Как можно снизить конечные тарифы на электроэнергию до 30%? // Система тарифного регулирования
Малоземов Алексей Владимирович (директор АНО «ЦМОК»)
Имеющаяся в настоящее время разнонаправленная модель ценообразования в сферах деятельности инфраструктурных монополий не отвечает текущим требованиям по развитию самих монополий, созданию стимулов развития производства и бизнеса, снижению ценового давления на реальный сектор экономики.
Очевидна необходимость определения приоритетов государственного тарифного регулирования, направленных на создание инструментов тарифообразования, исключающих негативное влияние на экономику страны и обеспечивающих динамичное развитие инфраструктурных монополий.
Выступление прошло в рамках Энергетического семинара А.С. Некрасова. Другие сессии семинара: https://ecfor.ru/nauchnaya-zhizn/seminary-i-konferentsii/ekonomicheskie-problemy-energeticheskogo-kompleksa/
Выходные данные: А.В. Малоземов. Сравнительный анализ уровня цен на электроэнергию в России и других странах / Малоземов А.В. // Сайт ИНП РАН. — 27 апреля 2021. — Энергетический семинар А.С. Некрасова. — URL: https:// ecfor.ru/publication/uroven-tsen-na-elektroenergiyu/ (дата обращения: 12.08.2020).
00:00:00 Вступление
00:00:57 Дисбаланс регулирования
00:08:04 Динамика роста необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков
00:10:06 Дисбаланс тарифов
00:11:38 Как была улучшена позиция в Doing Business по технологическому присоединению
00:15:52 Причины проблем
00:21:28 Что делать?
Вопросы и обсуждение:
00:28:35 Насколько можно снизить тарифы?
00:32:26 Почему не рассматривается вариант передачи регулирования вовне правительства?
00:35:16 Как определять региональную дифференциацию тарифов между регионами? Просьба уточнить методику.
00:45:59 Почему не использовался индекс Лернера?
00:49:45 Учитывается ли статья «прочие расходы» в структуре издержек при анализе?
——————————
Институт Народнохозяйственного Прогнозирования Российской Академии Наук занимается разработкой экономических прогнозов, стратегий регионального развития и прогнозно-аналитическими исследованиями для крупного бизнеса и органов госуправления. Для тех, кто интересуется экономикой, на нашем канале мы выкладываем выступления наших сотрудников и приглашенных экспертов, которые проходят внутри института.
——————————
Другие выступления экономистов на нашем канале, с рубриками по разделам экономики: https://www.youtube.com/channel/UCxGNjiX7kMHyP7yiEn-hmjw/playlists
На нашем сайте в каталоге публикаций Вы найдете выступления наших сотрудников в других СМИ, а также наши научные статьи и другие материалы по экономике:
Необоснованное увеличение показателей ЧЧИМ ведет к завышению тарифов для потребителей, недосборунеобходимой валовой выручки у ряда сбытовых и сетевых организаций или, наоборот, к необоснованному получению денежных средств некоторыми организациями в силу занижения установленной мощности (завышения ЧЧИМ) по тем уровням напряжения, по которым величина полезного отпуска электроэнергии максимальна
Темпы роста тарифов по России для электросетевых организаций определены Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год на уровне 3%
Сокращение количества ТСО не является определяющим фактором, влияющим на снижение необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии
Несмотря на сглаживание роста необходимой валовой выручки гарантирующих поставщиков в течение нескольких лет расходы энергосбытовых компаний стремятся к увеличению, а не к оптимизации и снижению тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.
ФАС России:
«По нашим оценкам, внедрение эталонного метода должно дать совокупный эффект порядка
12,65 млрд. рублей сокращения затрат потребителей
на оплату сбытовых надбавок»
Факт:
Более 100 млрд. рублей –рост затрат потребителей на оплату сбытовых надбавок
Причины проблем
— Отсутствие четкого структурированного плана развития регуляторики, интегрированного в процесс экономического развития страны
— ФАС России не реализует имеющиеся у нее контрольные функции
Попытка заполнить образовавшийся вакуум популистскими лозунгами о панацее в виде:
— нового закона о госрегулировании тарифов
— уникальность отсутствует;
— законопроект «пустой»;
— не отвечает задачам, поставленным Президентом России;
— попытка расширения контрольных и административных функций — федерального регулятора
— нового «уникального» метода регулирования – эталонного метода
— метод «работает» только при строгом соблюдении условий:
— нормирование;
— формирование реальной, экономически обоснованной тарифной базы.