Кувалин // Дальний Восток может стать локомотивом роста для России?

Кувалин Дмитрий Борисович, заместитель директора ИНП РАН, доктор экономических наук

Выступление состоялось в рамках прошедшей 3-5 февраля 2020 LVIII сессии Российско-французского семинара по денежно-финансовым проблемам современной российской экономики



Таймкоды:

00:00 Историческая роль Дальнего Востока в экономике России
19:00 Текущее состояние Дальнего Востока
20:00 Аргументы в пользу того, что Дальний Восток снова может стать бурно растущим регионом
36:45 Меры поддержки развития Дальнего Востока
42:42 Вопрос: основной источник дохода, чтобы Дальний Восток стал локомотивом роста это экспорт ресурсов или их разработка для использования в российской промышленности?
46:50 Широв А.А.: ремарка о роли Дальнего Востока
51:40 Вопрос: в какой меры дальневосточные льготы и доходы получают компании, которые являются налоговыми резидентами Дальнего Востока
56:35 Порфирьев Б.Н.: ремарка о ключевой важности создания таких условий, в которых Дальнему Востоку было бы интересно стать локомотивом. Вопрос: насколько министерство Дальнего Востока соответствует подобным задачам?
1:02:20 Жак Сапир: ремарка об опыте регионального развития Франции.

——————————

Заметки:

ДФО в России –это (без ЗК и РБ / с ЗК и РБ)
• 36% / 40,6% территории
• 4,2% / 5,6% населения
• 5,5% / 6,2% экономики
• 7,6% / 8,5% инвестиций
• 3,6% / 4,0% налогов

В российской истории Дальний Восток уже по меньшей мере дважды обеспечивал мощный экономический рывок всей страны…

— В XVII веке Дальний Восток наряду с Сибирью стал территорией, которая обеспечивала страну пушниной –главным экспортным продуктом России. Эти доходы (10% от общих) легко покрывали расходы на освоение Сибири, учитывая, что проживало там лишь 3% населения.

— В XVII-XIX веках Дальний Восток сыграл решающую роль в решении такой важной проблемы, как обеспечение России собственными драгоценными металлами, необходимыми для нормального функционирования национальной денежной системы.

— В конце XIX –начале XX веков Дальний Восток сыграл очень важную роль в попытках России решить проблему аграрного перенаселения в европейской части страны. Особого размаха политика, поддерживающая крестьянскую миграцию, приобрела в рамках знаменитой «столыпинской» аграрной реформы.

— В 30-40 годы XX века СССР остро нуждался в золоте для того, чтобы финансировать импорт оборудования и технологий для модернизации промышленности, в том числе оборонной. Быстрый прирост объемов производства золота на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе –имел огромное общенациональное значение.

В настоящее время развитие Дальнего Востока сдерживается рядом серьезных проблем, главная из которых -отток населения, который не прекратился до сих пор.

Примерно 85% сокращения численности населения объясняется миграцией в другие регионы страны и за рубеж, а еще 15%
-превышением уровня смертности над уровнем рождаемости. При этом отток высококвалифицированных работников с Дальнего Востока происходил еще более высокими темпами.

К числу основных преимуществ Дальнего Востока следует отнести следующие

1. Макрорегион по-прежнему обладает богатейшим ресурсным потенциалом, бóльшую часть которого еще только предстоит освоить
2. Восток России непосредственно примыкает к странам, которые демонстрируют наиболее высокие темы экономической динамики в мире. Поэтому макрорегион обладает очень хорошими шансами на то, чтобы получить существенную долю выгод от бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона
3. Ускоренное развитие восточных регионов России способно стать антикризисным «компенсатором» в случае ухудшения общей ситуации в глобальной экономике и усиления разного рода санкций со стороны западных стран
4. Ожидаемая реализация ряда крупнейших инвестиционных проектов может придать экономике Дальнего Востока импульс, превосходящий по воздействия импульс от инвестиций, связанных с подготовкой саммита АТЭС в 2012 году
5. Совершенно новые возможности для развития Дальнего Востока может создать планируемое расширение транспортного сообщения между западом и востоком России. С одной стороны, развитие транспортной инфраструктуры позволит серьезно укрепить экономические и гуманитарные связи между Дальним Востоком и остальными частями страны. С другой стороны, это обстоятельство дает возможность значительно повысить степень использования транзитного потенциала Дальнего Востока, переключить на российскую территорию часть мощного грузопотока из Азии в Европу и обратно, а также резко увеличить масштабы вывоза российской продукции в восточном направлении