Независимость Европейского Центрального Банка под вопросом? // Жак Сапир
Jacques Sapir, директор Центра исследований моделей индустриализации CEMI-EHESS, Франция, иностранный член РАН, профессор
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/sapir-zhak/
Выходные данные: Сапир Ж. Неожиданные последствия: независимость ЕЦБ под вопросом? / Ж. Сапир // Сайт ИНП РАН. — 8 июля 2020. — LIX Сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https:// ecfor.ru/publication/nezavisimost-etsb-pod-voprosom/ (дата обращения: 15.08.2020).
Сейчас привлекает внимание проблема захвата власти центральных банков, которая ставит вопрос о их независимости. ЕЦБ приобрел большое значение, так как правительства запоздали со своей реакцией на коронавирус. ЕЦБ действует на основе определения независимости центрального банка, которое несколько особое.
00:01:39 В чем проявляется перехват власти
Захват власти проявляется в объеме операций, суммы операций на открытом рынке, которые уменьшались с 2019 были увеличены в 2,5 раза с марта 2020 и растут очень быстро с 15 июня. Также сильно растет владение государственными бумагами, особенно в рамках программы срочного выкупа в рамках пандемии, запущенной в конце марта.
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке, как видно на графике, очень быстро выросли с 15 июня.
Операции с государственными ценными бумагами.
Нормальные операции на графике показаны черным, красным – ценные бумаги, выкупленные ЕЦБ в рамках программы.
График: процентная доля государственных ценных бумаг в балансе.
Доля Германии снижается, а Франция и Италия очень сильно растут.
Таким образом ЕЦБ самоутверждается как наиболее быстрый и эффективный агент, а Европейская Комиссия задержалась с принятием мер. Благодаря этому создана ситуация, в которой страны могут вести антикризисную политику, не заботясь о финансировании.
Однако этот переход происходит в рамках, которые очень жестко определяют независимость ЕЦБ, в результате возникают политические и институциональные проблемы в отношении ЕЦБ и Германии.
00:06:12 История независимости центральных банков
Эта проблема не нова.
Такое видение независимости ЕЦБ является свойственным ЕС и унаследовано от формулы, использованной для Бундесбанка. Американская ФРС сохраняет определенную форму ответственности перед политическими инстанциями. Оно действительно может вести независимые действия, но они не должны приводить её в противоречие с конгрессом.
После войны и поражения Германии был создан банк BdL, который стал центральным банком и был в 1957 году переименован в Дойче Бундесбанк. После войны была создана союзная банковская комиссия, которая сотрудничала с BdL Они сидели в одном здании и цель была в том, чтобы скорее союзники, а не немцы оказывали влияние на денежную политику. Банк прекрасно понимал, что за ним осуществляется такой надзор, которое ему очень не нравилось. С началом холодной войны это опекунство ослабло. Поскольку военные, ответственные за оккупационные зоны перестали приходить на его совещания. То есть, с 1949 по 1951 год банк был фактически независим. Согласно ортолиберализму тех времен процессы принятия мер должны оставлять на усмотрения центробанков, но не рамки тех решений.
00:13:35 Теория репутации агента
Другой источник – «теория репутации агента», из которой возникает вопрос доверия к центральным банкам. Оно, естественно обратной стороной имеет репутацию. Надо подчеркнуть, что эта теория скорее объяснение постфактум, чем реальная причина. Она разработана с 65 по 73 год. И на самом деле Бундесбанк утвердился в своей независимости с конца 50х годов.
Теория репутации использовалась тогда во оправдание очень жесткой денежной политики во имя защиты репутации. Репутация может быть уничтожена очень быстро в случае непредвиденных обстоятельств.
00:16:14 ЕЦБ vs Суд Германии
Сегодня независимость ЕЦБ ставится под вопрос немецким конституционным судом. Конституционный суд Германии поставил под вопрос денежно-кредитную политику, проводимую ЕЦБ. Они требуют, чтобы ЕЦБ обосновал пропорциональность его действий по отношению к цели. На самом деле они напоминают о том, что ничто не может позволить нарушать конституциям организациям созданным конституцией. Этот же суд указал, что он не признает концепцию «европейского народа».
00:22:40 Выводы
00:23:44 ? Как государства могут вернуть контроль над центральными банками?