Почему нужна модернизация систем региональных бюджетов?

Савчишина Ксения Евгеньевна, научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций докладчика:

https://ecfor.ru/person/savchishina-kseniya-evgenevna/

Выступление состоялось в рамках прошедшей 24-26 марта 2021 г. III-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИНП РАН и ИЭОПП СО РАН.

Другие выступления конференции: https://ecfor.ru/iii-sovmestnaya-konferentsiya-inp-ran-i-ieopp-ran

Выходные данные: Савчишина К.Е. Модернизация систем региональных бюджетов в контексте ускорения экономического развития / К.Е. Савчишина // Сайт ИНП РАН. — 24-26 марта 2021, Завидово. — 24-26 марта 2021 г. III-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/modernizatsiya-sistem-regionalnyh-byudzhetov/ (дата обращения: 16.03.2021).

Файл презентации: https://ecfor.ru/publication/modernizatsiya-sistem-regionalnyh-byudzhetov


——————————

Заметки:

Межбюджетные трансферты как источник повышения бюджетной обеспеченности

● Только 34 региона получают трансферты в большем объеме, чем передают собранных на своей территории налогов в ФБ

● Функция трансфертов по выравниванию бюджетной обеспеченности выполняется частично: разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между самыми «богатыми» и наиболее «бедными» регионами сокращается, но остается существенным даже в рамках одного федерального округа

● Только 35-40% всего объема передаваемых из ФБ трансфертов предназначена для повышения сбалансированности региональных бюджетов. Остальные средства – на обеспечение тех расходов, решение о которых принималось на федеральном уровне

Регионы не имеют объективных возможностей для наращивания инвестиционных расходов:

● На «защищенные» социальные расходы (образование, здравоохранение, культуру и социальную политику) регионы вынуждены тратить порядка 70% общего объема расходов, еще 15% — на ЖКХ, правопорядок и органы власти

● На финансирование расходов в сфере региональной экономики субъекты федерации в целом располагают средствами в размере не более 1.5% к ВРП

● Ситуация усугубилась после «майских указов» 2012 г.: в 2011 г. доля социальных расходов в консолидированном бюджете субъектов федерации не превышала 60%, на финансирование расходов на экономику регионы потратили сумму в размере 2.4% к ВРП

Сбалансированность региональных бюджетов

● В 2014-2019 гг. проводилась политика повышения сбалансированности региональных бюджетов. В результате, соотношение долга и собственных доходов вернулось на уровень 2012 г. (22%), доля трансфертов из ФБ составила 18% от общего объема доходов (против 22% в 2011 г.), обеспеченность расходов собственными доходами выросла с 77% до 82%

● Укрепление финансовой устойчивости было достигнуто за счет стагнации (в реальном выражении) расходов регионов в 2014-2018 гг. Основные потери понесли социальные и инвестиционные расходы (например, в образовании финансирование сократилось на 4% в реальном выражении)

00:00:00 Состояние региональных бюджетов
00:10:23 Расходы региональных бюджетов. Инвестиции в регионах
00:14:36 Сбалансированность региональных и муниципальных бюджетов.
00:18:37 Что с прямым финансированием?
00:21:05 Как распределяется бюджет между уровнями?
00:25:10 Есть ли региональные данные?


#экономика #ИНПРАН #бюджеты