Климатические риски экономического роста

Порфирьев Борис Николаевич, акад. РАН, директор ИНП РАН

Две группы климатических рисков: природно-климатические и климатически обусловленные. Оборотная сторона мер по борьбе с климатическими рисками. Как эффективно управлять климатическими рисками? Климатический мейнстрим: насколько эффективен набор предлагаемых мер. Какой ущерб от климатических бедствий? Приоритеты глобальных рисков. Радикальная реструктуризация экономики и обеспечение нулевых нетто-выбросов. Оценка эффективности модели низкоуглеродной экономики. Эффективное управление климатическими рисками. Случай Китая.

——————————

Выступление прошло в рамках совместной конференции ИНП РАН и ИОЭПП СО РАН (21-22 марта). Другие выступления и файлы презентаций можно посмотреть здесь:
http://ecfor.ru/konferentsiya-mezhotraslevoe-regionalnii-analiz-i-prognozirovanie

Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists

——————————

Климатические риски – только часть всех рисков для населения и экономики, что доказывают принятые мировым сообществом цели 17 устойчивого развития (ЦУР)

Эффективное управление = комплексное решение в рамках стратегии устойчивого развития, предусматривающее:

— реализацию целостной климатической политики, не ограничивающейся снижением выбросов парниковых газов (Климатическая доктрина РФ и Парижское соглашение: адаптация + поглощение накопленных ПГ + снижение техногенных выбросов ПГ)

— встраивание (интеграцию) решения климатических проблем (климатической политики) в политику социально-экономического развития (mainstreaming) ≠ нынешней модели встраивания политики социально-экономического развития в решение климатических проблем  приоритет решению климатических проблем через экологически устойчивое экономическое развитие

Затраты на адаптацию ~ 0,3% ВВП (оценка по миру) = не бухгалтерские расходы, а текущие затраты и инвестиции в безопасность (снижение риска), в том числе:

— на разработку и реализацию институциональных мер снижения риска: планов готовности к действиям в условиях бедствий; схем страхования от бедствий, СНИП на строительство «климатически» устойчивых зданий и т.д.
— на НИОКР и технологии противодействия «климатически индуцированным» эпидемиям, эпизоотиям и эпифитотиям, повышения устойчивости к последствиям СС человека, растений (семян) и т.д.
— на создание медицинских (лекарственных), продовольственных, финансовых и материально-технических резервов на случай бедствий
— на инвестиции в строительство регулирующих (ГЭС, плотины, системы капельного орошения и т.д.) и защитных (дамбы, лесные полосы и т. д.) сооружений