Выступление состоялось в рамках прошедшей 23-24 марта 2020 г. II-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИЭОПП СО РАН, ИНП РАН и экономическим факультетом НГУ.
Выходные данные: Колпаков А.Ю. Актуальные проблемы развития рынка моторных топлив в России / А.Ю. Колпаков // Сайт ИНП РАН. — 24 марта 2020, Бердск. — II-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: https:// ecfor.ru/publication/aktualnye-problemy-razvitiya-rynka-motornyh-topliv-v-rossii/ (дата обращения: 12.09.2020).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/aktualnye-problemy-razvitiya-rynka-motornyh-topliv-v-rossii
———————
Заметки:
00:00:00 Современная модель ценообразования на рынке моторных топлив в России
Аксиомы функционирования рынка моторных топлив в России: ситуация на начало 2018 года:
• Принцип «нетбэк».
• Ограничение роста конечных цен не выше инфляции
• Бюджетное правило
• Налоговый маневр
• Акцизы должны расти
00:05:08 Противоречивость системы: рост цен на бензин весной 2018 года
00:06:59 Изменение системы ценообразования в 2019
Функционирование оптового рынка моторных топлив в России в 2019 году с учетом введения демпфирующего акциза и условной цены:
Новая система ценообразования на моторные топлива (МТ) добавляет одно правило: если нефтяные компании удерживают фактическую оптовую цену ниже регулируемого уровня, заданного Правительством РФ, государство возвращает им часть недополученного дохода, который потенциально могли бы иметь поставщики при продаже топлива по ценам нетбэк (но если складывается так, что цена нетбэк оказалась ниже регулируемого уровня, уже нефтяные компании должны доплатить в пользу бюджета). Эта «плавающая» выплата называется демпфирующим акцизом (или демпфером), а ограничение для оптовой цены задается с помощью показателя ЦВР (условная цена): цена МТ может превышать ЦВР максимум на 10%.
Анализ показывает, что:
• на оптовом рынке МТ изменился механизм ценообразования. Нефтяные компании продолжают ориентироваться на цену-нетбэк, но дополнительно вычитают из нее демпфирующий акциз. Условно можно назвать такую схему «нетбэк минус демпфер»;
• несмотря на то, что формально не существует штрафных санкций за превышение оптовыми ценами на МТ ограничений, установленных регулятором (за пределами которых отменяется демпфер), нефтяные компании воздержались от подобных действий. Это важный поведенческий индикатор, демонстрирующий их лояльность к новым правилам.
Аксиомы функционирования рынка моторных топлив в России — современная модель:
• Принятое решение можно понять. В отличие от альтернативных опций, изменение механизма ценообразования является мерой регулирования конкретно рынка МТ и не затрагивает процессов более высокого порядка.
• В каком-то смысле Правительство РФ выбрало единственный возможный для себя вариант с учетом тех ограничений, которые оно само же сформулировало.
00:14:15 Доступность бензина в России низкая
Доступность бензина в России находится на низком уровне. Ниже, чем во многих странах-импортерах энергоресурсов.
Доступность бензина в России снижалась в последние 4 года и сейчас находится на уровне 2008-2009 гг.
В базовом сценарии доступность бензина не выйдет даже на уровень 2015 года, что требует пересмотра налоговой и ценовой политики.
Возможен сценарий повышения доступности бензина через корректировку налоговых параметров.
00:18:46 Что делать?
Основные направления корректировок:
• акцизы и условные цены сейчас индексируются на 4% в год и имеют проинфляционный характер. Они могут быть скорректированы в сторону замедления роста
• целесообразно предусмотреть выплату части обратных акцизов из средств
• ФНБ (части, которая не покрывается надбавкой к НДПИ)
Повышение доступности моторных топлив создаст позитивные эффекты в неэнергетических сферах. Оценки показывают, что потребительский спрос реагирует на изменение относительных цен на разные группы товаров. Так, при относительном удешевлении моторных топлив на 10% их потребление вырастет на 3%, покупка личных автомобилей – на 1%, а совокупный прирост потребления домашних хозяйств вырастет на 0,2%. Такой подход создает позитивные эффекты в неэнергетическом секторе экономики, то есть именно там, где необходимо качественное улучшение положения дел
00:23:49 ? Есть ли альтернативы нетбэку ?
00:26:33 ? Какими должны быть цены на бензин ?
00:28:29 ? Пробовали ли считать более другие сценарии ?
00:30:44 ? Оценивали ли негативные эффекты от изменения цен ?
00:32:56 ? Как повлияют на рынок электромобили?
00:34:11 ? Почему стерилизация доходов приводила к ослаблению ?
00:35:04 Комментарий: уровень цен как инструмент экономической политики