем на 60 млн т моторных топлив
• Рента = Фиксированный объем + Процент от прибыли. Фиксированный объем зависит от запланированных бюджетных расходов и распределяется на весь объем добычи


#бензин #экономика #инфляция