Особенности бюджетной политики в современных российских условиях
Соколов И.А., зав. лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ, РАНХиГС
Выступление прошло 30 ноября 2021 в рамках сессии «Почему в России растут цены?» Секции Управления Экономики Центрального Дома Ученых. Все выступления сессии: https://ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki
https://youtu.be/HFeMcpOl8y4 — упоминаемое выступление Олега Буклемишева
Выходные данные: И.А. Соколов. Особенности бюджетной политики в современных российских условиях / Соколов И.А. // Сайт ИНП РАН. — 30 ноября 2021. — Центральный Дом Ученых, заседание «Секции Управления Экономикой». — URL: https:// ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki/ (дата обращения: 12.04.2022).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/publication/osobennosti-byudzhetnoj-politiki
00:00:00 Основные параметры бюджетной системы РФ
00:03:43 Черты федерального бюджета 2022-2024
00:11:04 Долгосрочная устойчивость федерального бюджета. ФНБ VS Госдолг
00:16:13 Вызовы бюджетной политики
00:22:13 Вопрос: насколько эффективно работают институты развития?
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
——————————
Заметки:
Черты федерального бюджета 2022-2024
1. Инициатив по повышению налоговых доходов предложено немало, а идей по стимулированию экономики по-прежнему не хватает (глядя на ожидаемые темпы экроста).
2. Доля нефтегазовых поступлений в структуре доходов за последние пять лет снизилась с 43% до 35%, однако корреляция между среднегодовой ценой нефти в рублях и доходами бюджета составляет порядка 84%. Т.е. зависимость федерального бюджета от цены на нефть сохраняется, а цена на нефть и валютный курс значимо влияют на не связанные с добычей сырья отрасли экономики.
3. Расходы федерального бюджета в 2024 г. сократится относительно 2021 г. на 1,9 п.п. ВВП, при этом снижение непроцентных расходов за этот же период будет еще более значимым – 2,2 п.п. ВВП. В основном расходными приоритетами являются демография и здравоохранение. На нацпроекты – почти 12% от общего объема запланированных расходов федерального бюджета по годам.
Вывод: Правительство продолжает придерживаться приоритетов экономии в обмен на слабый экономический рост.
Гибкость расходов сильно ограничена созданным «коридором» — снизу «условно защищенные» расходы, сверху «потолок» по бюджетному правилу. И этот коридор будет иметь тенденцию к сжатию…
Вызовы бюджетной политики – на них еще не найден ответ!
— Проблема бюджетной устойчивости снизила остроту на долгосрочном периоде вследствие пенсионной реформы, но отнюдь не решена. «Кризисный» уровень поступлений нефтегазовых доходов в объеме 3% ВВП через 10-15 лет станет текущим, постоянным уровнем, да и разведанных запасов нефти хватит на 30 лет
— Объем расходов федерального бюджета будет устойчиво сокращаться под действием бюджетного правила при сохранении текущего фискального режима, либо будет ускоренными темпами расти госдолг (при «обходе» правила)
— Сложившаяся бюджетная сеть и высокое прямое участие гос-ва в экономике не позволяют оптимизировать значимую часть расходов федерального бюджета
— Недостаточный уровень производительных расходов (из-за неснижающегося присутствия государства в коммерческом секторе экономики и расширяющихся функций государства)
— Вытеснение прямых бюджетных инвестиций иными видами текущих расходов (субсидии юрлицами и взносы в институты развития). Государство создает все больше нерыночных или квазирыночных посредников в управлении собственным имуществом
— Ухудшение и без того низкой финансовой самостоятельности регионов (рост объема полномочий при сокращающемся объеме трансфертов из федерального бюджета в пользу региональных бюджетов)