Налоги и неравенство // Как финансовая политика влияет на распределение доходов населения?

Ордынская Елена Валерьевна, к.э.н., ведущий научный сотрудник
Список презентаций и публикаций докладчика: https://ecfor.ru/person/ordynskaya-elena-valerevna/

Черковец Марина Владимировна, к.г.н., старший научный сотрудник ИНП РАН
Список презентаций и публикаций: https://ecfor.ru/person/cherkovets/


00:00:00 Основные направления финансовой политики
00:02:08 Системные налоговые меры
00:06:05 Стимулирующие налоговые и финансовые меры
00:08:47 Доходы населения и неравенство
00:18:38 Источники доходов населения

———————-

Выступление состоялось в рамках прошедшей 23-24 марта 2020 г. II-й Всероссийской научно-практической конференции «Анализ и прогнозирование развития экономики России», организованной ИЭОПП СО РАН, ИНП РАН и экономическим факультетом НГУ.

Выходные данные: Е.А. Ордынская Влияние финансовой политики на распределение доходов населения / Ордынская Е.А., Черковец М.В. // Сайт ИНП РАН. — 24 марта 2020, Бердск. — II-я Всероссийская научно-практическая конференция «Анализ и прогнозирование развития экономики России». — URL: — URL: https:// ecfor.ru/publication/finansovaya-politika-i-raspredelenie-dohodov-naseleniya/ (дата обращения: 16.02.2021).

Файл презентации: https://ecfor.ru/publication/finansovaya-politika-i-raspredelenie-dohodov-naseleniya/

——————————

Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.

——————————

Заметки:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

• «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России)

• «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019)

• Предсказуемые фискальные условия

• Стимулирование инвестиционной активности

• Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора
Предсказуемые фискальные условия

• Стимулирование инвестиционной активности

В 2018 году был также принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиционной активности:

• Отмена налога на движимое имущество организаций с компенсацией выпадающих доходов регионов. По оценкам предпринимательского сообщества это позволит устранить препятствия для ускоренного внедрения и развития технологий отечественной промышленности

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ

• Формирование стабильных фискальных условий
• Стабильность и предсказуемость неналоговых (квази-налоговых) платежей
• Формирование справедливых конкурентных условий

Особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов. Развитие новой формы налогового контроля — налогового мониторинга

Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней

СТИМУЛИРУЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ

• наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на НИОКР
• разработка законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего предоставление инвесторам «базовой» налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов
• налоговые меры, способствующие росту занятости и повышению производительности труда

Обеспечение устойчивого роста численности населения и ожидаемой продолжительности жизни:

Количество работающих граждан с годовым доходом до 114 000 руб. (9500 руб. в месяц) в 2017 году — 32,8 %, их удельный вес в общей сумме доходов — 3,8 % (в 2016 году — 4,5 %)
При этом расходы граждан в среднем по стране более чем на 30 % превышают их доходы (за 2017 год — 55 369 млрд и 42 049 млрд руб. соответственно)

По данным 2017 года 70 % населения формируют только 30 % совокупных доходов граждан
Совокупная налоговая нагрузка по НДФЛ и имущественным налогам в среднем по стране в 2017 году составила 13,34 % (практически не изменилась по сравнению с 2015 и 2016 годами)