Налоги на доходы населения России. Как меры налоговой политики влияют на благосостояние населения?
Ордынская Елена Валерьевна, к.э.н., ведущий научный сотрудник
Список презентаций и публикаций докладчицы: https://ecfor.ru/person/ordynskaya-elena-valerevna/
Черковец Марина Владимировна (соавтор), к.г.н., старший научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/cherkovets/
Выступление состоялось в рамках прошедшей 3-5 июля 2023 г. LXV сессии Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. Все выступления сессии: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lxv-sessiya/
Выходные данные: Ордынская Е.В., Черковец М.В. Влияние отдельных структурных мер бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на уровень благосостояния населения // Сайт ИНП РАН. — 5 июля 2023. — LXV сессия Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики. — URL: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/rossijsko-frantsuzskij-seminar-ekonomika/lxv-sessiya/ (дата обращения: 12.02.2024).
Страница с файлом презентации: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/lxv-sessiya/
00:00:00 Вступление
00:04:08 Основные показатели
00:11:10 Меры бюджетной политики
00:18:17 Доходы населения. НДФЛ. Дивиденды. ИИС
00:29:43 Налоговая нагрузка. Прогрессивное налогообложение.
00:34:17 Выводы
Обсуждение
00:37:00 Стимулирование бизнеса
00:38:41 Как сравнивать доходы по регионам?
——————————
Заметки
Предполагаемые меры
• Распространение права на налоговый вычет на расходы, на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту
• Освобождение от налогообложения не только выплат выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства, но и любых иных компенсационных выплат при увольнении работника, предусмотренных законодательством
Меры укрепления финансового суверенитета
• Введение нового типа инвестиционных счетов для физических лиц. Для данного типа инвестиционных счетов будут применяться налоговые льготы в виде налоговых вычетов на всю внесённую сумму и в виде освобождения доходов от уплаты НДФЛ. Льготы будут применяться в случае использования данных счетов на протяжении пяти лет и более
Поступления НДФЛ
• В 2022 году поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) составили 5,7 трлн рублей. Они превысили показатели прошлого года на 845 млрд рублей, или на 17%
• Поступления по НДФЛ, источником которых является налоговый агент, составили 5,5 трлн рублей, что 904 млрд рублей, или на 20%, больше поступлений 2021 года
• На положительную динамику НДФЛ оказал влияние рост заработной платы — 112,6%, по данным Росстата, в том числе за счет увеличения объема премиальных выплат, дивидендов и доходов по операциям с ценными бумагами
Индивидуальные инвестиционные счета
• Объем активов, находившихся на уже действующих индивидуальных инвестиционных счетах, за 2022 год снизился во многом в связи с тем, что «истечение трехлетнего срока по действующим договорам и низкие результаты инвестирования способствовали закрытию счетов
• Увеличилась доля клиентов с размером счетов до 10 тыс. руб. Произошло уменьшение среднего размера счета в два раза
• В сегменте доверительного управления в 2022 г. наблюдался отток клиентов из массовых долгосрочных стратегий. По итогам 2022 года большинство крупных стратегий с историей более 12 месяцев показали отрицательную доходность
Прогрессивное налогообложение
• По расчетам ФНС России, в 2021 и 2022 годы более 50 млн рублей в год зарабатывали около 19 000 человек. Если повысить для них ставку НДФЛ до 18%, дополнительные доходы бюджета составят чуть более 100 млрд рублей
Выводы
• Собственно налоговые меры не достаточны для существенного улучшения положения населения. Они помогают наиболее состоятельным
• Сегодня ситуация выглядит как «бедным – пособия, богатым – льготы». Реальные бюджетно – налоговые меры связаны лишь с пособиями населению, что не способствует развитию, а может выступать лишь в виде временной поддержки
• Необходимы именно стимулирующие меры. Они не должны быть связаны с ростом налоговой нагрузки на население
• Потенциально рискованно ведение прогрессивной шкалы для среднего класса. Бедные получат свои пособия. Богатые смогут минимизировать свои налоги